Рекомендации по составлению конспекта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Содержание
| Компетенции учащихся
| Использование различных источников и средств обучения (ИКТ и др).
| Организационный момент,
включающий:
• постановку цели, которая должна
быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
определение методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог).
Альтернативный вариант проведения данного этапа урока:
моделирование проблемной ситуации и выход на проблему урока;
| Регулятивные УУД1:
постановка и формулирование цели предстоящей учебной деятельности – индивидуальной и коллективной Познавательные (общеучебные и логические):
определять проблему, цели;
| Учебник, название §, печатные материалы,
ссылки на интернет-источники, CD, DVD диски и т.п.
| Опрос учащихся по заданному материалу), включающий:
определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
• определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
• определение методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
• определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь
поставленных целей;
• определение методов мотивирования
(стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
• определение методов и критериев
оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
Возможен другой вариант – этап актуализации и составления плана урока, включающий: Что мы уже знаем по этой проблеме? (диалог в виде мозгового штурма или выполнение ряда заданий по изученному материалу); Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? (диалог, определяющий последовательность действий на уроке).
| Регулятивные:
планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов);
контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности;
волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).
и др.
Коммуникативные:
аргументировать свое мнение;
Познавательные (общеучебные и логические):
перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами
|
| Изучение нового учебного материала.
Данный этап предполагает:
• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
• изложение основных положений
нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;
• определение форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
• определение основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с
учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
• методов мотивирования
(стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала
Альтернативный вариант проведения данного этапа урока: поиск решения проблемы (открытие нового знания учениками).
Формулирование учителем своего вывода по проблеме (правило, алгоритм, понятие, описание закономерности), к которому с его помощью смогут прийти ученики. (Примечания: а) вывод может отличаться от текста учебника, б) на уроке ученики могут прийти к неожиданному для учителя, но верному выводу)
Выбор таких источников информации для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Например:
Материал для наблюдения: текст, ситуация, где выражено новое знание.
Тексты учебника (в т.ч. таблицы, схемы, рисунки с подписями), из которых можно логически вывести - признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т.п.
(Так в текстах учебников истории закономерности не перечислены, а даны в подтексте).
Построение диалога по поиску решения проблемы на основе наблюдения или чтения текста. Типы диалога:
Подводящий
Цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых предсказуем (развитие логики).
Побуждающий
Ряд вопросов, на которые возможны разные варианты ответа – гипотезы решения (развитие творчества).
Составление примерного опорного сигнала (схемы, набора тезисов, таблица и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов.
| Предметные цели – формирование у учащихся конкретных знаний (понятий, правил, законов), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области. Регулятивные УУД:
волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).
и др.
Познавательные УУД (общеучебные и логические):
строить логическую цепь рассуждения (выдвижение тезиса, гипотезы, их обоснование, подбор аргументации и др.);
и др.
Коммуникативные УУД:
владеть всеми видами деятельности;
вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении;
аргументировать свое мнение;
строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе коллективной деятельности;
корректировать поведение;
осуществлять контроль;
|
| Закрепление учебного материала,
предполагающее:
• постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
• определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
• определение форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей
учащихся, с которыми работает педагог.
• определение критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
• определение возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
Альтернативный вариант проведения этапа закрепления нового материала:
Применение нового знания.
Подбор заданий, требующих от ученика применить новое знания (алгоритм, правило, понятие, закономерность) в работе по образцу, а затем – самостоятельно в новой ситуации.
| Регулятивные УУД:
волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий);
контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности;
самоконтроль.
Познавательные УУД (общеучебные и логические):
выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий, подведение под понятие и др.;
Коммуникативные УУД:
участвовать в коллективном обсуждении;
аргументировать свое мнение;
осуществлять контроль;
|
| Задание на дом, включающее:
• постановку целей самостоятельной
работы для учащихся (что должны
сделать учащиеся в ходе выполнения
домашнего задания);
• определение целей, которые хочет
достичь учитель, задавая задание на
дом;
• определение и разъяснение учащимся
критериев успешного выполнения
домашнего задания.
| Регулятивные УУД: |
|
|