Скачать 75.2 Kb.
|
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА _____________ Площадь трапеции_____________________________ (Тема урока)
9. Задачи: - знать формулу вычисления площади трапеции, уметь применять ее при решении задач; -развивать навыки логического мышления; -воспитывать познавательный интерес учащихся
Таблица 1. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Таблица 2. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Приложение к плану-конспекту урока «Площадь трапеции». I.Организационный момент Учить приветствует учащихся; просматривает у учащихся наличие учебных принадлежностей; сообщает тему урока, цели урока. II. Повторение 1.Ученикам необходимо прослушать следующие высказывания и выяснить, о какой фигуре пойдет речь на уроке, свой ответ надо обосновать: — фигура представляет собой выпуклый многоугольник; — сумма ее внутренних углов равна 360 °; — существует сторона такая, что сумма внутренних углов, прилежащих к ней, равна 180°; — данная фигура хорошо разбивается на параллелограмм и треугольник. 2.Ученики отвечают на вопросы: — Дайте определение трапеции. — Перечислите виды трапеции. — Как разбить трапецию на параллелограмм и треугольник? — Как разбить трапецию на два прямоугольных треугольника и прямоугольник? — Дайте определение средней линии трапеции, перечислите ее свойства. 3.После обсуждения учитель показывает иллюстрацию (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7ae1d435-0a01-01b2-009d-5793f2a7c1d4/%5BG79_05-02-044%5D_%5BML_006%5D.swf) 4.Учитель предлагает ребятам записать в тетрадях ответы на задания устного теста, который затем проверяется самопроверкой. 1. Выберите трапеции. Ответ: А, Б, Г. 2. Вычислите площади предложенных трапеций. Ответ: а) 34 см2; б) 25 см2; в) 12 см2. III.Изучение новой темы. При изучении новой темы используется ЭОР (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7ae1da62-0a01-01b2-00e6-74d6596bd17b/%5BG79_06-02-053%5D_%5BML_014%5D.swf ) IV.Закрепление новой темы: 1.Устная работа. Вычислите площади предложенных трапеций. Ответ: а) 34 см2; б) 25 см2; в) 12 см2. 2.Групповая работа Найти площадь трапеции с основаниями 10 см и 20 см и боковыми сторонами 6 см и 8 см. Класс предварительно делится на четыре группы, одинаковые по силам. Каждой группе дается время на поиск и обсуждение способов решения задачи. Учитель выступает в качестве консультанта, если нужно, направляет и корректирует процесс ее решения. Каждая группа выбирает одно из решений и оформляет его в тетради. У доски демонстрируются планы решения задачи представителями групп. Решение. Способ I. 1. Проведем ВН АD и СK АD, тогда четырехугольник HВСK — прямоугольник. 2. Пусть АН = x см, тогда KD = (10 – x) см. Используя теорему Пифагора, выразим высоту h из треугольников АВН и СKD: h 2 = 62 – x2, h2 = 82 – (10 – x)2. Составляя и решая уравнение, получим, что h = 4,8 см. 3. Тогда Способ II. 1. Проведем СН АD и СK АВ, тогда АВСK — параллелограмм. Следовательно, АK = ВС = 10 см и АВ = KС = 6 см. 2. Рассмотрим треугольник KСD, в котором KС = 6 см, СD = 8 см, KD = 10 см. Так как KD2 = KС2 + СD2, то по теореме, обратной теореме Пифагора, треугольник KСD — прямоугольный. 3. Можно найти высоту по формуле: 4. Площадь трапеции находим так же, как и в первом способе решения. Способ III. 1. Продолжим АВ до пересечения с СD в точке Е, проведем СK АВ. 2. Устанавливаем, что АВСK — параллелограмм и треугольник KСD — прямоугольный. 3. Треугольники AЕD и KСD подобны по первому признаку (D — общий, KСD = АЕD по свойству параллельных прямых), коэффициент подобия k = 2, так как 4. Отсюда АЕ = KC·k = 12 см, DE= DC·k = 16 см. 5. Так как треугольники AЕD и KСD — прямоугольные, то Площадь треугольника AЕD можно было найти через отношение площадей подобных треугольников: SAED = 4·SKCD. Теперь можно найти площадь трапеции: S = SAED – SKCD = 96 – 24 = 72 см2. Способ IV. 1. Проведем СK АВ и соединим точки K и B отрезком. 2. Нетрудно доказать, что треугольники АВK, ВKС, KСD равные и прямоугольные. 3. После анализа всех решений приходим к выводу, что самым рациональным и оригинальным является четвертый способ, а наиболее естественным и привычным — первый. V.Домашнее задание: п.53, стр.126-127 1. Найдите площадь трапеции, у которой параллельные стороны имеют длины 25 см и 11 см, а непараллельные — 13 см и 15 см. 2. Составьте трапецию из трех равнобедренных треугольников, выберите самостоятельно длины сторон и вычислите площадь трапеции. VI.Итог урока При подведении итогов урока показываем иллюстрацию (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7ae1da6d-0a01-01b2-00ff-0239abc1a7c2/%5BG79_06-02-053%5D_%5BPS_048%5D.swf) Следует сделать акцент на всем объеме материала, который был использован на уроке. Можно предложить ребятам перечислить основные теоремы, которые применялись при решении задач. |