Скачать 43.37 Kb.
|
УСЛОВИЯ ПЛАВАНИЯ ТЕЛ Урок физики в 7 классе с применением ИКТ Цели урока: 1) ознакомить школьников с явлением плавания тел в жидкости, изучить условия плавания тел; 2) формировать умение объяснять поведение тел (тонет, всплывает, плавает) сравнением силы тяжести и силы Архимеда, плотности жидкости и плотности тела; 3) развивать интерес и логическое мышление путем решения учебных проблем, объяснений интересных фактов. План урока:
Ход урока: I. Повторение и постановка учебной проблемы Для изучения новой темы необходимо повторить пройденный ранее материал.
Ученики выдвигают свои предположения. II. Изучение нового материала. Для решения проблемы используем экспериментальный метод: В сосуд с водой опускаются три тела: металлический, деревянный и пенопластовый бруски. На экран интерактивной доски выводится аналогичный рисунок – результат опыта. Учитель задает вопросы учащимся:
Обратимся еще к одному опыту: На весах уравновешен стакан, в который сливается вытесненная вода при погружении в отливной сосуд разных тел. Тела опускаются в отливной сосуд последовательно. Вес воды, вытесненной телом, равен архимедовой силе. Он определяется взвешиванием — на правую чашку весов ставятся гири. Сравниваются две силы — сила тяжести, действующая на тело, и архимедова сила. На экран выводится рисунок по результатам опыта: Приглашается ученик к интерактивной доске. Он подписывает под каждым рисунком результат сравнения сил, что поможет учащимся в формулировании выводов. Учитель:
Ученики:
На интерактивной доске выводится следующий рисунок. Вызывается ученик, который на этом рисунке графически изображает условия плавания тел. В результате получается новый рисунок, который ученики переносят в тетрадь. Учитель ставит новую учебную проблему:
Учащиеся высказывают предположения:
На экране интерактивной доски появляются формулы. Затем выводится таблица, которую учащиеся переносят в свои тетради. В таблицу записываются условия плавания тел через соотношения между силой тяжести Fт =gmт и силой Архимеда FA =gжVт. К доске вызываются учащиеся и заполняют таблицу, вписывая условия сравнения. Затем используем данные таблицы плотностей из учебника. Обсуждаются вопросы:
Во всех случаях выполняется условие mg=FA, или gтVт = gжVпогр.части Отсюда следует: тVт = жVпогр.части Поясняются случаи с парафином, деревом, пробкой с помощью полученного вывода: • Если т = ж, то тело плавает на любой глубине в жидкости, полностью погружаясь в нее. • Если т = 1/2ж ,то тело плавает на поверхности, погрузившись на 1/2 своего объема. • Если т = 1/10ж, то тело плавает, погрузившись на 1/10 своего объема. На основании изложенного класс делает вывод. Вывод: чем меньше плотность тела, тем большая часть его находится над водой. III. Подведение итогов. Домашнее задание Итак, мы рассмотрели условия плавания тел. Давайте сформулируем еще раз выводы, которые мы сделали на уроке. На экран выводятся все полученные выводы: А) тело тонет, если сила тяжести больше архимедовой силы (плотность тела больше плотности жидкости); Б) тело плавает, если сила тяжести равна архимедовой силе (плотность тела равна плотности жидкости); В) тело всплывает, если сила тяжести меньше архимедовой силы (плотность тела меньше плотности жидкости). Чем меньше плотность тела, тем большая часть его находится над водой. Учащиеся записывают в тетрадь выводы. Учитель задает домашнее задание, учащиеся записывают его в дневник. |