Скачать 54.57 Kb.
|
Конспект урока по химии в 11 классе по теме «Окислительно-восстановительные реакции» Цель: углубить и расширить знания учащихся о составлении окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса. Задачи.
Оборудование: ПСХЭ Д.И.Менделеева, мультимедийный проектор, ноутбук, карточки с заданиями, тест, ХОД УРОКА I. Организационный момент (сообщение темы, целей и задач урока) II. Повторение и обобщение изученного ранее материала 1. Самостоятельная работа учащихся у доски по карточкам (с дальнейшим обсуждением). Карточка 1. Определите валентность и степени окисления элементов в следующих соединениях: СН4, Cl2, СО2, NH3, C2H4, СН3СOOH. В чем заключаются особенности определения степени окисления углерода в органических веществах? Карточка 2. Методом электронного баланса найдите и поставьте коэффициенты в следующей схеме окислительно-восстановительной реакции: H2S + K2MnO4 + H2SO4 —> S + MnSO4 + K2SO4 + H2O. Карточка 3. В каких из приведенных ниже уравнений реакций MnО2 проявляет свойства окислителя, а в каких – восстановителя? а) 2MnO2 + 2H2SO4 2MnSO4 + O2 + 2H2O; б) 2MnO2 + O2 + 4KOH 2K2MnO4 + 2H2O; в) MnO2 + H2 = MnO + H2O; г) 2MnO2 + 3NaBiO3 + 6HNO3 = 2HMnO4 + 3BiONO3 + 3NaNO3 + 2H2O. 2. Фронтальный опрос.
III. Отработка и расширение знаний по теме «Окислительно-восстановительные реакции» Какой метод составления уравнения окислительно-восстановительных реакций вы знаете? Какое правило лежит в основе этого метода? Рассмотрим ОВР, где окислителем является КMnO4, в составе которого марганец находится в высшей степени окисления +7. Продукты восстановления КMnO4 зависят от кислотности среды: в кислой восстанавливается до Mn+2 , в нейтральной – до MnO2, в щелочной – до K2MnO4 1.В приведённых ниже схемах даны продукты реакций. Укажите реагенты, составьте уравнения реакций, используя метод электронного баланса: (учащиеся работают в парах сменного состава, затем для проверки ответ выводится на экран) а) KI + КMnO4 + . . . —>MnSO4+ I2 + K 2SO4 + H2O Ответ: т.к в результате реакции получается Mn+2 , следовательно процесс протекает в кислой среде с участием серной кислоты и образуется сульфат калия. 10KI + 2КMnO4 + 8H2SO4 = 2MnSO4+ 5 I2 + 6K 2SO4 +8 H2O 2I-1 -2e —> I20 5 - окисление, восстановитель Mn+7 + 5e —> Mn+2 2- восстановление, окислитель б) NaI + КMnO4 + . . . —> I2 + K2MnO4 + NaOH Ответ: т.к в результате реакции получается K2MnO4 , следовательно процесс протекает в щелочной среде с участием гидроксида калия 2NaI + 2КMnO4 + 2KOH = I2 + 2K2MnO4 + 2NaOH 2I-1 -2e —> I20 1- окисление, восстановитель Mn+7 + 1e —> Mn+6 2- восстановление, окислитель в) . . . + КMnO4 + H2O —> NaNO3 + MnO2 + KOH Ответ: в этой реакции окислитель КMnO4 известен, легко предположить, что восстанавливается нитрит натрия, где N+3, до нитрата: 3 NaNO2 + 2 КMnO4 + H2O = 3NaNO3 + 2MnO2 + 2KOH, N+3 – 2e —> N+5 3 - окисление, восстановитель Mn+7 + 3e —> Mn+4 2 - восстановление, окислитель 2.Обнаружьте и исправьте ошибки в приведённых уравнениях реакций: (учащиеся работают в парах сменного состава) а) 5Na2SO3 + 2 КMnO4 + 6H2SO4 —>2MnSO4 + 5Na2SO4 + K2SO4 + 6H2O (ошибочно стоят коэффициенты 6 перед формулами H2SO4 и H2O; правильные коэффициенты 3) б) NH3 + 8КMnO4 + 8KOH —> KNO3 + 8K2MnO4 + 4H2O (ошибочно стоят коэффициенты 8 и 4 перед формулами KOH и H2O соответственно; правильные коэффициенты 9 и 6) 3.Напишите уравнения реакции взаимодействия между хлором и горячим раствором гидроксида калия, подберите коэффициенты методом электронного баланса. Какую функцию выполняет бром в этой реакции? Вспомните, как называется такой тип ОВР. Ответ (выводится на экран): в этой реакции хлор одновременно является и окислителем, и восстановителем; такие реакции называются самоокисление-самовосстановление (диспропорционирование). 3Cl2 + 6KOH = 5KCl + KClO3 + 3H2O Cl0 – 5e —> Cl+5 1 – окисление, восстановитель Cl0 + 1e —> Cl-1 5 – восстановление, окислитель IV. Этап закрепления материала Химический диктант. Если вы согласны с утверждением, поставьте знак (+), если не согласны – поставьте знак (–).
Ответы.
Ответы выводятся на экран сразу после диктанта, и каждый ученик проверяет себя, насколько он усвоил материал. V. Домашнее задание. (написано на оборотной стороне доски)
VI. Подведение итогов урока. Что нового узнали? Чему научились на уроке? |