Скачать 58.91 Kb.
|
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Применение законов Ньютона при движении тела под действием нескольких сил. Решение задач». Цели урока:
Методы: • Словесный; • Частично-поисковый План урока:
Ход урока:
Сообщается тема урока. Сообщается цель урока: Подготовка к контрольной работе, решение задач с использованием алгоритма. Вопрос: Для чего применяется алгоритм? Ответ: Применение алгоритма является общим подходом к решению задач с разными типами движения.
Рассматривается задача первого типа: Движение по горизонтальной поверхности. Выполняется задание по алгоритму. Повторяются этапы алгоритма.а 1. Назовите силы, действующие на тело. 2 F 2. Запишите 2 закон Ньютона в векторном виде 3 ) α и в проекциях на оси координат.
Рассматриваются задачи второго типа: Движение по наклонной поверхности. Проводится вводный тест с последующей самооценкой. Вариант 1 Вариант 2 1. Изобразите силы, действующие на тело, и оси координат. а а F F)α ) α 2.Назовите силы: а). – б). – в). – г). – 3. Запишите 2 закон Ньютона в векторном виде: 4. Запишите 2 закон Ньютона в проекциях на оси координат: Ох: Ох: Оу: Оу: 5. Найдите: F-? а-? Оценивание: • Выполнен рисунок – 1балл; • Названы силы – 1 балл; • Записан 2 закон Ньютона в векторном виде – 1 балл; • Записан 2 закон Ньютона в проекциях на оси: Ох – 1 балл, Оу – 1 балл; • Найдены неизвестные величины, входящие в уравнение – 1 балл, • Найденные величины подставлены в уравнение – 1 балл, • Найдена неизвестная величина (F,а) – 1 балл. Оценивание: на «3» – 5 баллов; «4» – 6-7 баллов; «5» – 8 баллов. Учащиеся выполняют самопроверку и самооценку (образец выполнения задания и критерии оценок открываются на одной из частей доски). Затем проводится анализ результатов теста. Учитель просит поднять руки тех, кто оценил свои умения на «5», «4», «3», «2» и подводит итог. «5»- «4»- «3»- «2»-
Решение задачи: № 104 (Мясн.). 3 тип задач: Движение связанных тел. Учитель прочитывает условие задачи: Наклонная доска, составляющая с горизонтом угол α, приставлена к горизонтальному столу (рисунок на доске). Два груза одинаковой массы соединены легкой невесомой нитью, перекинутой через неподвижный блок, и могут перемещаться соответственно по доске и столу. Найти силу натяжения нити и ускорение системы, если коэффициент трения о поверхность доски и стола одинаков и равен μ. Данные задачи записаны на доске. Один ученик изображает силы, направление ускорения системы и оси координат. Далее учащиеся самостоятельно решают задачу в тетрадях по вариантам 1 вариант – для тела на горизонтальной поверхности; 2 вариант – для тела на наклонной поверхности. Задание: Записать уравнения движения, найти неизвестные величины, входящие в уравнения и подставить их в уравнения. Затем конечные уравнения записываются на доске (2 ученика). Проводится проверка и обмен результатами. 4 ученик решает систему уравнений и находит искомые величины. y N1 y N1 T x T Fтр1 1 тело Fтр2 2 тело m1g x m2g ∑F = ma 1 тело – Ox: T – Fтр1 = m1a Fтр1 = μN1 Fтр1 = μm1g Oy: N1 – m1g = 0; N1 = m1g T – μm1g = m1a (1) 2 тело – Ох: m2gsinα – Fтр2 – Т = m2a Fтр2 = μN2 Fтр2 = μm2gcosα Oy: N2 – m2gcosα = 0 N2 = m2gcosα m2gsinα – μm2gcosα – T = m2a (2) Система решается методом сложения: m2gsinα – μm2gcosα – μm1g = a(m1 + m2) g(m2(sinα – μcosα) – μm1) a = ——————————— ☼ m1 + m2 Из 1 уравнения находим Т: T = m1(a + μg) В заключении выделяется главное в решении задач данного типа: Применение алгоритма и решение системы уравнений.
Рассматривается четвертый тип задач: Движение по окружности. Проводится самостоятельная работа. 1 вариант 2 вариант Танк ХМ-1 массой 52 т, имея Летчик массой 70 кг описывает на скорость 18 м/с, въезжает на самолете, летящим со скоростью плоский мост. В результате 180 км/ч, “мертвую петлю” радиусом мост прогибается и образует дугу 100 м. С какой силой прижимается радиусом 40 м. Какова сила летчик к сиденью в верхней точке давления танка на мост в его петли? центральной части? Учащиеся сдают работы на проверку учителю. Затем проводится поэтапная проверка выполнения самостоятельной работы и контроль выполнения каждого этапа решения. Определяется вид движения. Выделяется главное в решении задач данного типа: Применение алгоритма, 3 закона Ньютона и использование формулы центростремительного ускорения.
На уроке мы повторили алгоритм решения задач на применение 2 закона Ньютона, рассмотрели решение задач с разными видами движений и методы их решения. Результаты проведенных тестов показали, что … учащихся овладели умениями решать задачи на применение законов Ньютона. Оцениваются ответы учащихся.
m m a-? Т-? Трением пренебречь. |