Геометрия, VIII класс.
Тема: «Прямоугольник и его свойства».
Цель урока: усвоение учащимися понятия «прямоугольник», доказательство теоремы 6.4. (По книге: Погорелов А. В. Геометрия: Учебное пособие для 7—9 классов средней школы.— М.: Просвещение, 2007 год..)
Оборудование: компьютер с проектором, указка, цветные мелки.
Ход урока:
I этап — актуализация опорных знаний. Ученики разбиваются на две команды.
Ученики обеих команд должны в начале урока в тетрадях для самостоятельной работы воспроизвести опорный конспект по материалу предыдущего урока «Параллелограмм и его свойства» (теоремы 6.2; 6.3).
Капитаном каждой команды становится ученик, который воспроизвел опорный конспект первым. Дальше он следит за рабо- той учеников своей команды. Если ученик поднял руку, это озна- чает, что работа окончена и тетрадь можно положить на стол учи- теля. Если ученик поднял ручку, это означает, что он нуждается в консультации. Каждая консультация лишает команду двух очков. Число консультаций в обеих командах записывается на доске.
На написание опорных конспектов отводится 8—10 мин. Ка- питан собирает тетради у учеников своей команды и в разверну том виде приносит на стол учителя. Если команда не успела сде- лать работу за !0 мин, то она теряет 2 очка за каждую лишнюю минуту; если она выполнила задание меньше чем за 8 мин, то получает по 2 очка за каждую сэкономленную минуту. За этим следят учитель и капитаны команд.
Тетради каждой команды просматриваются учителем во вре- мя консультаций и самостоятельной работы учащихся, результаты проверки сообщаются в конце урока. Побеждает та команда, у ко- торой больше сумма оценок.
II этап — консультация.
На экране проецируются задания через проектор. Например:
Какая фигура называется четырехугольником?
Что называется параллелограммом?
Какие прямые называются перпендикулярными?
Сформулируйте следствие из теорем 4.2 и 4.3.
Сформулируйте признаки равенства прямоугольных треугольников.
От каждой команды выделяются 1—2 консультанта, которые переходят в другую команду и консультируют в случае необходимости поданным вопросам. Консультантов назначают капитаны команд. За хорошо проведенную консультацию и отсутствие вопросов со стороны учащихся команда получает 3 очка. Во время консультации разрешается пользоваться учебником. На консультацию отводится 5—6 мин.
III этап — изучение нового материала.
На экран проецируются рисунки и вопросы. Поочередно капитаны вызывают учеников из другой команды для ответа на вопросы:
Среди предложенных четырехугольников выбрать прямоугольник.
Что можно сказать о градусной мере каждого угла прямо угольника?
Доказать, что у прямоугольника АВСД стороны АВ и СД;ВС и АД — параллельны.
Можно ли утверждать, что прямоугольник — параллелограмм?
На рисунке 2 назвать все прямоугольные треугольники.
Найти равные прямоугольные треугольники и обосновать их равенство.
Какое заключение можно сделать о диагоналях прямоуголь ника?
Сформулируйте свойства, относящиеся одновременно и к па раллелограмму, и к прямоугольнику, и свойства, относящиеся только к прямоугольнику (10—12 мин).
Результаты работы обеих команд (каждая команда отвечает на 4 вопроса) записываются на доске.
IV этап — составление опорного конспекта.
Учащимся предлагается прочесть рассмотренный материал по учебнику (теорема 6.4). Далее учебники убираются, и ученики составляют опорный конспект. Капитаны команд садятся за парты и тоже составляют конспект в рабочих тетрадях.
На четвертый этап урока отводится до 8 мин. Вновь, как и на I этапе команда получает очки за вовремя выполненную работу.
V этап - решение задач. Первой команде предлагается решить задачу: докажите, что если у параллелограмма все углы равны, то он является прямоугольником.
Второй команде предлагается решить задачу: докажите, что если у параллелограмма диагонали равны, то он является прямоугольником.
Для ответа по решению этих задач вызываются самые слабые ученики. Затем подводятся итоги, называется команда-победитель . |