Скачать 147.72 Kb.
|
Конспект урока по алгебре (по технологии ЛОО с использованием базовой методики обучения учащихся решению задач (МОУРЗ) Тема: Задачи на процентную концентрацию ЦЕЛИ урока: а) дать обобщенное представление о задачах на процентную концентрацию; ввести понятия, характеризующие задачи нового типа: доля, процентная концентрация вещества и т.д.; б) познакомить с алгоритмом решения задач нового типа табличным способом (обогатить прежний опыт учащихся в новых условиях); в) развивать самостоятельность и логическое мышление через классифицирование задач; г) систематизировать полученные знания и умения по теме путем составления опорного обучающего конспекта. Тип урока: изучение нового материала Методы обучения: эвристическая беседа, лекция с элементами лабораторной работы, задачный практикум. Оборудование: презентация с обучающим содержанием; плашки опорного конспекта лекции; ёмкости с водой, красители, сахар; списки задач; персональные карточки с мини-тестами №1 и №2. ХОД УРОКА Оргмомент: приветствие, проверка наличия раздаточного материала на столах.
1)Мотивация: На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о текстовых задачах и познакомимся с еще одним их типом. 2)Фокус-примеры: Недосолен суп? И вот уже рука тянется привычно к солонке. Излишне сладкий чай? Не беда, добавим водички. Кому помешает зимой заготовленные впрок сушеные ягоды, грибы или зелень? Любители творога редко задумываются о процессе его приготовления. И уж совсем никогда о металлических сплавах или изготовлении бумаги из целлюлозы . Эти и многие другие примеры иллюстрируют изучаемые на уроках химии процессы, связанные с изменением состава вещества. 3) Итог этапа: Сегодня мы разберемся в математической сути подобных процессов, ведь тема урока «Задачи на процентную концентрацию». (Слайд 1 и запись темы в конспект)
1)Мотивация: Как вы уже знаете, при работе с любой текстовой задачей очень важно в начале этапа анализа условия определить ее тип. Затем необходимо определить величины, характеризующие описанные в ней процессы, отметить их математические связи. Давайте ознакомимся со списком задач, представляющих нашу тематику. Расскажите, о каких процессах в них идет речь. (Фронтальное обсуждение). Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы мини-теста №1(Индивидуально)
2)Рефлексия. (оперативный контроль, огласить общий результат) Итак, очевидно, что опыта нет и научиться решать задачи необходимо. 3) Поэтапное введение понятий: А) Обратимся к первой колонке таблицы вашего конспекта (одному из учеников предложить озвучить перечень ключевых слов, подсказывающих тип задачи). Можете привести свои примеры подходящих слов? А теперь поработаем со второй и третьей колонками таблицы с перечнем ключевых понятий (терминология) и ключевых зависимостей Слайд 2- «смесь» Слайд 3 – «чистое вещество» Слайд 4 – «примеси» Слайд 5 – «доля» Слайд 6 – «процентная концентрация» При работе с задачами на процентную концентрацию помимо рассмотренных зависимостей важно помнить о законах сохранения масс (законах баланса) (Слайд 7) Прокомментируем с точки зрения полученных понятий следующий пример (Слайды 8 и 9 о солевом растворе; комментируют с мест ученики) Переходим к ключевым ситуациям, которые могут иметь место в задачах на процентную концентрацию. В каждой из них определите состояния величин (уменьшение, увеличение, сохранение) (Слайды 10, 11, 12,13 с комментарием учителя и практической работой учащихся по ключевым ситуациям: работа с водой и красителями либо сахаром) 4) Итог этапа через рефлексию: Задание на классифицирование задач по типам ситуаций 1-5 из предложенного списка. 5) Методика решения задач на процентную концентрацию: Рассмотрим первую задачу из нашего списка. К ней, как и к большинству задач на процентную концентрацию, неплохо применяется известный нам по работе с другими типами задач табличный метод. ЗАДАЧА 1. Смешали 30%-ый раствор соляной кислоты с 10%-ым и получили 600 г 15%-го. Сколько граммов каждого раствора было взято? (Слайд 14) Анализ условия задачи: Что происходит по условию задачи? Можно ли описать происходящее словами «было – стало»? (конструируем строки таблицы) Что является целым, что его частью в каждом случае? Какое вещество является чистым? Какими величинами характеризуется каждое состояние смеси? (конструируем столбики таблицы) Какие данные известны? Согласованы ли единицы измерения? (заполняем таблицу) Что требуется найти? (Вносим в таблицу знак «?»)
Поиск решения: Что можно найти по данным задачи? Каким методом будем решать задачу дальше? Какую величину удобно обозначить за х? Почему? Можно ли что-то другое? Что делаем дальше? Какое условие выберем за основание для составления уравнения? Составьте уравнение и решите его. (У доски работает один из учеников для общего контроля)
( Огласить отдельные высказывания)
Найти связь этих задач с задачами на процентную концентрацию. Приложение 1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ Приложение 2. Список задач
Приложение 3. Плашка опорного конспекта на начало урока Конспект урока по теме __________________________________________________ 1)Терминология и формулы
2) Ключевые ситуации: 1.Разбавление водой (или примесями): масса чистого вещества________________________________, масса воды (примесей)_____________, и на столько же ______________ масса смеси. В результате концентрация чистого вещества_________________. 2.Добавление чистого вещества: масса чистого вещества __________, масса примесей____________________________, масса смеси _________________на количество массы чистого вещества. В результате концентрация чистого вещества ________________. 3.Выпаривание воды (или удаление примесей): масса чистого вещества ____________________, масса воды (примесей) ________________ и на столько же __________________ масса смеси. В результате концентрация чистого вещества ________________. 4.Смешивание двух растворов (или соединение двух сплавов): массы чистого вещества, массы примесей и массы смесей соответственно __________________. Концентрация чистого вещества в полученной смеси (сплаве) будет иметь _______________________ по отношению к концентрациям обоих смесей, то есть __________ одного, но _________ другого
Анализ условия задачи: Что происходит по условию задачи? Можно ли описать происходящее словами «было – стало»? (конструируем строки таблицы) Что является целым, что его частью в каждом случае? Какое вещество является чистым? Какими величинами характеризуется каждое состояние смеси? (конструируем столбики таблицы) Какие данные известны? Согласованы ли единицы измерения? (заполняем таблицу) Что требуется найти? (Вносим в таблицу знак «?»)
Поиск решения: Что можно найти по данным задачи? Каким методом будем решать задачу дальше? Какую величину удобно обозначить за х? Почему? Можно ли что-то другое? Что делаем дальше? Какое условие выберем за основание для составления уравнения? Составьте уравнение и решите его. Приложение 4. Вид опорного конспекта на конец урока (красным цветом выделены записи учащихся). Конспект урока по теме Задачи на процентную концентрацию 1)Терминология и формулы
2) Ключевые ситуации: 1.Разбавление водой (или примесями): масса чистого вещества останется без изменения, масса воды (примесей) увеличится, и на столько же увеличится масса смеси. В результате концентрация чистого вещества уменьшится. 2.Добавление чистого вещества: масса чистого вещества увеличится, масса примесей останется без изменения, масса смеси увеличится на количество массы чистого вещества. В результате концентрация чистого вещества увеличится. 3.Выпаривание воды (или удаление примесей): масса чистого вещества останется без изменения, масса воды (примесей) уменьшится и на столько же уменьшится масса смеси. В результате концентрация чистого вещества увеличится. 4.Смешивание двух растворов (или соединение двух сплавов): массы чистого вещества, массы примесей и массы смесей соответственно суммируются. Концентрация чистого вещества в полученной смеси (сплаве) будет иметь промежуточное значение по отношению к концентрациям обоих смесей, то есть больше одного, но меньше другого
Анализ условия задачи: Что происходит по условию задачи? Можно ли описать происходящее словами «было – стало»? (конструируем строки таблицы) Что является целым, что его частью в каждом случае? Какое вещество является чистым? Какими величинами характеризуется каждое состояние смеси? (конструируем столбики таблицы) Какие данные известны? Согласованы ли единицы измерения? (заполняем таблицу) Что требуется найти? (Вносим в таблицу знак «?»)
Поиск решения: Что можно найти по данным задачи? (доли исходных растворов, массу кислоты в полученном растворе ) Каким методом будем решать задачу дальше? (алгебраическим) Какое условие выберем за основание для составления уравнения?(закон сохранения масс) Какую величину удобно обозначить за х? (массу любого из исходных растворов) Почему? Можно ли что-то другое? Что делаем дальше? (выражаем массы кислоты в растворах) Составьте уравнение и решите его. 0,3х + 0,1(600-х) = 90; 0,3х + 60 – 0,1х = 90; 0,2х = 90 – 60; 0,2х = 30; х = 150. 150 г – было первого раствора; 600 – 150 = 450(г) – второго раствора. Ответ: 150 и 450 граммов. |