Скачать 114.57 Kb.
|
Материалы заседания № 3 СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Этапы работы по самообразованию 1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач 2. Планирование работы по самообразованию 3. Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов) 4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми) 5. Подведение итогов самообразования Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности. Оформление: ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ I этап (информационно-ознакомительный) - изучение научной, методической литературы, - посещение лекций, семинаров, - анализ и обобщение теоретических данных, -составление программы «Золотая хохлома». II этап (практический) - внедрение в практику полученных теоретических знаний, - апробация программы. III этап (обобщающий) -обобщение опыта работы по теме самообразования, - диагностика и анализ результатов работы. «Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов». Цель консультации: совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию. Задачи: Раскрыть сущность процесса самообразования, острую необходимость самообразования в современных условиях. оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической литературой, выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы. 1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов. Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, в также изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов. Как вы понимание, что такое самообразование? Разные источник дают следующие определения: Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п. Ожигов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя. Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса. Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег. Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию: • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации • Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. • Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. • Изменения, происходящие в жизни общества. формируют образ педагога как «несовременного человека» • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком. • Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно. • Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. • Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом? Источники самообразования. В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать? • Телевидение • Газеты, журналы • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.) • Интернет • Видео, аудио информация на различных носителях • Платные курсы • Семинары и конференции • Мастер-классы • Мероприятия по обмену опытом • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты • Курсы повышения квалификации 2. Организация работы по самообразованию. Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы, наиболее часто возникают следующие проблемы: - не могут определиться с темой самообразования, выделить ее актуальность -не могут правильно сформулировать тему самообразования - при подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе - при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал - не могут сформулировать цель и задачи работы (педагоги предлагают свои решения обозначенных проблем)
3. Результаты самообразования. Что дает самообразование? (мнение участников семинара) Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал. Результат Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования? Повышение качества проводимой с детьми работы; Разработка конспектов. Программ, сценариев, пособий Доклады, выступления Разработка дидактических материалов, наглядности Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям Проведение семинаров, консультаций, мастер-классов Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др. Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога. Организация занятий в ДОУ. Типы занятий Цель: систематизировать знания педагогов о структуре занятий, их классификацией и особенностями, повышать профессиональный уровень педагогов, творческую активность Понятие «Занятие» - Что такое занятие? Занятие – форма организации обучения в детском саду. Структура занятия - Занятие включает в себя три этапа: организация детей, основная часть занятия и окончание занятия. Организация детей: Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания) Создание интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность) Основная часть занятия: Организация детского внимания Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин) Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом) Окончание занятия: Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз)
Комплекс - это целостность, образующаяся из отдельных частей (искусств, видов детской деятельности). Комплексные занятия, как правило, планируются один раз в квартал вместо музыкального или занятия по изобразительной деятельности. Комплексное занятие строится на знакомом детям материале. На таком занятии решаются задачи каждого из видов деятельности. Например: прежде чем нарисовать праздничную улицу города, дети поют песню о празднике, читают стихи. Интегрированные занятия предполагают более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и обучения детей. В интеграции один вид деятельности выступает стержневым, другие помогают более широкому и глубокому осмыслению. Интегрированное занятие направлено на изучение нового материала. Занятие планируется по общей теме для нескольких предметов, может проводиться несколькими воспитателями. Интеграция содержания учебного материала происходит вокруг определённой темы. Например: Занятие «Сказочная птица - лебедь» включало в себя следующие методические приёмы: Рассказ об образе жизни и характерных особенностях, присущих этим птицам Беседа: поведение людей по отношению к животному миру Обсуждение образа лебедя из сказок «Дикие лебеди», «Сказка о царе Салтане», «Гадкий утёнок» Прослушивание фрагмента из балета Чайковского «Лебединое озеро», Сен-Санса «Лебедь» Выполнение творческого задания: покажи как двигается лебедь под музыку. Рассматривание картин Рылова «В голубом пространстве», Врубеля «Царевна Лебедь» Рисование летящих лебедей. В этом занятии объединяются задания по разделам ребёнок и окружающий мир, развитие речи и литературное чтение, музыка, изобразительная деятельность. А цель всех этих заданий: сформировать у детей представление о сказочной птице – лебеди. Подготовка воспитателя к занятиям Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трёх этапов: планирование занятий, подготовка оборудования, подготовка детей к занятию. Планирование занятий: Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия Составить план – конспект, который включает в себя: -Программное содержание (образовательные задачи) -оборудование -предварительную работу с детьми (если необходимо) -ход занятия и методические приёмы Подготовка детей к занятиям Создавать интерес к предстоящей работе Предупреждать детей о начале занятия заранее (минут за 10), чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие Организовать работу дежурных по подготовке к занятию. |