Скачать 55.05 Kb.
|
Урок алгебры в 9 классе. Тема урока: Решение уравнений и систем уравнений второй степени. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. Цели урока: Совершенствовать навыки решения уравнений и систем уравнений 2 степени. Учить находить рациональные способы при решении систем. Содействовать развитию мыслительной активности учащихся в процессе обучения. Воспитывать чувство организованности и самодисциплины в процессе работы. Оборудование: проектор, компьютер, экран, Демонстрационный материал: презентация Power Point (Приложение 1)карточки с практическими заданиями (Приложение 2,)тестовые задания ( Приложение 3) памятки (Приложение 4) Ход урока: Организационный момент. Психологическая установка учащихся: Сегодня на уроке мы продолжаем отрабатывать навыки решения уравнений и систем уравнений второй степени. На уроке можно сомневаться, консультироваться, обращаться за помощью. Дать себе установку: понять и быть первым, кто увидел ход решения. Проверка домашнего задания №420(а) двое учащихся у доски, один решает графически, второй аналитически. Цифровой диктант Правильный ответ 5, нет 0. Ребята выполняют задания под копирку, листочек в конце диктанта сдают, а по записи в тетради проверяем. 1)Решением системы называется пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы с двумя переменными в верное равенство. (5) 2)Общий вид биквадратного уравнения ax⁴+bx²+c=0, где, а не равно нулю. (5) 3).Системы равносильны, если имеют одни и те же решения, или не имеют их. (5) 4) Если дискриминант квадратного уравнения больше нуля, то уравнение имеет один корень.(0) 5) График функции y=-8/x расположен в 1 и 3 координатной четверти.(0) 6.) Абсцисса вершины параболы находиться по формуле –b/2a (5) 7) Ветви параболы у=2х²-3х +5 направлены вниз (0) Проверяем по слайду № 2 Слушаем выполнение домашнего задания. Показываем, что результат получился один и тот же. Всегда, ли графический способ решения дает точное решение? Фронтальная (устная работа. Восстанови справедливость. ( У каждого из ребят, набор карточек с цифрами 1,2,3,4 Они выбирают правильный ответ и показывают) 1) Дана функция y=ax²+bx+c. На каком из рисунков изображен график этой функции, если известно, что а>0 и квадратный трехчлен ax²+bx+c. имеет два отрицательных корня. Слайд №3 2) Укажите, какой график задается формулой вида а) у=√х б) у=-2/х (Слайд №4) Рисунок 2 3) Укажите рисунок, где приведена графическая иллюстрация решения системы у=х2 у=2-х Слайд №5 Рисунок 3 4.) График какой функции изображен на рисунке (Слайд №6) 1 у=- х2-3 2 у=-3+х2 3 у=3-х2 4 у=х2-3 Рисунок 4 5) По графикам функций найдите ответ решения системы уравнений (Слайд №7) у=2-х Рисунок 5 у=х2-4 Закрепление изученного. Следующий этап нашего урока - практикум «Спешите узнать» Решив, данные уравнения и системы вы расшифруете фамилию известного математика, философа, поэта. Выбирайте задания по своим силам Ребятам раздаются листы с заданиями. Задания части А , это обязательный уровень (3), часть Б) задания повышенного уровня. У слабых учащихся, карточки инструкции. (Приложение 4). Четыре человека решают у доски. На доске выполняем А-2,4. Б-2,5 (Можно предложить Б-2 выполняют ребята 1 варианта, Б-3 второго.) Во время работы ребята могут спрашивать у учителя, учащихся. Карточки для учащихся Решите уравнения и системы, выберите правильный ответ, из соответствия между буквами и узнайте имя и фамилию известного математика.
Таблица ответов
Проверяем ответы и заполняем таблицу. Слайд №8 Омар Хайям, это персидский поэт, математик и философ который жил и работал в 11 веке. В математическом трактате «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы» изложил решение уравнений до 3 степени включительно. (Слайды 9-11) Решите уравнение: У Хайяма это уравнение формируется так: «Доля квадрата равна половине доли корня» Автор указывает, что «это то- же, как если бы сказали: квадрат равен половине корня Решение, предложенное Хайямом при подстановке получим равносильное уравнение корнем является х=2 (Материал [3] Омар Хайям знаменит не только как математик. Известен он и как поэт. Рубаи Хайяма содержательны по смыслу. Вот один из них: (Слайд12) «Я школяр в этом лучшем из лучших миров Труд мой тяжек, учитель уж больно суров, До седин я у жизни хожу в подмастерьях, Все ещё не зачислен в разряд мастеров» На какую мысль наводит вас это высказывание? Правильно, человеку всегда есть чему учиться. Домашнее задание. Найдите, какую особенность не сумел увидеть Хайям при решении уравнений 3 степени. №3.2.3 №5.1.27 №5.1.34 Задания из[2] Проверка усвоения знаний (слайд 13) Сейчас мы проверим свои знания. Выполнение тестов. (Приложение 3) В конце урока тесты ребята сдают на проверку Спасибо за работу ребята. И вот еще строки Хайяма для раздумья…(Слайд 14) «Если низменной похоти станешь рабом Будешь в старости пуст, как покинутый дом Оглянись на себя и подумай о том, кто ты есть, где ты есть и куда же потом?» Литература: 1.Алгебра: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; Под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 20010 2.А.В. Семенов,А.С.Трепалин. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Математика.2012г. Москва, «Интеллект – центр», 2012. 3.Г.И.Глейзер «История математики в школе» Москва, «Просвещение» 1982 Материал с интернета. 1.Портрет Хайяма http://www.koob.ru/hayam/ 2. Будильник-http://karmanform.ucoz.ru/index/0-25 264-971-897 Овчинникова Л.П. |