План-конспект урока по русскому языку
5 класс Тема: Суффикс, его назначение в слове
Тип урока: Урок закрепления и применения новых знаний на практике в технологии деятельностного метода
Автор: Девятиярова Ольга Ярославовна
Основные цели:
Цель урока: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о суффиксе и его назначении в слове.
Задачи урока:
Образовательные:
1.выявить затруднение в усвоении учебного материала, определить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме «Суффикс».
Развивающие:
развивать навыки словообразовательного разбора и разбора слова по составу;
совершенствовать умение видеть орфограмму в суффиксах существительных
развивать умение работать в паре, в группе, самостоятельно строить и применять новое знание;
Воспитательные:
1.воспитывать ответственность, собранность, создать условия для реализации самооценки учащихся.
Оборудование: учебник «Русский язык» 5 класс, 2 часть, авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.
Карточки для работы в группах.
Этапы урока
открытия нового знания в ТДМ
| УУД, выполняемых обучающимися на соответствующих этапах
| 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин)
| - Чему были посвящены наши последние уроки?
- Сегодня мы продолжим наше знакомство с суффиксами и их назначением в слове и выявим затруднения в усвоении данной темы.
- Как вы будете это делать? Назовите 2 способа учебной деятельности. (Сначала выясним, пробелы в знаниях, а потом сами исправим их и получим новое знание)
- Что мы должны делать, если хотим получить хорошие знания? (трудиться)
Если постараться,
Можно разобраться,
Если потрудиться –
многого добиться.
| - самоопределение (Д);
- смыслообразование (Д);
- планирование учебного сотрудничества (Ц)
| 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-6 мин.)
| - С чего начнём работу на уроке?
(С повторения)
- Что такое морфема?
- Что такое суффикс?
-Для чего служит суффикс?
Работа в группах.
1 группа.
Одинаковы ли суффиксы в словах учительство и строительство?
Ребята выполняют разбор слов по составу.
2 группа.
Спишите, вставьте пропущенную букву, обозначьте орфограмму.
Велосипед…к,ореш…к, гараж…к, салат…к, карниз…к, солдат…к, грибоч…к, паркет…к, брат…к, горош…к, ровеснич…к, лепесточ…к.
| - мотивационная основа учебной деятельности (Л);
- смыслообразование (Д);
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия (П);
- использование знаково-символических средств (П);
- построение логической цепи рассуждений (П);
- достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (П);
- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Ц);
| 3. Выявление места и причины затруднения (4-5 мин.)
| − Какое задание вы выполняли?
− В чем ваше затруднение? (Мы не знаем ,одинаковы ли суффиксы в данных словах).
− Почему же возникло затруднение?
(Мы не знаем значения суффиксов, не можем правильно выполнить разбор слов по составу).
| учебно-познавательный интерес (Н);
- смыслообразование (Д);
- - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (Д);
- постановка и формулирование проблемы (П);
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (Н);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (Д)
| 4. Построение проекта выхода из затруднения (3-4 мин.)
| − Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Повторить всё, что знаем о суффиксе, повторить значение и правописание суффиксов существительных и прилагательных )
− Сформулируйте тему урока. (Суффикс и его назначение в слове)
− Чтобы вы смогли сами устранить ошибки, я вам предлагаю работать по плану.
На доску вывешивается план:
Понаблюдать за составом слов – имён существительных и прилагательных.
Обобщить результаты наблюдений, сделать вывод: с помощью каких суффиксов образуются имена существительные и прилагательные.
Создать опорную схему для решения поставленных задач.
| - постановка познавательной цели (П);
- познавательная инициатива (Н);
- планирование, прогнозирование (Д);
- построение логической цепи рассуждений (Д);
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Д);
| 5. Реализация построенного проекта (3-4 мин)
| −Я предлагаю вам работать в группах.
(В случае необходимости актуализируются правила работы в группах)
− Выполните задания в группах.
(Ответственный от каждой группы получает лист с заданием для работы в группах и лист для оформления ответов)
Строить строительство
Собирать собирательство
Учить учительство
Вывод: суффиксы в приведённых словах разные: учительство – это «учителя и учительницы», значит, слово делится на части выделением трёх суффиксов (и, тель, ств). Строительство – это процесс возведение сооружений, а собирательство – это процесс собирания чего-либо, поэтому здесь суффикс тельств. Значит, чтобы правильно выделить суффикс в слове, следует правильно определить его значение.
Платоч…к, зайч…к, пирожоч…к, ключ…к, мяч…к, подзаголовоч…к, стульч…к, брат…к.
Вывод: в словах с суффиксом ек гласный е становится беглым. Например, платочек – платочка.
Составляем алгоритм действия.
1.Находим орфограмму в суффиксах ек,ик.
2.Изменяем форму слова.
3. Смотрим, есть ли беглый гласный.
4.Да, пишу ек; нет, пишу ик.
| - использование знаково−символических средств (П);
- моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (Д);
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);
- построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);
- осознание ответственности за общее дело (П);
| Физкультминутка
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин.)
| − Закрепить правильно писать слова с суффиксом ик и ек вам поможет следующее упражнение: с.164 упр. 397.
- Подберите однокоренные слова с суффиксами, имеющими уменьшительно-ласкательное значение.
- Расскажите друг другу, как образовались эти слова
(затем несколько учеников проговаривают вслух)
| - построение логической цепи рассуждений, доказательство (Д);
- использование критериев для обоснования своего суждения (Д);
- осознание ответственности за общее дело (П);
-контроль (Н);
- коррекция (Ц);
| 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)
| − Разобрались? Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)
Машина - машинист
Гитара – гитарист
Пианино – пианист
Виолончель – виолончелист
Водит - водитель
Переплетает – переплётчик
Грузит – грузчик
Охотится – охотник
Добывает – добытчик.
Забор –заборчик
Мотор – моторчие
Порог – порожек
Лещ –лещик
Пёс - пёсик
Ребята выделяют суффиксы
| - использование знаково−символических средств (Ц);
- выполнение действий по алгоритму (Д);
- доказательство (Д);
- контроль (Н);
- коррекция (Н);
- оценка (Н);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (П);
| 8. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.)
| − Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания?
- Разгадайте шарады.
Корень тот же, что и в слове склоняться, суффикс тот же, что и в слове обращение, окончание существительного среднего рода в именительном падеже, а целое – грамматический термин.
Корень тот же, что и в слове полагать,пиставка из слова приложение, суффикс тот же, что и в слове овосклицательный, окончание такое же, как в слове числительное, а целое – слово, обозначающее признак предметов.
- Составьте и запишите словосочетания с этими словами, разберите их по составу.
- Запишите новые словарные слова: конфета, корзина, костюм. Как эти слова связаны с темой нашего урока? Можно ли образовать от этих слов новые. Добавив суффикс. Какие слова у вас получились. С одним из слов составьте простое предложение, запишите его.
| - поиск и выделение необходимой информации (П);
- моделирование, преобразование модели (П);
- построение речевых высказываний (Т);
- подведение под понятие (П);
- выведение следствий (П);
- доказательство (П);
- планирование учебного сотрудничества (К);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (Д);
- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (Д);
| 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.)
| − Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чём у вас было затруднение?
- Как не ошибиться при обозначении суффикса в слове?
С помощью каких суффиксов образуются существительные?
Как проверить правописание е и и в суффиксах ек и ик?
− Что вам помогло восполнить пробелы в знаниях и открыть новое знание?
Был ли этот урок для вас полезным?
Д/з выполнить упражнение 399.
| - самооценка на основе критерия успешности (П);
- рефлексия способов и условий действия (П);
- адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Ц);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Н);
- формулирование и аргументация своего мнения (Д);
- планирование учебного сотрудничества (Н)
|
План-конспект урока подготовлен учителем русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 861 Девятияровой О.Я. |