Скачать 310.95 Kb.
|
19 республиканский методический фестиваль «Уроки физики и математики в современной школе» Применение метода проектов для организации внеклассной работы по математике Авторы учителя МОУ «Краснооктябрьская СОШ» Шумерлинского района Чувашской Республики Яковлев Геннадий Владимирович Яковлева Вера Кононовна Красный Октябрь - 2008 Применение метода проектов для организации внеклассной работы по математике Краткая аннотация проекта: Метод проектов – один из способов обучения, позволяющий реализовать педагогические принципы единства теории и практики, развития личности и подготовки её к жизни и труду, интегрировать знания и умения, полученные учащимися при изучении различных школьных дисциплин. В настоящее время в системе технологического образования выполнение учащимися проектов стало важной составной частью учебного процесса. Метод проектов можно применять при организации внеклассной работы по математике. Эта разработка - проект вечера «Путешествие в царство математики», разработанный и реализованный учащимися 7,8 классов для учеников 5,6, 7, 8 классов. Участие в этом проекте позволяет пережить ситуацию успеха многим ученикам 7-8 классов. Введение «Через математические знания, полученные в школе, лежит широкая дорога к огромным, почти необозримым областям труда и открытий» А. И. Маркушевич В процессе обучения школьников математике большое значение имеет хорошо организованная внеклассная работа, так как она является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Разумная занимательность во внеклассной работе с детьми имеет большую педагогическую ценность, потому что позволяет заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьёзную самостоятельную работу. Недаром французский: математик XVII века Блез Паскаль сказал: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным». Такой момент, когда учитель сумел вызвать неподдельный интерес учащихся к предмету, является для него счастливым. Из таких моментов и складывается радость педагогического труда Дидактические цели и задачи: · Основной целью проекта является развитие методической работы в системе дополнительного образования детей в школе; · совершенствование системы дополнительного образования детей по обновлению содержания образовательной деятельности; · обобщение и внедрение в методическую практику инновационных форм работы; · повышение профессиональной квалификации и творческой активности педагога системы дополнительного образования; · создание условий для изучения информационных технологий, различных программ, например, Power Point, текстовые редакторы, программы Word и Excel, Front Page и другие; · объединение усилий по содействию социальной адаптации подростков, их занятости и профориентации; · развитие системы культурно - досуговой деятельности молодого поколения; · повышение престижности качественного образования как основы личного успеха молодых граждан; · развитие системы информационного обеспечения молодёжи; · развитие и укрепление социальной самореализации подростков, включение их в жизнь общества; · обучение учащихся решению практических задач и возникающих при этом проблем; .формирование у учащихся навыка самостоятельного планирования своей деятельности; .формирование навыков работы в команде; .привитие навыков работы с большими объемами информации, выделение главного; .расширение кругозора учащихся при подборе материалов для проведения математических вечеров и игр в средних классах; .выработка навыка уважительного отношения к учащимся; .педагогическая поддержка интеллектуального развития учащихся. Основные этапы подготовки проекта
Содержание проблемы и необходимость её решения программным методом. Компьютерные программные средства использованы на различных этапах проектной деятельности для поиска информации, моделирования и проектирования объекта, оформления документации, презентации проекта, сканировании и обработки фотографий и др. При моделировании объектов и процессов эффективными помощниками являются компьютерные программные средства, к примеру Home 3D, Electronics Workbench. Для составления проектной документации – технологических схем и карт, чертежей – удобно воспользоваться системами автоматизированного проектирования (САПР) и графическими редакторами. Оформление пояснительной записки к проекту обычно выполняется в текстовом редакторе, проведение экономических расчётов – в электронных таблицах. Для рекламы использовали текстовые и графические редакторы, электронные таблицы. Разработка электронной рекламы в виде Web –страницы для Интернета проводилась в редакторе Front Page. При защите проектов использовали доступную школьникам программу подготовки презентаций, в частности, программу Power Point. Мероприятия по реализации республиканской целевой программы «Развитие образования Чувашской Республики на 2006-2010 годы» представляют собой целостную систему мер правового, организационного, финансово-экономического, информационного характера, направленных на создание необходимых условий для выбора учащимися своего жизненного пути для ответственного участия в общественной жизни школы. В период выполнения данного проекта были созданы организационные основы и отработаны механизмы работы с компьютерными программами в школе. Увеличился численный состав кружка «Информационные технологии». В школе есть необходимые условия для более активного включения учащихся в общественную и культурную жизнь, для работы на занятиях кружка «Информационные технологии». В этой связи необходимо работать над повышением качества проводимых занятий в кружке, над обучением учащихся работе с новыми компьютерными программами. Например, обучить учащихся работать в программе Adobe Photoshop, сканировать и переработать информацию в программе… Временные затраты для выполнения проекта Временные затраты учеников при разработке вечера для учащихся среднего звена определяются опытом участия в подобных мероприятиях. Совместные временные затраты учителей и учеников – консультации учителей и библиотекаря для участников проекта – Продолжительность вечера – 45 минут Прогнозируемый результат · Умение учащихся 7-8 классов составлять проекты; · увеличение числа учащихся, занимающихся в кружках «Информационные технологии», «Математический»; · расширение возможностей для занятости подростков во внеурочное время; · снижение численности учащихся, склонных к правонарушениям; · повышение уровня активности школьников в общественной жизни школы; · повышение толерантности в подростковой среде; . повышение любознательности, расширение кругозора; . умение работать на компьютере, научиться работать в различных программах, пользоваться информационными технологиями; . будут закладываться основы формирования исследовательских умений, произойдет накопление индивидуального опыта познавательной деятельности. Программно – техническое обеспечение проекта
Материалы на печатной основе: Е.И. Игнатьев Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. - Москва «Омега», 1994. М.Гарднер Математические чудеса и тайны, издательство «Наука». –М., 1977 Ю. В. Нестеренко, С. Н. Олехник, М. К. Потапов Лучшие задачи на смекалку. – М.:АСТ – ПРЕСС, 1999. Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин. Математическая шкатулка: пособие для учащихся 4-8 кл. –М.: Просвещение, 1988. Е. А. Лебединцева, Е. Ю. Беленкова Алгебра 6 класс. Задания для обучения и развития учащихся. – М.: Интеллект – центр, 2004. Е. А. Лебединцева, Е. Ю. Беленкова Алгебра 7 класс. Задания для обучения и развития учащихся. – М.: Интеллект – центр, 2002. Е. А. Лебединцева, Е. Ю. Беленкова Алгебра 8 класс. Задания для обучения и развития учащихся. – М.: Интеллект – центр, 2003. Г.А.Галперин, А.К. Толпыго. Московские математические олимпиады: книга для учащихся. –М.: Просвещение, 1986. Д.В. Клименченко. Задачи по математике для любознательных: книга для учащихся 5-6 классов средней школы. – М.: Просвещение. 1992. В.А. Гусев, А.И. Орлов, А.Л. Розенталь. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах. –М.: Просвещение. 1984. и др. Интернет ресурсы: Занимательная математика Он-лайн Информационно-поисковая система "Задачи" Виртуальная школа Юного математика Задачная база олимпиад Кенгуру в России Научно-популярный физико-математический журнал "Квант" Олимпиадные задачи с решениями_Тематическая коллекция Юмористические задачи МАЛЫЙ МЕХМАТ МГУ Олимпиады для школьников Московского центра непрерывного образования История математики (проект московской школы №57) Петербургская олимпиада для школьников http://Vschool.ru виртуальная школа “Кирилла и Мефодия” Другие принадлежности
Оформление результатов проекта
Авторы проекта: учителя МОУ «Краснооктябрьская СОШ» Шумерлинского района ЧР Яковлев Геннадий Владимирович и Яковлева Вера Кононовна. Сценарий вечера «Путешествие в царство математики» Занимательный урок-мероприятие Ход урока Цель:1. Совершить путешествие в царство математики. 2. Закрепить:
3. Ознакомиться с некоторыми занятными историями, с биографиями некоторых известных учёных- математиков, физиков. 4. Воспитывать интерес к математике и развить любознательность учащихся. Ведущая. Здравствуйте! Я - Запятая. И вовсе я не сбежала из учебника по русскому языку. Вы ведь и сами знаете, что в математике я тоже нужна. Люблю на досуге встать где-нибудь среди цифр целого и превращаю его в десятичную дробь. В царстве Математики, куда я вас сегодня и приглашаю, я буду вашим экскурсоводом. В нашем царстве есть и король - важный и толстый Нуль, и придворные - Числа, и подданные - Плюсы и Минусы, встречаются даже шпионы - неизвестные Иксы, Игреки и прочие подозрительные типы. А вот и полицейские из детективного агентства «Равно», которые ищут этих неизвестных и, надо вам сказать, нередко находят. СЦЕНКА «НАЙТИ X» (Входят двое «полицейских») Первый. Эх, опять упустили! Второй. Ребята, вы тут такого подозрительного субчика не встречали? Первый. Да, жаль, конечно, но этого мелкого жулика мы всегда поймаем. Нам бы главного мафиози вычислить. Второй. Что, опять уравнение решать придется? Первый. А то, как же, придется! (Пишет на доске уравнение.) 27-32+43 = 17 + 23 14+2х 4 Второй. А чё сделать-то надо? Первый. Как чё? Найти Х! Второй. Ага! Ща-ас! Ребята, помогите, а?! Угу! Это мы мигом... Это нам раз плюнуть... Да вот же он! (Указывает на Х.) Ведущая. Царство Математики - древняя страна. Много занятных историй на её веку. Тише, тише! Слышите? Кто-то стучит... (Входит Ломоносов.) Ломоносов. Низкий поклон вам, люди добрые! Не скажете ли, куда это я попал? Я ведь в Москву иду. Учиться я страсть как хочу! Вот и от батьки потому убёг. Хочу множество наук узнать: грамоту, арифметику. Слыхал я еще про такую науку, что непонятным словом зовется - астрогномия. А еще мечта у меня есть: вот выучусь, открою школу, крестьянских детей учить стану. Учиться всем надобно, а то вот живем мы и не ведаем, как природа устроена, откуда свет и тепло берутся. (Ребята пытаются отгадать героя, если им не удастся, то...) Ломоносов. Да никак вы меня не признали? Михайло я, Ломоносов!) (Уходит.) Ведущая. Конечно, Михаил Васильевич Ломоносов всем вам давно известен. Имя этого человека знают не только в нашей стране, но и за рубежом, и не удивительно, ведь ему принадлежат труды не только по математике и химии, но и физике, астрономии и прочим наукам. Ребята! Сейчас Ясков Александр ознакомит вас с биографией М.В. Ломоносова. (Ясков Александр читает биографию Ломоносова) Ломоносов Михаил Васильевич (1711—1765) Ломоносов родился в Архангельской губернии, в крестьянской семье. С детства он вместе с отцом ходил в море на ловлю рыбы. Мальчик рано научился читать. Ему страстно хотелось учиться дальше, и Михаил Ломоносов отправился в Москву пешком, с обозом мороженой рыбы. В Москве, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, ему пришлось выдать себя за сына дворянина (крестьянскому сыну туда дороги не было). А через шесть лет Михаил Ломоносов в награду за успехи в учении был направлен в Германию для изучения горного дела и химии. Годы упорного труда на пути к знаниям — и Ломоносов становится крупнейшим ученым. Трудно представить себе, как мог один человек сделать так много в самых разных областях знания, в литературе и искусстве. Один французский историк даже считал, что в России есть два Михаила Ломоносова — поэт и химик. Но это был один и тот же человек. И еще Михаил Ломоносов был физиком и художником, астрономом и металлургом, географом и историком, просветителем и государственным деятелем. Физические и химические опыты, которые проводил Ломоносов в своей лаборатории, отличались высокой точностью. Однажды он проделал такой опыт: взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинками, прокалил его, а потом снова взвесил. Пластинки покрылись окислом, но общий вес сосуда при этом не изменился. Так был открыт закон сохранения материи — один из основных законов природы. Одного только этого открытия было бы достаточно, чтобы назвать Ломоносова великим ученым. Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц — молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении — медленнее. Ломоносов сконструировал и построил телескоп для наблюдения звезд и планет. С помощью этого телескопа он открыл, что планета Венера окружена атмосферой, как и наша Земля. Лишь через сто с лишним лет астрономы смогли повторить это наблюдение. Ломоносов всю жизнь неустанно боролся с отсталостью и невежеством, за торжество науки. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, а обитаемых миров в ней бесчисленное множество, что как наша Земля, так и все существующее в природе не неизменно, а непрерывно меняется и развивается. Ломоносов справедливо считается одним из крупнейших астрономов своего времени. До Ломоносова книги в России писали в основном на церковнославянском языке. Михаил Васильевич изучил живой разговорный язык и написал первую подлинно научную грамматику русского языка. Красоту и силу русского языка он показал в своих собственных стихах. Недалеко от Петербурга Ломоносов построил фабрику, на которой по его рецептам изготавливали стекло разных цветов и оттенков. Из разноцветных стеклышек Ломоносов создал несколько прекрасных картин-мозаик, например картину знаменитого Полтавского боя и портрет Петра I. Немало сил стоило Михаилу Васильевичу добиться открытия первого в России высшего учебного заведения — университета в Москве, который теперь с гордостью носит имя М. В. Ломоносова. Ведущая: Ребята, сейчас вам Харитонов Кирилл покажет фокусы по физике 1-й фокус. Зажигается свечка. Одному из ребят предлагается задуть се с помощью воронки, направив ее ось на пламя (свеча не задувается). Предлагается поднести воронку ближе, (Пламя наклоняется в сторону воронки.) Затем фокусник просит помощника направить на пламя стенку воронки и снова дунуть. (Огонь гаснет.) Фокусник просит зрителей объяснить, в чем же дело. Ребята высказывают свои версии. Фокусник объясняет, что в первом случае свечка не погасла, потому что воздух растекался вдоль стенок воронки, создавая воздушный вихрь и образовывая на оси обратный поток. Поэтому когда воронку приблизили к свече, пламя наклонилось к воронке. Если же направить на огонь стенку воронки, воздух затушит пламя. 2-й фокус. Я могу вытащить монетку из воды, не замочив рук, а вы можете? (Ребята предлагают различные способы.) Один из них фокусник представляет их вниманию. Для этого он берет тарелку, наливает немного воды и кладет в нее монетку, Затем опускает в стакан горящую бумажку, переворачивает стакан дном вверх в тарелку, но не на монету. Вода втягивается в стакан, монетка высыхает, и берущий ее не замачивает руки, (Ребята пытаются объяснить это явление.) Затем фокусник предлагает научное объяснение: при горении бумажки воздух в стакане нагревается и расширяется, лишний выходит из стакана. Когда огонь погаснет, воздух остывает и сжимается, давление его в стакане резко уменьшается и вода под действием более высокого атмосферного давления втягивается в стакан. Ведущая. Ой, еще один гость! А это кто? (ВходитПифагор.) Пифагор. Как это кто? Неужели не узнаете? Жил я в Древней Греции в VI веке до вашей эры, а в царстве Математики живу вечно. Вам еще предстоит узнать мою великую теорему, а придуманную мной таблицу вы учили еще во 2 классе. Ведущая: Ребята, послушайте доклад Андреевой Ирины, ученицы 6 класса о Пифагоре. П И Ф А Г О Р (6-й в. до н.э.) Пифагор родился на греческом острове Самос в Эгейском море и, по сохранившимся преданиям, много путешествовал. Жил в Египте, Вавилоне, совершил путешествие в Индию, знакомился с достижениями науки этих стран. Потом он поселился на юге нынешней Италии, где основал пифагорейский союз — общество философов. Отличительным знаком членов этого общества была пятиконечная звезда — пентаграмма, которая у них называлась «Здоровье». Пифагорейцы много занимались наукой, особенно математикой. Самой знаменитой из открытых ими теорем стала теорема Пифагора, гласящая, что сумма площадей квадратов, построенных на катетах прямоугольного треугольника, равна площади квадрата, построенного на его гипотенузе. Получающуюся при этом картинку школьники с давних пор прозвали «пифагоровыми штанами». Пифагорейцы изучили варианты, в которых величины всех сторон прямоугольного треугольника выражаются целыми числами. Вообще они придавали числам очень большое значение, считая, что через них можно выразить все закономерности в мире. И сами числа они наделили разнообразными свойствами. Например, они считали, что 5 символизирует цвет, 6 — холод, 7 — разум, здоровье и свет, 8 — любовь и дружбу и т. д. Числа, равные сумме всех своих делителей, такие, как 6, 28, 496, 8128, они считали совершенными, а дружественными числами называли такие пары чисел, из которых каждое равнялось сумме делителей второго числа. Это пифагорейцы разделили числа на четные и нечетные и заметили, что если складывать последовательно нечетные числа: 1+3+5+7+ +..., то после каждого сложения будут получаться числа, являющиеся полными квадратами: 1, 4, 9, 16... К числу математических наук пифагорейцы относили арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Да, да, музыку! Они установили, что высота звучания струны зависит от ее длины, то есть вновь от числа, и создали первую математическую теорию музыки. Большое внимание пифагорейцы уделяли также физическим упражнениям, а сам Пифагор был олимпийским чемпионом по кулачному бою. Пифагорейцы знали, что Земля – шар, который вращается вокруг Солнца, как и все остальные планеты. Но затем эти знания были забыты, и через две тысячи лет польскому астроному Копернику пришлось вновь отстаивать эту теорию строения Вселенной, которую церковники называли пифагорейской. Пифагор. Ребята, вспомните хоть таблицу умножения. Скажите-ка, сколько будет 7x8, а 6x9, а 3x5, а 5x1? (Все отвечают 56, 54, 15, 5; одна девочка возражает: 5x1 =7.) Пифагор. Как же 7? Это не может быть! 5 будет! Девочка. А вот и нет, будет 7! Могу доказать, что 5 = 7. 5 = 7 Пусть даны два числа а и в, причем а больше чем в в 1,5 раза, то есть а =1,5в. Умножим обе части уравнения на 4 и получим: 4а = 6в Представим левую часть в виде: 4а= 14а- 10а и правую: 6в = 21в- 15в Так как 4а = 6в, то 14а- 10а = 21в- 15в или 15в-10а = 21в-14а 5(3в – 2а) = 7(3в - 2а). Разделим обе части полученного уравнения на 3в - 2а. Получили, что 5 = 7. Найдите ошибку. (Если а = 1,5 в, то 3в = 2а, то есть 3в - 2а = 0, а на 0 делить нельзя.) Ведущая. Ой, что делается в нашем царстве! Просто слов не нахожу! А недавно что было?! Заглянула я в один класс и вижу... Сценка «Два брата» Ведущая. Жили-были два брата: Треугольник с Квадратом. Старший - квадратный, Добродушный, приятный. Младший - треугольный, Вечно недовольный. Стал расспрашивать Квадрат: Квадрат. Почему ты злишься, брат? Ведущая. Тот кричит ему: Треугольник. Смотри, ты полней меня и шире. У меня углов лишь 3, у тебя же их 4. Квадрат. Брат, я же старший, я квадрат. Ведущая. И сказал еще нежней: Квадрат. Неизвестно, кто нужней! Ведущая. Но настала ночь, и к брату, Натыкаясь на столы, Младший лезет воровато, Срезать старшему углы. (Срезает, уходя сказал): Треугольник. Приятных я тебе желаю снов. Ложился спать ты квадратом, А проснешься без углов. Ведущая. Но на утро младший брат Страшной мести был не рад. Поглядел он - нет квадрата, Онемел, стоял без слов. Вот так месть: теперь у брата Восемь новеньких углов. Ведущая. Ой, вы только посмотрите! Да это же сам великий магистр цифр и чисел, знаменитый волшебник Множини Деилини. Он как всегда с чудесными фокусами. 3-й фокус. Фокусник предлагает вниманию зрителей 2 карточки необычной формы и, держа их, как показано на рис. 5, спрашивает, равны ли фигуры. Ответ зрителей утвердительный. Рис.5 Рис. 6 Затем фокусник делает вид, что растягивает одну из карточек и, держа их, как показано на рис. 6, спрашивает, равны ли они теперь. Зрители видят, что одна из карточек больше. Фокусник складывает карточки вместе, убеждая зрителей, что они равны. (Разгадка кроется в форме. Секрет в оптическом обмане.) Ведущая. На этом наше путешествие заканчивается. Спасибо всем за внимание. На следующий день после проведения вечера участники проекта собираются для того, чтобы обменяться впечатлениями, обсудить какие материалы информационная группа отправит на сайт (наиболее удачные фотографии, заметки, интервью). Кроме того, важно обсудить какие моменты необходимо учесть при проведении следующих внеклассных мероприятий. Приложение 1. Доклад «Михаил Васильевич Ломоносов». Выполнил ученик 7 класса Ясков Александр. Приложение 2. Доклад «Пифагор (6-й в. до н.э.)». Выполнила ученица 7 класса Андреева Ирина. Приложение 3. Видео материал о проведённом мероприятии». Приложение 4. План-конспект урока в 5 классе «КРЕСТИКИ – НОЛИКИ» (Урок-игра). Приложение 1 Д О К Л А Д Михаил Васильевич Ломоносов Выполнил ученик 7 класса МОУ «Краснооктябрьская СОШ» Шумерлинского района ЧР Ясков Александр Сергеевич Красный Октябрь – 2007 Ломоносов Михаил Васильевич (1711—1765) Ломоносов родился в Архангельской губернии, в крестьянской семье. С детства он вместе с отцом ходил в море на ловлю рыбы. Мальчик рано научился читать. Ему страстно хотелось учиться дальше, и Михаил Ломоносов отправился в Москву пешком, с обозом мороженой рыбы. В Москве, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, ему пришлось выдать себя за сына дворянина (крестьянскому сыну туда дороги не было). А через шесть лет Михаил Ломоносов в награду за успехи в учении был направлен в Германию для изучения горного дела и химии. Годы упорного труда на пути к знаниям — и Ломоносов становится крупнейшим ученым. Трудно представить себе, как мог один человек сделать так много в самых разных областях знания, в литературе и искусстве. Один французский историк даже считал, что в России есть два Михаила Ломоносова — поэт и химик. Но это был один и тот же человек. И еще Михаил Ломоносов был физиком и художником, астрономом и металлургом, географом и историком, просветителем и государственным деятелем. Физические и химические опыты, которые проводил Ломоносов в своей лаборатории, отличались высокой точностью. Однажды он проделал такой опыт: взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинками, прокалил его, а потом снова взвесил. Пластинки покрылись окислом, но общий вес сосуда при этом не изменился. Так был открыт закон сохранения материи — один из основных законов природы. Одного только этого открытия было бы достаточно, чтобы назвать Ломоносова великим ученым. Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц — молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении — медленнее. Ломоносов сконструировал и построил телескоп для наблюдения звезд и планет. С помощью этого телескопа он открыл, что планета Венера окружена атмосферой, как и наша Земля. Лишь через сто с лишним лет астрономы смогли повторить это наблюдение. Ломоносов всю жизнь неустанно боролся с отсталостью и невежеством, за торжество науки. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, а обитаемых миров в ней бесчисленное множество, что как наша Земля, так и все существующее в природе не неизменно, а непрерывно меняется и развивается. Ломоносов справедливо считается одним из крупнейших астрономов своего времени. До Ломоносова книги в России писали в основном на церковнославянском языке. Михаил Васильевич изучил живой разговорный язык и написал первую подлинно научную грамматику русского языка. Красоту и силу русского языка он показал в своих собственных стихах. Недалеко от Петербурга Ломоносов построил фабрику, на которой по его рецептам изготавливали стекло разных цветов и оттенков. Из разноцветных стеклышек Ломоносов создал несколько прекрасных картин-мозаик, например картину знаменитого Полтавского боя и портрет Петра I. Немало сил стоило Михаилу Васильевичу добиться открытия первого в России высшего учебного заведения — университета в Москве, который теперь с гордостью носит имя М. В. Ломоносова Приложение 2 Д О К Л А Д Пифагор (6 – й в. до н.э.) Выступила на вечере «Путешествие в царство матема- матики» ученица 7 класса МОУ «Краснооктябрьская СОШ» Андреева Ирина Борисовна Красный Октябрь - 2007 П И Ф А Г О Р (6-й в. до н.э.) Пифагор родился на греческом острове Самос в Эгейском море и, по сохранившимся преданиям, много путешествовал. Жил в Египте, Вавилоне, совершил путешествие в Индию, знакомился с достижениями науки этих стран. Потом он поселился на юге нынешней Италии, где основал пифагорейский союз — общество философов. Отличительным знаком членов этого общества была пятиконечная звезда — пентаграмма, которая у них называлась «Здоровье». Пифагорейцы много занимались наукой, особенно математикой. Самой знаменитой из открытых ими теорем стала теорема Пифагора, гласящая, что сумма площадей квадратов, построенных на катетах прямоугольного треугольника, равна площади квадрата, построенного на его гипотенузе. Получающуюся при этом картинку школьники с давних пор прозвали «пифагоровыми штанами». Пифагорейцы изучили варианты, в которых величины всех сторон прямоугольного треугольника выражаются целыми числами. Вообще они придавали числам очень большое значение, считая, что через них можно выразить все закономерности в мире. И сами числа они наделили разнообразными свойствами. Например, они считали, что 5 символизирует цвет, 6 — холод, 7 — разум, здоровье и свет, 8 — любовь и дружбу и т. д. Числа, равные сумме всех своих делителей, такие, как 6, 28, 496, 8128, они считали совершенными, а дружественными числами называли такие пары чисел, из которых каждое равнялось сумме делителей второго числа. Это пифагорейцы разделили числа на четные и нечетные и заметили, что если складывать последовательно нечетные числа: 1+3+5+7+ +..., то после каждого сложения будут получаться числа, являющиеся полными квадратами: 1, 4, 9, 16... К числу математических наук пифагорейцы относили арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Да, да, музыку! Они установили, что высота звучания струны зависит от ее длины, то есть вновь от числа, и создали первую математическую теорию музыки. Большое внимание пифагорейцы уделяли также физическим упражнениям, а сам Пифагор был олимпийским чемпионом по кулачному бою. Пифагорейцы знали, что Земля – шар, который вращается вокруг Солнца, как и все остальные планеты. Но затем эти знания были забыты, и через две тысячи лет польскому астроному Копернику пришлось вновь отстаивать эту теорию строения Вселенной, которую церковники называли пифагорейской. Вы можете ознакомиться с другим материалом: План-конспект урока в 5 классе «Крестики –нолики» (Урок – игра), подготовленный учителем математики МОУ «Краснооктябрьская СОШ» Шумерлинского района ЧР Яковлевым Геннадием Владимировичем. |