Шаминская Алла Леонидовна Факультативное занятие
«Путешествие в страну Занимательной математики»
4 класс
Составление и выбор маршрута
ГУО «Лудчицкий УПК д/с-СШ»
213346
Могилёвская обл.,
Быховский р/н,
д. Лудчицы,
ул. Садовая, 1
Город Геометрических превращений
Улица Маршрутовая
Тема: «Составление и выбор маршрута».
Цель: познакомить учащихся с решением заданий на выбор и составление маршрута, с правилом подсчета количества возможных маршрутов, проверить знания учащихся по данному разделу;
развивать математические способности, глазомер, творческие способности, исследовательские навыки, умение работать в группе;
развивать речь, внимание, наблюдательность, коммуникативные навыки, расширять кругозор учащихся;
воспитывать настойчивость в достижении цели.
Оборудование: рабочая тетрадь, задания для групповой и индивидуальной работы, оценочные листы на каждого ученика; компьютер; демонстрационный проектор, экран; презентационный материал Power Point.
Тип урока: комбинированный
Урок проводится в форме игры-путешествия по стране Занимательной математики.
Ход занятия
1.Организация класса
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок!
В путешествие пойдем, В чудный город попадем.
| Слайд 1
| 2. Разминка.
1) Зашифрованная пословица.
- Посмотрите на доску, здесь зашифрована пословица, прочитав которую мы узнаем, как же нужно работать на уроке, что бы остаться довольными нашей работой. Давайте пройдём по порядку по звеньям ломаной и прочитаем пословицу.
2) Игра на внимание.
- Сколько всего треугольников можно обнаружить на рисунке? (10)
| Слайд 2,3,4
Слайд 5
| 2.Сообщение темы и целей урока. Мотивация.
- Итак, мы продолжаем путешествовать по стране Занимательной математики (на экране открывается карта Занимательной математики). Сегодня мы вновь отправимся в город Геометрических превращений. Давайте вспомним, какие улицы города нам знакомы.
- Улица Строительная
- Проезд Палочковый
- Улица Заменинская
- Улица Оригамная
- Переулок Разделенческий
- На сегодняшнем уроке мы побываем на улице Маршрутовой. Мы будем учиться решать задания на выбор и составление маршрута, познакомимся с правилом подсчета количества возможных маршрутов.
- Где нам пригодятся полученные на уроке знания?
| Слайд 6,7
| 4. Подготовка учащихся к усвоению.
Игра «Маршрут». Учащиеся должны предложить как можно больше маршрутов выхода со своего места к доске:
Двигаться можно только по проходам между рядами парт.
- Сколько вариантов маршрутов получилось? (4)
Двигаться можно между рядами парт и между партами.
- Сколько вариантов маршрутов получилось? (Много, трудно все посчитать) 1.
2. …и так далее.
(Учащиеся выходят к доске, показывают возможные варианты маршрутов)
Объяснение правил работы с листом самоконтроля
Учащиеся на оценочном листе отмечают знаком «+» свою работу за каждый учебный элемент на протяжении всего урока.
| Экран проектора закрыт
| 5.Знакомство с новым материалом.
1) Беседа на тему «Почему важно правильно выбирать маршрут?».
- Всегда ли самый короткий маршрут является правильным? (Нет)
- Почему? (Маршрут должен быть ещё и безопасным, тогда он и будет правильным).
- Ребята, наша школа находится рядом с большой дорогой. Это – шоссе. Если мы прислушаемся, то услышим гул от движения множества машин. Они мчатся на большой скорости. Рядом с шоссе проложена дорожка для пешеходов – тротуар. Вам часто приходится переходить шоссе. Поэтому выбирая маршрут, вы должны всегда помнить о соблюдении правил безопасности.
2) Коллективное решение задачи «Три крестьянина»
Три крестьянина получили участки недалеко от своих домов. Но, как видно из рисунка, участки расположены не совсем удобно. Прямые пути к участкам от соответствующих домов крестьян пересекались, из-за чего те начали ссориться, и дело чуть не дошло до драки. Можно ли провести дороги от домов до участков так, чтобы они не обходили ни сами участки, ни дом номер 2 и при этом не пересекались, чтобы крестьяне успокоились, и раздоры между ними прекратились?
Гимнастика для глаз.
|
Слайд 8
Слайд 9
| 6. Закрепление изученного материала
Работа в группах.
Следующее задание мы выполним в группах. Чтобы определиться в какой группе вы будите работать возьмите карточку на обратной стороне, которой, вы увидите геометрическую фигуру.
1 группа – карточки с изображением круга.
2 группа – карточки с изображением треугольника.
Задание для 1 группы
Помогите Ивану-царевичу добраться до дворца, минуя все препятствия.
Задание для 2 группы
Запиши маршрут с помощью шифра из букв.
Людоед решил обойти все свои башни, последней из которых должна стать башня с треугольной крышей. Как это сделать, не заходя в одну и ту же башню дважды?
Проверка выполненных заданий.
Каждая группа у доски объясняет решение задания.
Физкультминутка (выполняется под музыкальное сопровождение)
Самостоятельная работа.
Маршрут показывается с помощью стрелок.
Помоги зайчику собрать всю морковку и не угодить в лапы к хитрой лисице (двигаться можно только по горизонтали или вертикали через середину клеток, нельзя проходить через одну клетку дважды).
Фронтальная проверка самостоятельной работы учащихся.
Игра «Концовка»
Учащимся необходимо закончить предложения.
Работа в тетради
Дойди до центра лабиринта, собрав 100 баллов (стр. 67).
| Экран проектора закрыт
Слайд 10
Экран проектора закрыт
Слайд 11- 30
| 7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Вот и подошло к концу наше путешествие.
- Понравилось вам путешествовать?
- Что понравилось больше всего?
- Какие задания вам понравились?
- А какие вызвали затруднения?
- Ребята, на протяжении всего урока вы отмечали свои достижения и неудачи при помощи оценочного листа.
А сейчас, используя оценочный лист, мы украсим дерево листочками в соответствии с цветом ваших «+».
- Если сказочное дерево украшено зелёными и салатовыми листочками – это просто замечательно. Вы хорошо работали на уроке, были активными и старательными, хорошо усвоили материал, можете не только сами применить его на практике, но и объяснить другу.
- Если на дереве имеются жёлтые листочки – это значит, что вы хорошо работали, старались, но допустили некоторые ошибки, над которыми нужно поработать.
- Если же имеются красные листочки – это говорит о том, что вы были недостаточно внимательны на уроке, допускали ошибки. Я думаю, что на следующем уроке вы постараетесь работать лучше.
«Оценочный лист»
(Учащемуся в начале урока предлагается таблица, в левой колонке которой вписаны учебные элементы темы. Таблица заполняется на протяжении всего урока)
Учебные элементы
|
|
|
|
| Не усвоила
| Усвоила не полностью, хочу дополнительно поработать над темой
| Понимаю, могу применить на практике
| Усвоила хорошо, могу объяснить товарищу
| Игра на внимание
|
|
|
|
| Игра «Маршрут»
|
|
|
|
| Решение задачи «Три крестьянина»
|
|
|
|
| Работа в группе
|
|
|
|
| Игра «Концовка»
|
|
|
|
| Самостоя-
тельная работа
|
|
|
|
| Работа в тетради
|
|
|
|
| Мои выводы:_____________________________________________
Знания на практике вы применяли, Урок творили и созидали, Надеюсь, новое что-то узнали Спасибо вам за наш урок, Пусть знания вам будут впрок.
|
Слайд 31
| Домашнее задание.
Ребятам предлагается по желанию творческое задание: придумать и сделать чертёж или рисунок задачи на выбор маршрута.
|
| |