Рекомендации к выполнению итоговой зачетной работы
В соответствии с программой повышения квалификации по теме «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения» 3 (вариативного) модуля предусмотрено выполнение зачетной работы - разработка конспекта урока в соответствии с требованиями ФГОС ООО и его моделирование с позиций системно-деятельностного подхода в групповой (3-4 человека) или индивидуальной формах.
При выполнении итоговой зачетной работы педагоги могут воспользоваться листом анализа и проектирования урока (Приложение 1), а также рекомендациями к анализу урока и критериями результативности урока в рамках ФГОС ООО (Приложение 4).
Зачетная работа слушателей курсов ПК должна включать титульный лист (Приложение 2) и технологическую карту урока (Приложение 3).
Требования к разработке конспекта урока и критерии его анализа
1. Соответствие структуры урока положениям системно - деятельностного подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно - оценочного этапов, участие обучающихся в целеобразовании, планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий.
2. Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.
3. Технологичность структуры урока: диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока, соответствие целей и результата, критериальная оценка результата, строгая логика действий учителя и учащихся.
4. Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения.
Требования к оформлению зачётной работы
Материалы (объем конспекта урока – от 5 до 7 страниц) в формате текстового процессора Microsoft Word. Формат страницы – А 4, поля: 2 см; шрифт Times New Roman, 13; интервал –1,5, абзацный отступ – 1,25 см, форматирование по ширине страницы.
Работу необходимо представить в печатном и электронном виде в день зачёта.
Приложение 1
ЛИСТ анализа УРОКА (предлагается АОУ ВО ДПО «ВИРО»)
КЛАСС_____ДАТА____________ УЧИТЕЛЬ___________________ЭКСПЕРТ____________________________
ТЕМА_______________________________________________________________________________
Цель урока______________________________________________________________________________
№
| ПАРАМЕТРЫ
| Баллы
| УУД
| Соот.пр.с.
| 1
| Целеполагание:
преобразование педагогической цели в проблемную ситуацию, ведущую к целеобразованию;
групповое обсуждение значения темы и цели урока для решения жизненных задач ребенка
групповое обсуждение значения темы и цели урока для изучения предмета;
организация сопоставления индивидуальных целей с вариантом, предложенным педагогом (учебником)
групповое обсуждение того, что знают и что хотели бы узнать о теме урока;
определение учителем значения темы и цели урока для усвоения знаний по предмету;
|
3 2,5 2
1,5 1 0,5
|
П, К,Л, Р П, К,.Л П, К
П, Р П, Р
|
«+» или «+,─», «─»
| 2
| ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ
формулировка целей, учебных задач;
выбор целей, учебных задач;
выбор количества и уровня трудности заданий;
выбор способа выполнения и формы организации деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной деятельности)
рассмотрение разных вариантов ответов;
оценка детьми своей работы; анализ детьми ответов других учащихся
|
0,5
0,5
0,5
0,5 0,5
|
Р, П, Л
Р, Л
Р, Л
П, Р,Л Р, Л
|
| 3
| ФОРМИРОВАНИЕ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ
выделение учащимися проблем, постановка задач;
построение гипотез и планов их проверки;
выполнение обучающимися заданий, имеющих множество решений;
поиск информации, дающей представление о происхождении явления (понятия);
поиск способа решения (он не может быть задан);
участие обучающихся в дискуссии
|
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
|
П, Р
П, Р
П, Р П, Р
|
| 4
| РЕАКЦИЯ НА ОШИБКИ УЧЕНИКОВ
использование ошибки для углубления знаний
предоставление возможности ученику самому исправить ошибку
провокация ошибки учителем
предупреждение ошибки учителем
исправление ошибки другими учащимися
исправление ошибки учителем
|
0,5
0,5 0,5
0,5
0,5
0,5
|
П, Л
П, Л Р
Р К
|
| 5
| ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ПЕДАГОГА
помогает прояснить, конкретизировать мнение учащегося
выражает свое отношение к ситуации взаимодействия на уроке
уважительно выслушивает дополнения, предложения, идеи детей
подбадривает неактивных, привлекает их к работе
инструктирует, советует
прибегает к внушению, убеждению учащихся
|
0,5
0,5 0,5 0,5
0,5
0,5
|
П, Л, Р,К
Л, К Л, К П, К, Л
Л, К,П
Р, Л,К
|
| 6
| ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
побуждает к самооценке в форме описания продвижения, переформулирования «недостатков» в позитивные цели;
организует обсуждение критериев выполнения задания
отмечает продвижение, переформулирует «недостатки» в позитивные цели
проводит ознакомление обучающихся с листом критериального оценивания до выполнения задания
приводит собственный вариант оценки по листу критериального оценивания, обсуждает варианты сходства или различия с данными обучающегося
организует оценку в обобщенном виде: правильно-неправильно
|
0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
|
Л, Р, П Л, Р, П Л, Р, П
Л, Р, П
Л, Р, П Л, Р, П
|
| 7
| ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ
осмысление продвижения в направлении поставленных целей и задач
выявление учащимися причин ошибок, допущенных в работе;
задания, в которых не срабатывает известный способ решения;
задания «как научить другого решать такие задачи»;
прогностическая оценка учащимися своих возможностей;
работа с картой знаний (составление карты, определение своего места в процессе изучения учебного материала, итоговая рефлексия).
|
0,5
0,5 0,5 0,5
0,5
0,5
|
Р.П, Л, К
|
| *
| ГРУППОВАЯ РАБОТА
предлагаются учебная задача, для решения которой необходима коллективно-распределенная деятельность
учитель высказывает предложения по оптимизации работы группы (распределение ролей, структурирование времени и т.д.);
учитель контролирует соблюдение групповых норм;
учитель включается по запросу группы;
учитель периодически проясняет ситуацию решения;
проясняет, конкретизирует удовлетворенность учащихся результатом и участием в групповой работе.
|
0,5 0,5
0,5 0,5
0,5
0,5
|
К, П, Р
|
| *
| ОБУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯМ
вводимые понятия соотносятся с опытом учащихся;
термины, непонятные слова и выражения объясняются;
вводятся задачи, содержащие существенные и несущественные признаки, и объекты, не относящиеся к усваиваемым понятиям;
существенные, необходимые и достаточные признаки понятия выделяются ;
выясняется место нового понятия в системе других понятий;
ученики поощряются к объяснению понятий своими словами.
|
0,5
0,5 0,5 0,5
0,5
0,5
|
П, Л
П П П
П
П
|
|
*Примечание. В таблице используются сокращения: в столбце УУД (универсальные учебные действия)- Л-личностные, Р-регулятивные, К-коммуникативные, П- познавательные УУД.
Столбец: соот.пр..с. – соответствие предметному содержанию урока. Напротив наблюдаемого показателя проставляется один из трех знаков: «+» - соответствует логике предметного содержания, «+,─»- частично соответствует логике предметного содержания, «─» - не соответствует логике предметного содержания. Приложение 2 МОУ «Центр повышения квалификации педагогических работников образовательной системы г. Вологды»
ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА
по курсу «Введение ФГОС ООО в деятельность образовательного учреждения»
Автор(ы): Ф. И.О.,
должность,
образовательное учреждение
Вологда
2013
Приложение 3 Технологическая карта урока (предлагается АОУ ВО «ВИРО») Предмет ________________________________________________________ Класс _________________________
Базовый учебник ________________________________________________________________________________
Тема урока _____________________________________________________________________________________
Цель урока _____________________________________________________________________________________
Задачи урока: ___________________________________________________________________________________
Тип урока ____________________________________________________________________________________
Необходимое оборудование ______________________________________________________________________ СТРУКТУРА И ХОД УРОКА №
| Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Формируемые УУД
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание: можете предложить другой вариант
Приложение 4
Рекомендации к анализу урока
- Обоснование выбора темы урока с точки зрения возможностей формирования и развития универсальных учебных действий. Место урока в изучаемой теме, предмете, его развивающий потенциал.
- Аргументация возможностей урока в развитии УУД с помощью примеров из конспекта урока (например, задание для групповой работы обучающихся сформулировано таким образом, что ведет к развитию коммуникативных умений, каждый ученик имеет возможность высказать свою точку зрения и т.д.).
- Анализ технологичности структуры урока: взаимосвязь целей и задач урока, наличие критериальной оценки результатов, целостность урока.
- Обоснование оптимального отбора содержания урока (ценностные ориентации, научность, доступность и т.д.). Критерии результативности урока в рамках ФГОС ОО
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Признаки системно-деятельностного подхода
в организации учебной деятельности
ориентация на обеспечение целостности учебной деятельности (наличие основных компонентов учебной деятельности: ценностно-смыслового, операционально-познавательного, контрольно-оценочного, рефлексивного)
проблематизация учебной задачи
организация поиска способа решения учебной задачи
значимость развития теоретического мышления
значимость учебного действия моделирования
ориентация на зону ближайшего развития обучающихся
ориентация на развитие самостоятельности, передача ответственности за осуществление учебной деятельности ученику
организация диалога/полилога
организация разных форм обучения (индивидуальная, групповая, парная)
организация коллективно-распределительной деятельности (совместной) детей
наличие заданий на выявление эмоционально-ценностное отношения обучающихся (значимость воспитательного аспекта урока)
значимость роли педагога как источника психологической поддержки обучающегося, значимость фиксации индивидуального прогресса обучающегося, ориентация на позитивную обратную связь в процессе обучения
использование ошибки для углубления знаний
|