ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москва
«Московский городской педагогический университет» Институт педагогики и психологии образования
Кафедра теории и истории педагогики
Кафедра естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе
Программа вступительных испытаний в магистратуру
по направлению 050100.68 «Педагогическое образование»
(программа «Математика в начальном образовании»;
программа «Информатизация начального образования»)
Очная форма обучения
Москва 2013 Утверждаю
Первый проректор
ГБОУ ВПО МГПУ Иванова Т.С.
_____________ _______________________2013 г.
Составитель:
Доктор педагогических наук, кандидат физ.-мат. наук, профессор кафедры естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе ИППО ГБОУ ВПО МГПУ В.И. Глизбург Рецензенты:
Доктор педагогических наук, профессор кафедры математического анализа и методики преподавания математики ГБОУ ВПО МГПУ, Заслуженный деятель науки России А.Г. Мордкович;
Заведующая кафедрой математики и физики ГБОУ ВПО «Московский государственный областной гуманитарный институт», доктор педагогических наук, профессор Т.Н. Миракова Директора Института
педагогики и психологии образования А.И. Савенков
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100.68 «Педагогическое образование» («Математика в начальном образовании»; «Информатизация начального образования») обсуждена и утверждена на заседании кафедры естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе (протокол № 3 от 15 ноября 2012г); на заседании кафедры теории и истории педагогики (протокол № 4 от 15 ноября 2012 г).
Утверждена Ученым советом Института педагогики и психологии образования (протокол № 4 от 2012г).
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе требований к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра, определяемых действующим образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование».
Магистерские программы «Математика в начальном образовании» и «Информатизация начального образования» по направлению 050100.68 «Педагогическое образование» соответственно ориентированы на:
- изучение процесса развития математического мышления младшего школьника, исследование методик начального математического образования, овладение и развитие технологий раннего обучения математике;
- изучение процесса информатизации начального образования, овладение и развитие его технологий; исследование методик интегрированного обучения младшего школьника информатике и другим предметам начального образования; подготовку к аспирантуре.
Поступающий в магистратуру по направлению 050100.68 «Педагогическое образование» («Математика в начальном образовании»; «Информатизация начального образования») представляет на кафедру естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе реферат по проблеме исследования и сдает по направлению (с учетом профиля) междисциплинарное комплексное вступительное испытание в письменной форме. Требования к реферату
Реферат должен быть выполнен на актуальную тему, связанную с научными интересами поступающего в магистратуру.
Во введении следует изложить научный аппарат исследования: проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы.
В реферате автор должен представить анализ изученных источников литературы в соответствии с задачами исследования, а также опыта решения этой проблемы на практике.
В заключении должны содержаться выводы по проведенному исследованию, соответствующие поставленным в исследовании задачам.
Реферат должен быть завершен списком использованной литературы, на которую в тексте работы должны быть приведены ссылки.
Объем реферата – 20-25 страниц текста, напечатанных в формате word шрифтом 14 кегль через полтора интервала. Формат бумаги А4, все поля - по 20 мм.
Реферат должен быть сдан на кафедру естественнонаучных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе для рецензирования не позже, чем за три дня до вступительного испытания в магистратуру.
Если поступающий в магистратуру имеет публикации, то он представляет реферат (и/или) публикации.
Требования к междисциплинарному комплексному
вступительному испытанию
по направлению (с учетом профиля подготовки)
Междисциплинарное комплексное вступительное испытание в форме собеседования по направлению 050100.68 «Педагогическое образование» («Математика в начальном образовании»; «Информатизация начального образования») включает в себя три вопроса: первый – по актуальным проблемам педагогики (письменно), второй – по математике и информатике в соответствии с обязательным минимумом содержания и уровня подготовки бакалавра педагогического образования (письменно) и третий – собеседование по теме реферата (устно).
Ответы оцениваются предметной комиссией раздельно, по 100-балльной шкале. Итоговая оценка за вступительный экзамен определяется на основании среднего арифметического баллов, набранных абитуриентом по каждому из вопросов. Неудовлетворительная оценка по одному из вопросов автоматически ведет к неудовлетворительной оценке за экзамен в целом.
На экзамене поступающий в магистратуру должен продемонстрировать следующие компетенции:
- целостные психолого-педагогические знания, отражающие современный уровень развития педагогики, психологии и образования;
- целостные знания по методике преподавания математики и информатики, и интегрированному обучению математике и информатике в начальной школе, отражающие современный уровень развития методической науки и образования;
- свободное владение основными математическими понятиями и понятиями информатизации образования;
- свободное владение основными методическими понятиями;
- умение устанавливать связь теоретических основ методики обучения математики с современной практикой;
- применение знаний теоретических основ и технологий начального математического и интегрированного образования;
- решение задач воспитания средствами учебного предмета;
- способность применять знание теоретических основ и технологий начального математического и информационного образования;
- готовность использовать методы развития образного и логического мышления, формировать предметные умения и навыки младших школьников;
- готовность к воспитанию у младших школьников интереса к математике и информатике и стремления использовать математические и интегрированные знания в повседневной жизни;
- владение методами научно-исследовательской работы (в беседе по реферату).
Критерии оценивания междисциплинарного комплексного вступительного испытания в магистратуру (письменно)
№ п/п
| Оценка
(балл)
| Параметры оценки
| Критерий
|
| 81-100 баллов
| Содержание
| Содержание ответа соответствует заданному вопросу. В ответе отражаются все дидактические единицы, предусмотренные заданием. Абитуриент демонстрирует знание фактического материала, отсутствуют фактические ошибки.
| Владение темой
| Абитуриент формулирует и обосновывает собственную точку зрения на заявленные проблемы. Материал излагает профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов, проводит их анализ и сопоставление. Отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Показано умелое использование категорий и терминов в их ассоциативной взаимосвязи. Описанные теоретические положения иллюстрируются практическими примерами и экспериментальными данными.
| Структура и логика
| Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны.
Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы –
аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
| Оформление работы
| Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистических оборотах, манере изложения. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте. Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
|
| 61-80 баллов
| Содержание
| Содержание ответа в целом соответствует заданному вопросу. В ответе отражено 75 – 80% дидактических единиц, предусмотренных вопросом. Абитуриент демонстрирует знание фактического материала. В ответе встречаются несущественные фактические ошибки.
| Владение темой
| Абитуриент формулирует и обосновывает собственную точку зрения на заявленные проблемы. Материал излагает профессиональным языком с использованием соответствующей системы понятий и терминов, проводит их анализ и сопоставление. Отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Показано умелое использование категорий и терминов в их ассоциативной взаимосвязи. Описанные теоретические положения отчасти иллюстрируются примерами.
| Структура и логика
| Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны.
Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы –
аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
| Оформление работы
| Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1-2 орфографические ошибки. Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
|
| 41-60 баллов
| Содержание
| Содержание ответа в целом соответствует заданному вопросу. В ответе отражено 60 – 70% дидактических единиц, предусмотренных вопросом. Абитуриент демонстрирует удовлетворительное знание фактического материала. В ответе встречаются фактические ошибки (25 – 30%).
| Владение темой
| Абитуриент не формулирует собственную точку зрения на заявленные проблемы или она слабо аргументирована. В ответе допускает ошибки в употреблении и трактовке терминов, в их ассоциативной взаимосвязи. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
| Структура и логика
| Ответ плохо структурирован, нарушена логика. Части ответа логически разорваны, нет связи между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы –аргументация – выводы. Объем ответа значительно откланяется от заданных рамок.
| Оформление работы
| Текст ответа наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебных пособий. В ответе допущено много стилистических ошибок. Есть 3 – 5 орфографических ошибок. Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
|
| 40 баллов и менее
| Содержание
| Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени
В ответе отражено менее 10% дидактических единиц, предусмотренных заданием.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
| Владение темой
| Абитуриент не формулирует собственную точку зрения на заявленные проблемы. Демонстрирует крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом. В ответе присутствуют многочисленные ошибки в употреблении и трактовке терминов, в их ассоциативной взаимосвязи. Примеры отсутствуют.
| Структура и логика
| Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика.
Части ответа не взаимосвязаны логически.
| Оформление работы
| Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
|
Критерии оценивания реферата
Оценка в баллах
| 81-100 баллов
| 61-80 баллов
| 41-60 баллов
| 40 баллов и менее
| Что оценивается
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| Актуальность темы.
Цели и задачи исследования
| Тема связана с решением актуальной проблемы образования. Актуальность ее убедительно аргументирована. Четко определены цели и задачи исследования.
| Тема связана с решением
актуальной проблемы
образования. Актуальность ее
всесторонне
аргументирована. Определены цели и задачи
исследования.
| Тема связана с решением актуальной проблемы образования.
Актуальность темы обоснована недостаточно полно, либо цели и задачи
определены недостаточно
конкретно
| Тема связана с решением актуальной проблемы образования, но актуальность темы аргументирована слабо,
Цели и задачи исследования определены недостаточно
конкретно
| Содержание
исследования. Умение применять теоретические знания к решению задач практики
| Полно, с необходимыми ссылками на источники, изложена исследуемая проблема. Грамотно и обоснованно используются различные методы психолого-педагогического исследования. Результаты исследования убедительны, соответствуют поставленным задачам
| Четко, с необходимыми ссылками на источники, изложена исследуемая проблема. Обоснованно используются методы психолого-педагогического исследования, но круг их ограничен. Недостаточно четко и полно представлены результаты исследования
| Исследуемая проблема изложена недостаточно полно. Ограничен круг использованных методов исследования. Плохо прослеживается связь результатов исследования с поставленными задачами. Список литературы мал для обоснования темы
| Исследуемая проблемы не раскрыта. Выбор методов исследования случаен. Результаты (если они получены) и задачи исследования не
связаны. Список литературы мал для
обоснования темы
| Оформление работы
| Работа оформлена в полном соответствии с принятыми правилами. Оглавление отражает содержание работы
| В оформлении имеются незначительные отклонения от правил (есть ошибки в оформлении списка литературы, в тексте встречаются стилистические погрешности, имеются пропуски ссылок на источники и др.)
| В оформлении допущены значительные отклонения от правил (нет ссылок на используемую литературу, в тексте есть грамматические ошибки и стилистические погрешности и др.)
| Работа оформлена небрежно, без соблюдения принятых правил. Нет ссылок на использованную литературу. Имеются грамматические ошибки и стилистические погрешности
| Беседа по реферату
| Ответы на вопросы убедительны
| Ответы на вопросы не всегда убедительны
| Ответы на вопросы недостаточно убедительны, сбивчивы.
| Ответы на вопросы неубедительны и сбивчивы
| Все вопросы, касающиеся несогласия абитуриентов с полученными оценками, решаются Апелляционной комиссией. Заявления на апелляцию принимаются лично от абитуриента в день объявления результата. Содержание программы
|