Скачать 32.17 Kb.
|
Консультация для воспитателей « Организация и планирование занятий по математике в детском саду» Воспитатель- Хайретденова Светлана Николаевна. В детском саду специальную работу по формированию элементарных математических представлений начинают со старшего звена. Формирование у детей элементарных математических представлений невозможно осуществлять без опоры на наглядность. На каждом занятии дети работают с наглядными пособиями, мелким счетным и другим материалам. Воспитывая умения пользоваться пособиями, поддерживать порядок на своем рабочем месте , воспитатель приучает детей работать организованно, так, чтобы ни одна минута не проходила впустую. Материал программы формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений распределен по годам обучения. В программе каждой группы имеются разделы: « Количество», « Счет», « Величина», «Форма», « Ориентировка в пространстве», « Ориентировка во времени». Чтобы дать детям знания в определенной системе и последовательности, обеспечить равномерное прохождение программного материала, его распределяют по кварталам. Планируя свою работу я пользуюсь примерным распределением программного материала на год, которое дается в пособии. Основная форма работы по развитию у детей математических представлений - занятия. В пособии в каждом конспекте указывается цель занятия, перечень наглядных пособий, методика изучения нового и повторения пройденного материала. Представленные в пособии конспекты занятий следует рассматривать только как возможные варианты. Планируя занятия я учитываю уровень подготовленности детей, изменяю содержание их. Готовясь к занятию я продумываю, какой наглядный материал следует использовать, указываю его в плане занятия. Важно заранее предусмотреть, как обеспечить активную работу всех детей на занятии, а также индивидуальный подход к ним. Например - характер усложнения заданий для тех, кто быстрее других с ним справляется и наоборот как помочь тем кто затрудняется с выполнением задания. Если программный материал плохо усвоили, включаю эти упражнения в следующее занятие, либо провожу дидактические игры соответствующего содержания в утренние и вечерние часы. Занятия по математике рекомендуется проводить в середине недели, сочетать их лучше с физкультурными и музыкальными занятиями. Наш сад малокомплектный, воспитываются дети разного возраста. Программный материал, характер использования методов и приемов работы с детьми разного возраста настолько различный, что обучение осуществляю только по подгруппам ( по возрастам) Важно, чтобы математические знания давались детям каждой возрастной группы в строгой системе и последовательности. В зависимости от того , какие задачи должны быть решены на очередных занятиях с детьми разного возраста, я организую занятия и обучение по- разному, используя все типы занятий, рекомендуемые для детских садов. Занятия по развитию элементарных математических представлений с детьми одной подгруппы наиболее продуктивны. С детьми 7 – го года жизни одно такое занятие должно проводиться еженедельно в течении всего учебного года. В обучении детей по возрастным подгруппам есть преимущество – число детей в каждой подгруппе сравнительно небольшое, значительно меньше времени требуется на проверку выполнения задании, индивидуальную помощь, поэтому воспитатель в ходе занятия имеет возможность опросить всех детей, следовательно, лучше учесть их индивидуальные особенности. Со старшими детьми следует начинать занятия, когда малыши еще завтракают, под присмотром младшего воспитателя. Занятия с подгруппой детей провожу и после общего занятия по другому разделу обучения. В календарном плане я предусматриваю не только занятия, но и другие формы обучения : дидактические игры, дидактические упражнения, наблюдения окружающего ( с целью формирования количественных представлений). Много времени отводиться дидактическим играм, способствующим развитию ориентировки в пространстве и во времени. Игры провожу как в помещении, так и на участке во время прогулки. Особое внимание я уделяю индивидуальным занятиям с теми детьми, которые в силу особенностей развития не могут усваивать материал занятия на равнее со всеми. В календарном плане, я указываю с кем и с кокой целью я буду заниматься, какой наглядный материал использую. Такие занятия проводятся в утренние или вечерние часы, их продолжительность не превышает 3-5 минут. Содержание занятий по математике должно по возможности согласовываться с содержанием занятий по другим видам деятельности. Некоторые задачи формирования математических представлений могут решаться на занятиях по родному языку, изобразительной деятельности, на физкультурных занятиях и музыкальных. Система в использовании всех установленных форм и средств обучения позволяет воспитателю успешно выполнить требования программы по формированию у детей элементарных математических представлений. |