Скачать 57.57 Kb.
|
Программа спецкурса по математике: 11 класс Довузовская подготовка « Трудные вопросы математики для подготовки учащихся в технические вузы» «Программа спецкурса по математике» является школьной вариативной составляющей математического образования для учащихся, имеющих склонности к предмету и желающих пополнить базовые знания с целью поступления в вузы. Особое значение при изучении спецкурса отводится усвоению методов решения задач, связанных с исследованием функций, математическим моделированием процессов политехнического и прикладного характера. Особое место уделяется решению нестандартных задач. В «Программе» подчеркивается особая роль активизации процесса обучения при овладении материалом спецкурса, которая должна быть обеспечена использованием проблемного изложения материала, подачей материала крупными блоками, использованием опорных конспектов, применением компьютерных технологий. В разделе «Особенности методики» важное место автор уделяет способам общения учащихся на занятиях, которые содержат элементы парного, группового, коллективного решения проблемных ситуаций, диалог в ходе решения, устные и магнитофонные опросы, защиту решений, самостоятельную проработку теоретического материала, элементы контроля и самоконтроля. Цели спецкурса. 1. Овладение математическими знаниями, владение научной терминологией, эффективное её использование; применение знаний в нестандартных и проблемных ситуациях. 2. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование логических навыков выделения главного, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации, абстрагирования. Владение рациональными приёмами работы и навыками самоконтроля. 3. Обеспечение гарантированного качества подготовки выпускников для поступления в вуз и продолжения образования, а также к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры. Пояснительная записка. Задачи обучения. 1. Овладение математическими знаниями. Усвоение аппарата уравнений и неравенств, как основного средства математического моделирования прикладных задач. Изучение методов решения планиметрических задач. Систематизация по методам решений всех типов задач по тригонометрии. Изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, усвоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся. Изучение функций как важнейшего математического объекта средствами алгебры и математического анализа, раскрытие политехнического и прикладного значения общих методов математики, связанных с исследованием функций. 2. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности. Формирование представлений о методах математики. Структура программы. В программе представлены содержание математического образования, требования к уровню подготовки выпускников. Содержание программы разработано на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ: среднего (полного) общего образования, углублённого изучения математики, а также программы профильного обучения. В программе приводится примерное распределение учебного времени по разделам и темам. Программа составлена для 11 класса с углублённым изучением математики. Количество часов за учебный год – 68. Разделы. 1. Алгебраические уравнения и неравенства – 18 часов. 2. Планиметрия – 12 часов. 3. Тригонометрические уравнения, системы и неравенства – 11 часов. 4. Стереометрия – 8 часов. 5. Показательные и логарифмические уравнения, системы неравенства – 11 часов. 6. Функции и их графики – 8 часов. Каждый раздел делится на темы. Каждая тема рассчитана на один час. Содержание. Алгебраические уравнения и неравенства – 18 часов. 1.Алгебраические уравнения с одной переменной – 1 час. 2.Равносильность уравнений. О Д З – 1 час. 3.Квадратные уравнения и сводящиеся к ним – 1 час. 4.Уравнения высших степеней – 1 час. 5.Теорема Безу – 1 час. 6.Нестандартные уравнения – 1 час. 7.Уравнения с параметрами – 1 час. 8.Системы уравнений – 1 час. 9.Однородные уравнения – 1 час. 10.Однородные системы уравнений – 1 час. 11.Симметрические системы уравнений – 1 час. 12.Введение новых переменных – 1 час. 13.Системы уравнений с параметрами – 1 час. 14.Задачи на составление уравнений – 1 час. 15.Неравенства – 1 час. 16.Неравенства вида |f(х)|<|g(х)|, |f(х)|>g(х) – 1 час. 17.Системы неравенств – 1 час. 18.Задачи из вариантов вступительных экзаменов – 1 час. Контрольная работа. Планиметрия. 19.Подобие треугольников – 1 час. 20.Отношение площадей подобных треугольников – 1 час. 21.Свойства медиан и биссектрис – 1 час. 22.Свойства касательных, хорд, секущих – 1 час. 23.Вписанные и описанные четырехугольники – 1 час. 24.Теоремы косинусов синусов – 1 час. 25.Применение тригонометрии к решению геометрических задач – 1 час. 26.Угол поворота – 1 час. 27.Площадь треугольника – 1 час. 28.Площадь выпуклых многоугольников – 1 час. 29.Рисунок в геометрической задаче – 1 час. 30.3адачи из вариантов вступительных экзаменов – 1 час. Контрольная работа. Тригонометрические уравнения, системы и неравенства. 31.Метод разложения на множители – 1 час. 32.Метод введения новой переменной – 1 час. 33.Метод введения дополнительного угла – 1 час. 34.Метод оценок – 1 час. 35.Однородные уравнения – 1 час. 36.Системы тригонометрических уравнений – 1 час. 37.Тригонометрические неравенства – 1 час. 38.Уравнения, содержащие параметр – 1 час. 39.Системы уравнений, содержащие параметр – 1 час. 40.Неравенства, содержащие параметр – 1 час. 41.Задачи из вариантов вступительных экзаменов – 1 час. Контрольная работа. Стереометрия. 42.Угол между двумя прямыми – 1 час. 43.Расстояние от точки до прямой – 1 час. 44.Уравнение плоскости – 1 час. 45.Угол между двумя плоскостями –1 час. 46.Угол между прямой и плоскостью – 1 час. 47.Расстояние от точки до плоскости – 1 час. 48.Сфера и многоугольники – 1 час. 49.Задачи из вариантов вступительных экзаменов – 1 час. Контрольная работа. Показательные и логарифмические уравнения, системы, неравенства. 50.Логарифмирование и потенцирование – 1 час. 51.Показательные уравнения – 1 час. 52.Логарифмические уравнения – 1 час. 53.Системы уравнений – 1 час. 54.Уравнения, содержащие параметр – 1 час. 55.Показательные неравенства – 1 час. 56.Логарифмические неравенства – 1 час. 57.Метод интервалов – 1 час. 58.Метод интервалов для сложной экспоненты – 1 час. 59.Решение логарифмических неравенств, содержащих параметр – 1 час. 60.Задачи из вариантов вступительных экзаменов – 1 час. Контрольная работа. Функции и их графики. 61.Область определения функции – 1 час. 62.Четные и нечетные функции – 1 час. 63.Периодические функции – 1 час. 64.Асимптоты – 1 час. 65.Возрастание (убывание) функции – 1 час. 66.Критические точки функции, максимумы и минимумы – 1 час. 67.Построение графиков функций – 1 час. 68.Задачи из вариантов вступительных экзаменов – 1 час. Контрольная работа. Требования к математической подготовке. Учащиеся должны знать и правильно употреблять термины «уравнение», «неравенство», «система», «совокупность», «модуль», «параметр», «логарифм», «функция», «асимптота», «экстремум». Знать методы решения уравнений. Знать основные теоремы и формулы планиметрии и стереометрии. Знать основные формулы тригонометрии и простейшие тригонометрические уравнения. Знать свойства логарифмов и свойства показательной функции. Знать алгоритм исследования функции. Уметь решать алгебраические, тригонометрические, показательные и логарифмические уравнения и неравенства. Уметь решать системы уравнений и системы неравенств. Уметь изображать на рисунках и чертежах геометрические фигуры, задаваемые условиями задач; проводить полные обоснования при решении задач; применять основные методы решения геометрических задач: поэтапного решения и составления уравнений. Особенности методики. 1. Подача материала крупными блоками. 2. Опорные конспекты. 3. Использование индивидуального компьютера. 4. Индивидуальная работа учащихся по усвоению теории. 5. Блок практики. 1) Практическая работа в классе (наиболее сложные контрольные вопросы и задачи). 2) Самостоятельное решение. 3) Взаимопроверка выполненных заданий. 6. Контроль и оценка ЗУН. 1) Устный опрос по конспекту; магнитофонный опрос. 2) Парный и групповой взаимоконтроль. 3) Самоконтроль. 4) Контрольная работа. ЛИТЕРАТУРА. Виленкин Н.Я. Алгебра и математический анализ.11класс. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики.- М.:Просвещение,2000г. Александров А.Д.Геометрия для 11 класса. Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики.- М.: Просвещение, 2000г. Мерзляк А.Г. Тригонометрия. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. Прасолов В.В. Задачи по планиметрии.- М.: МЦНМ. Шклярский Д.О. Избранные задачи и теоремы элементарной математики. Геометрия (планиметрия).- М.: Физматлит, 2000. Шклярский Д.О. Избранные задачи и теоремы элементарной математики. Геометрия (стереометрия). – М.: Физматлит, 2000. Шклярский Д.О. Избранные задачи и теоремы элементарной математики. Арифметика и алгебра. – М.: Физматлит, 2001. Сканави М.И. Полный сборник решений задач для поступающих в вузы. Группа повышенной сложности.- М.: Альянс-В,1999. Шабунин М.И. Пособие по математике для поступающих в вузы.- М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000. Яковлев Г.Н. Пособие по математике для поступающих в вузы.- М.: Физматлит,2001. Билеты письменных вступительных экзаменов в МФТИ по математике (1994-2001г.). Галицкий М.Л. Углубленное изучение алгебры и математического анализа.- М.: Просвещение, 1997г. Паповский В.М. Углублённое изучение геометрии в 10-11 классах.- М.: Просвещение, 1993 г |