Задание 1: разработать 2 урока в деятельностных технологиях, опираясь на технологические карты.
Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе
Тема
| Звуки х и х . Буква Хх.
| Цели
| Познакомить учащихся с согласными звуками х и х , их особенностями и буквой, их обозначающей
Учить читать слоги и слова с изученной буквой
Закрепить правило написания заглавной буквы в именах собственных
| Основное содержание темы
Термины и понятия
| Зрительный образ буквы. Буква в разных грамматических позициях. Выделение звука в слове. Твёрдость и мягкость согласного звука. Глухие и звонкие согласные звуки.
| Согласный звук, твёрдый, мягкий, глухой, звонкий, парный, непарный.
| Планируемый результат
| Предметные умения
| УУД
|
- сформировать умение соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует;
- закрепить способы определения мягкости и твёрдости звуков х и х , различать звонкость и глухость согласного звука; выделять согласный звук, давать ему характеристику;
- закрепить правила написания имен собственных.
| Личностные:
- формирование индивидуального стиля деятельности;
- осознание значимости правильного произношения слов;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости. Регулятивные:
- закрепление способов выделения согласного звука и его фонетического анализа;
- умение определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- умение совместно с учителем давать оценку своей деятельности на занятии;
Коммуникативные:
- формирование умений слышать и слушать;
- умение строить речевое высказывание в устной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, отнесения к известным понятиям;
- умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение работать в паре.
| Организация пространства
| Межпредметные связи
| Формы работы
| Ресурсы
| Математика. Окружающий мир.
| Фронтальная, в парах.
.
| Азбука, ч.2 с.30-31.
Карточка с буквой, алфавит, смайлики.
| Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе.
Тема. Звуки х и х . Буква Хх.
1. Организация класса.
- Повторяйте за мной
Мы умные,
Мы дружные,
Мы внимательные,
Мы старательные,
Мы отлично учимся,
У нас всё получится! 2. Мотивация к учебной деятельности.
-Когда у человека всё получается?
- Когда у человека хорошее настроение, как вы думаете, он достигнет успеха или нет?
- А когда у вас бывает хорошее настроение?
- А ещё, ребята, хорошее настроение бывает тогда, когда людям весело, когда они улыбаются. Я хочу, чтоб сегодня на уроке у вас было хорошее настроение. А для этого давайте сядем поудобнее, улыбнёмся друг другу и подарим себе успех.
- Вы любите путешествовать?
- Тогда я вам предлагаю отправиться в путешествие на весёлый остров Хохотания. Закройте глазки, а теперь откройте… Посмотрите, как весело вокруг. 3. Актуализация знаний.
-Как вы думаете, почему этот остров имеет такое название Хохотания?
-Как вы думаете, что делают жители, которые живут на этом острове? 4. Фиксация затруднения и выявление причины затруднения.
-Жители этого острова такие весёлые, на что они ни посмотрят, захихикают или захохочут.
-Послушайте эти слова: хохочет, хихикает. Какие согласные звуки помогают жителям острова хохотать или хихикать?
- Какие новые звуки вам встретились в этих словах? 5. Тема и цель урока.
- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (читать слоги и слова с буквой, которая обозначает звуки х и х ). 6. Проблемное объяснение нового знания.
6.1. Знакомство со звуками х и х .Анализ новых звуков.
- Произнесите первый звук в слове хохотать.
-Какой он? (согласный).
-Докажите, что он согласный.
-Что ещё вы можете сказать про этот звук? ( твёрдый).
-Почему он твёрдый?
-Произнесите первый звук в слове хихикать.
-Какой он? (мягкий).
-Почему?
-Сделаем вывод: какие гласные звуки показывают твёрдость согласного?
-А какие гласные звуки показывают мягкость согласного?
-Мы узнали и доказали, что новый звук в одних словах бывает мягким согласным , а в других- твёрдым.
-А что вы ещё можете сказать про этот звук? (глухой).
- Докажите, что этот звук глухой. ( При его произношении не участвует голос).
- Как вы думаете, у него есть парный звонкий звук? Посмотрим на с.45.
-Если у этого звука нет парного звонкого, то как его назвать? (Непарным).
-Сделаем вывод и запомним, что звук х всегда глухой.
6.2. Знакомство с буквой Хх.
-Звуки х и х обозначаются вот такой буквой. ( Карточка с буквой).
-Как при помощи двух указательных пальчиков изобразить эту букву?
- Как называют человека, который рисует картины? (Художник).
-На острове Хохотания тоже живёт художник. А почему именно художник?
-Откройте Азбуку на с.30 и скажите, какую букву изображает художник?
-Заглянем в алфавит и посмотрим, какое место занимает в нём буква х.
-Какой фрукт на букву х здесь изображён? (Хурма). 7. Первичное закрепление.
7.1. Подбор слов.
-Назовите продукты, в названии которых есть новые звуки и буква и укажите место, которое они занимают в слове.
-Вы знаете рыбу, название которой начинается на букву х? (Хек).
7.2. Словарная работа.
-Вы пробовали эту рыбу?
Учитель даёт краткую характеристику этой рыбы.
7.3. Фонетический анализ слова «хек».
-Звуки.
-Слоги.
-Ударение.
7.4. Обобщение.
-С какими звуками и буквой мы сейчас познакомились?
-Для чего мы познакомились со звуками х и х ?
- А с буквой х? (Читать слоги и слова).
7.5. Чтение текста и его анализ.
- Жители весёлого острова с радостью нас встретили, и мы прочитаем текст на с.31.
-Кто прочитает название текста?
-Как вы думаете, о чём будет говориться в тексте?
-Ваши предположения мы проверим после того, как прочитаем текст.
При чтении текста учитель обращает внимание детей на те слова, смысл которых необходимо уточнить. (Хохоталки, хохотуны, смеховоз, смехоход).
-Что общего у слов смехоход и смеховоз?
-О чём прочитали?
-Как зовут девочек на этом острове? (Хохоталки).
-А как зовут мальчиков? (Хохотуны).
- На чём бы вы хотели покататься здесь?
-Можно ли пошалить на этом острове?
7.6. Чтение и заучивание стихотворения.
-Прочитаем хором под картинкой стихотворение.
-Прочитайте про себя.
-Кто сможет без учебника рассказать это стихотворение? 8. Самостоятельная работа в парах.
-Предлагаю вам познакомиться со стихотворением «Весёлый старичок».
-Прочитайте внизу фамилию автора. (Хармс).
- На какую букву она начинается?
- Почему написано с заглавной буквы?
-Прочитайте это стихотворение друг другу и подумайте, почему старичок был весёлым? (Часто смеялся).
-Почему автор назвал героя не старик, а старичок? ( Маленький рост, смех продлевает жизнь, не даёт ему стареть).
-Вывод: чтобы жить дольше, нужно чаще смеяться и дарить улыбку другим. 9. Рефлексия.
-Покажите ваше настроение на уроке при помощи смайликов.
Учебная тема: Сложение и вычитание отрезков (Образовательная программа «Школа 2100») Технологическая карта изучения темы «Сложение и вычитание отрезков»
| Тип урока
| Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
|
| Дидактическая цель
| Формировать умение выполнять сложение и вычитание отрезков. Совершенствовать умение различать целое и части; умение составлять равенства, используя связь целого и частей;
|
| Планируемые результаты
| Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).
Предметные:
- Понимать смысл сложения и вычитания отрезков.
- Уметь выполнять сложение и вычитание отрезков.
- Уметь различать целое и части; составлять равенства, используя связь целого и частей.
|
| Основные понятия
| Сложение отрезков, вычитание отрезков, часть и целое
|
| Ресурсы:
- основные
-дополнительные
|
Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 1. Стр. 46-47.
- тетрадь
- индивидуальные доски, маркеры
- презентация к уроку «Сложение и вычитание отрезков»
- Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Мазурина С.Е., Зайцева И.В. Учусь учиться, или Приключения Смайлика/ Демонстрационное пособие для работы по технологии деятельностного метода «Школа 2000…». М.: УМЦ «Школа 2000…», 2008.
- еженедельник для первоклассников (для самооценки)
- электронные физкультминутки: «Морская зарядка», «Дискотека для зверят» Лыхиной Е.А. МОУ СОШ с. Кстинино Кирово-Чепецкого района Кировской области (источник: http://mail.povary.ru/ )
|
| Организация пространства
| Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Технология проведения
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
| Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
| Планируемые результаты
| I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- уточнить тип урока;
- наметить шаги учебной деятельности.
| Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
Проговаривают девиз урока.
Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.
| Организует проговаривание правил поведения на уроке.
Организует проговаривание девиза урока. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.
Устанавливает тематические рамки.
| 1. Проговаривание стихотворения:
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Для чего нам нужно выполнять эти правила? 2. Слайд 1. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». 3. - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ») 4. Слайд 2. (тематические рамки)
- Мы работаем с числами 1, 2, 3 и понятиями «целое» и «часть».
| Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)
| II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Цели:
- организовать актуализации умений различать целое и части; умений составлять равенства, используя связь целого и частей;
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;
- уточнить следующий шаг учебной деятельности.
| На индивидуальных досках записывают равенства.
Высказывают своё предположение. Фиксируют индивидуальное затруднение.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.
| Организует актуализацию умений различать целое и части; умений составлять равенства, используя связь целого и частей. Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.
Организует фиксирование индивидуального затруднения. Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
| 1. Слайд 2.
- Составьте равенства по рисунку.
Фронтальная проверка:
2+1=3
1+2=3
3–1=2
3–2=1
- Какое число обозначает целое? (3)
- Какие числа обозначают части? (1 и 2) 2. Слайд 3.
- как называются фигуры? (отрезки)
- Чем различаются отрезки? (размером, цветом).
- Выполните сложение отрезков.
- Выполните вычитание отрезков. 3. Разные версии – возникло затруднение.
4. – Какой следующий наш шаг (шаг учебной деятельности)? («Что я не знаю?»)
| Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД)
Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).
| III. Выявление места и причины затруднения
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Физкультминутка
«Морская зарядка»
| Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
| Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
| - В каком месте возникло затруднение? (При сложении и вычитании отрезков).
- Почему возникло затруднение? (Не знаем, как выполнить сложение и вычитание отрезков).
| Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)
| IV. Построение проекта выхода из затруднения
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства;
- уточнить следующий шаг учебной деятельности.
| Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. С помощью учителя ставят цель урока. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Называют средства.
| Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Организует постановку цели урока. Организует составление совместного плана действий. Организует определение средств.
| - Какой следующий шаг учебной деятельности? («Сам найду способ») - Какую цель ставим? (Найти способ сложения и вычитания отрезков). - Наметим наш план действий:
1. Сами найдём способ сложения и вычитания отрезков.
2. Сопоставим свои предположения с учебником.
3. Устраним затруднение.
4. Упражнение в новом действии. - Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)
|
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)
| V. Реализация построенного проекта
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока.
| Под руководством учителя выполняет составленный план действий.
Высказывают свои версии решения проблемы, фиксируют на индивидуальной доске; выбирают, кто будет отвечать.
Сопоставляют свои версии решения проблемы с учебником.
Выполняют задание на индивидуальных досках. Проговаривают тему урока.
| Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
Организует групповую работу.
Организует сопоставление версий решения проблемы с учебником.
Организует устранение затруднения. Организует уточнение темы урока.
|
1. «Сами найдём способ»
А) Работа в мини группах по 4 человека (2 соседние парты). Повторить правила работы в группе.
Б) Один человек от каждой группы
даёт ответ.
2. Сопоставление версий решения проблемы с учебником.
Стр. 46 № 1, 2
3. Устранение затруднения.
Слайд 4. Построить и записать сложение и вычитание отрезков.
4. Проговорить способ сложения и вычитания отрезков. (Упражнение в следующем этапе). - Какая тема урока сегодня? (Сначала формулируют дети) Слайд 5.
| Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им
(Коммуникативные УУД).
| VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. Физкультминутка «Дискотека для зверят»
| Выполняют задание, проговаривая новые понятия, составляют на индивидуальных досках неравенства.
| Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
| Слайд 6.
- Сколько отрезков вы видите? Назовите из (МО, ОН, МН)
- Какой отрезок получится в результате сложения отрезков МО И ОН? Запишите равенство (МО + ОН = МН)
- Какой отрезок получится в результате вычитания из отрезка МН отрезка ОН? Запишите равенство (МН – ОН = МО)
Фронтальная проверка.
| Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
| VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать самопроверку по эталону;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
| Выполняют задание самостоятельно на индивидуальных досках.
Выполняют самопроверку по эталону. Фиксируют «+»,
«–».
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
| Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
| 1. Слайд 7.
а) Начертить отрезок, который получится в результате сложения данных отрезков, составить равенство.
К М М Н б) Начертить отрезок, который получится в результате вычитания отрезка АВ из отрезка АС, составить равенство.
А В С 2. Слайды 8, 9. Эталон для самопроверки
а)
К Н
КМ + МН= КН б)
В С
АС – АВ = ВС 3.
- У кого всё правильно?
- У кого есть ошибки?
- В каком месте ошибки?
- В чём причина?
- Исправьте ошибки.
|
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
| VIII. Включение в систему знаний и повторение
Цели:
- организовать повторение умений составлять равенства, используя связь целого и частей.
| Выполняют задание под руководством учителя в тетради.
| Организует повторение умений составлять равенства, используя связь целого и частей.
| Составление равенств.
Выполнение заданий учебника:
Стр. 46 № 3
Стр. 47 № 4
Стр. 47 № 5
Фронтальная работа.
| Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (Коммуникативные УУД)
| VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
| Отвечают на вопросы учителя. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку в еженедельнике (предмет математика).
| Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
| - Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была? - Оцените свою работу на уроке, используя схему (Слайд 10)
знаю я запомнил
смог - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (не было ошибок), жёлтый (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания).
|
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)
| |