Скачать 76.72 Kb.
|
Тема : Однородные и неоднородные определения Цели и задачи : Учебные: дать понятие однородности и неоднородности определений. Развивающие: продолжить формирование умений различать однородные и неоднородные члены предложения; однородные и неоднородные определения; совершенствовать интеллектуальные способности и коммуникативные свойства речи учащихся. Воспитательные: воспитание чувства коллективизма при работе в парах. Оборудование: мультимедиапроектор документ-камера Карточки с заданиями Тест Красные и зелёные сигнальные жетоны. Ход урока I Диагностика усвоения темы « Запятая в предложениях с однородными членами» А)Работа с раздаточным материалом Задание : составить схемы однородных членов. Предложения не записывать. 1. Туча заслонила и лес и небо и сияющую даль. 2. Небо стало заволакиваться не то тучами не то туманом. 3.Немая степь синеет и венцом серебряным Кавказ её объемлет. 4. Серёжа не только хорошо учился но и серьёзно занимался спортом. 5. Сегодня все в доме поднялись ни свет ни заря. 6. Гам птиц шум капели яркий свет солнца разбудили меня. 7.Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена Или дремлешь под жужжанье Своего веретена? 8. Тяжёл тяжёл был для каждого солдата этот марш по городу под взглядами жителей, которые оставались под врагом. Учитель. Проверьте себя по ключу /Ключ на экране /. Исправьте ошибки. Запишите количество правильных ответов. Почему не взяли предложения 3.5,8? Б) Задание « Да- нет». Учащиеся записывают только «да», «нет». Учитель. Нужна ли запятая перед союзом и? Ответ записывайте словом «да» или «нет»
Учитель. Проверьте по ключу /Ключ на экране / Запишите количество правильных ответов. КЛЮЧ. 1)Да. 2)Нет.3) Нет. 4)Нет.5) Нет. 6)Да.7) Нет. Нормы оценок: Без ошибок - «5» Правильно выполнены 10-11 заданий – «4» Правильно выполнены 8-9 заданий – «3» Правильно выполнены 7 и менее заданий – «2» Учитель. Поставьте себе оценку, учитывая результаты заданий А и Б / правильных ответов 12/ II. 1.Изучение нового материала. Учитель. На доске даны предложения для наблюдения. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? А) Мой сад украшают белые красные розы. Б) Железная узорная решётка ограждает памятник. Дети: Ошибка допущена в 1 предложении. Учитель: Почему в предложениях, данных для наблюдения, вы в одном случае между определениями поставили запятую, в другом не поставили? Достаточно ли нам известных признаков однородности членов предложения? Дети: НЕТ. В наших примерах определения отвечают на один вопрос, связаны с одним словом в предложении, но в 1 предложении определения однородные, во 2-нет. В 1 предложении определения характеризуют предмет с одной стороны, а во 2 – с разных сторон. Учитель: В 1 предложении определения являются однородными членами , во втором –неоднородные определения. Сформулируйте тему и главную учебную цель урока. Дети: Тема « Однородные и неоднородные определения». Цель урока - различать однородные и неоднородные определения. Учитель: Почему так важно научиться различать однородные и неоднородные определения? Что показали наблюдения над предложениями? Дети: Это вопрос пунктуационной грамотности: неоднородные определения не разделяются запятой. Учитель: Вы, ребята, отметили один из признаков различия однородных и неоднородных определений: однородные определения характеризуют предмет с одной стороны, а неоднородные – с разных сторон. Но есть и другие признаки.
Задание. Изучив параграф 26 , составить собственный опорный конспект по новому материалу. 2.Учитель. Задание: Проанализируем предложения, найдём однородные и неоднородные определения. Делайте дополнение к конспекту по ходу объяснения. 1) По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит. Учитель. Где стоит определение по отношению к определяемому слову? Дети. Определения, стоящие после определяемого слова, разделяются запятой. Они однородные. 2) Вот и запорошенное снегом пустое поле. Учитель. Как расположены определения? Дети. Распространённое, потом одиночное определения. Неоднородные. 3) Тёмная, беспросветная ночь опустилась над городом. Учитель. Чем являются слова? Дети. Это слова-синонимы. Синонимы – однородные определения. 4) Ярость росла в душе Тараса : кованые, тяжёлые сапоги фашистов топтали его землю. Учитель.Какие слова можно вставить между определениями? Дети. Можно вставить слова «потому что» или «поэтому».Такие определения однородные. 3. Учитель.Составить к материалу список вопросов репродуктивного характера и развивающего./можно определиться по количеству/ Ш Закрепление, построенное по принципу опоры на алгоритм. 1.Работа в парах. Учащиеся попарно отвечают на вопросы друг друга. 2. Работа по учебнику.Задание: доказать однородность и неоднородность определений, опираясь на алгоритм. Упражнения № 171 (1,4,5); № 172(2,3) /выполняются устно/ Дети читают предложения, доказывают однородность и неоднородность определений. Алгоритм распознавания однородных согласованных определений, бессоюзно связанных. / Алгоритм на экране / 1. Определи, где стоит определение / \ после определяемого перед определяемым словом 2.Есть ли среди них распространённое? слова / \ разделяй да нет , 3.Как расположены? 3.характеризуют предмет с одной один., распр. распр.,один. стороны? / \ разделяй не да нет разделяй разделяй 4.Синонимы ? , , / \ да нет разделяй , 5.Эпитеты ? / да разделяй , 6. определений три ? / да разделяй , 7. Можно ли вставить потому что, поэтому? 3. Выполните карточку , проверьте себя по ключу./ Ключ на экране /. Задание: расставьте недостающие знаки препинания. 1.Тонкий лунный свет создаёт странное пугающее впечатление. 2. Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого. 3. Любимые мамины цветы украшали праздничный стол. 4.Вся долина видится нам какой-то мрачной мёртвой безмолвной. 5. Приятный нежный голосок птички звенел не умолкая. 6.Я проснулся от резкого пронизывающего насквозь холода. 7.Прозрачный засыпанный снегом лес молчит. 8.Узкая песчаная дорожка ведет меня к родному крыльцу. 9. Засыпанная жёлтыми листьями узкая тропинка ведёт к сторожке. 10. Серенький промозглый день навевал скуку. КЛЮЧ 1.Тонкий лунный свет создаёт странное, пугающее впечатление. 2. Тянет гарью сухой от костра распалённого, жаркого. 3. Любимые мамины цветы украшали праздничный стол. 4.Вся долина видится нам какой-то мрачной, мёртвой, безмолвной. 5. Приятный, нежный голосок птички звенел не умолкая. 6.Я проснулся от резкого, пронизывающего насквозь холода. 7.Прозрачный . засыпанный снегом лес молчит. 8.Узкая песчаная дорожка ведет меня к родному крыльцу. 9. Засыпанная жёлтыми листьями узкая тропинка ведёт к сторожке. 10. Серенький, промозглый день навевал скуку. Учитель. Проверьте , исправьте ошибки, поставьте себе оценку. Нормы оценок: Без ошибок - «5» Правильно выполнены 8,9 заданий – «4» Правильно выполнены 6-7 заданий – «3» Правильно выполнены 5 и менее заданий – «2» Учитель. Контрольный тест. 1.В этом предложении знаки препинания поставлены верно. А. Наш путь преградила небольшая, горная речонка. Б. Это была смелая, виртуозная работа щедрого мастера. В. И очи синие бездонные цветут на дальнем берегу. 2. В этом предложении знаки препинания поставлены неверно. А. Это единственное решение трудной, математической задачи. Б. И вот, озаряя ухабы, взлетел раскалённый, светящийся солнечный шар. В. Всё было завешено зыбкой, бесформенной пеленой. 3. В этом предложении определения неоднородные, запятыми не разделяются. Знаки не расставлены. А. Погода была холодная ветреная, так что сугробы намело выше окон. Б.Не было ни одной тучки, вследствие чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей. В. Во мне эта песня будила странное большое жуткое чувство. 4.В этом (этих) предложении (-ях) определения однородные, разделяются запятыми. Знаки не расставлены. А. Предо мною нивы печальные снегом покрытые. Б. Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-седое кудрявое облачко. В.Надвигался знойный тяжёлый день. 5. В этом предложении (-ях) знаки расставлены неверно. А. Над прибрежными, пахучими травами вились несметные , бледно-зелёные мотыльки. Б. Тёмные плотно стоящие ели отражались в воде. В. Потом снились ему недавние вагонные разговоры, и ему стало колюче-совестно. Учитель. Проверьте , исправьте ошибки, поставьте себе оценку. Ключ. 1.Б. 2.А. 3.Б. 4.А.В. 5. А.Б. Нормы оценок: Без ошибок - «5» Правильно выполнены 4 задания – «4» Правильно выполнены 3 задания – «3» Правильно выполнены 2 задания - «2 » Домашнее задание. Параграф 26. По выбору: 1)Упр. 174. 2)Упр.176(творческая работа по репродукции картины Карла Брюллова «Всадница») 3) Сочинение «Зимний день», «Зимнее утро», т.д. /для творческих работ условие: в сочинении должны быть предложения с однородными и неоднородными определениями на разные случаи однородности и неоднородности определений/. Подведение итогов. - Что на уроке было главным? - Что нового сегодня узнали? - Чему научились? - Тетради сдайте. Оценка за результаты диагностики в журнал. Оценка за результаты усвоения новой темы будет выставлена по желанию. - Заканчивается урок, и я прошу вас оценить , насколько вы поняли тему. Если вы считаете, что тему усвоили, опустите в коробочку зелёный кружок. Те, кто считает, что не все моменты понятны и требуется дополнительное объяснение, опустите красный кружок. |