Урок-проповедь «Побеждай зло добром!»
(по рассказу А.Платонова «Юшка» 6 класс)
Вакуленко Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы, МОУ гимназия № 33 г.Кострома
Цель урока: помочь учащимся прочувствовать нравственные основы рассказа и позволить каждому ребёнку пропустить их через своё сердце; сподвигнуть ребят на дальнейшие размышления о вечной теме добра и зла. Задачи урока:
Обучающие: познакомить учащихся с творчеством А.Платонова, изучить описание главного героя, тренировать навыки поиска нужных цитат и самостоятельной работы с текстом. Развивающие: развивать умение анализировать поступки героев, умение высказывать и аргументировать свою точку зрения. Воспитывающие: способствовать воспитанию понимания необходимости доброго отношения к людям. Вид урока: урок – проповедь.
План урока.
Этап урока
| Время
| - Введение в тему. Эксперимент.
| 2 мин.
| - Вступительное слово учителя;
- Целеполагание;
- Аналитическая работа с текстом;
-Индивидуальное задание: мини-исследование текста и его проверка;
- Работа со словом;
- Физминутка;
- Поиск истины.
|
1 мин.
1 мин.
20 мин.
3 мин. 2 мин.
1 мин.
7 мин.
| -Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя
| 3 мин.
|
Конспект урока
1. Введение в тему. Эксперимент.
У меня в руках камни – символы зла... (отдаю детям).
Ты сможешь бросить этот камень в человека? В больное животное?
Почему?
К сожалению, на свете много таких людей, которые, не задумываясь, бросят камень зла в человека, но в наших с вами силах повлиять на то, чтобы таких людей стало меньше.
(эпиграф) Нельзя изгнать вовсе зло из мира,
но можно в каждом человеке
его потеснить… 2. Целеполагание.
И сегодня на уроке мы попытаемся потеснить то зло, которое, к сожалению, есть в каждом человеческом сердце. И поможет нам в этом главный герой рассказа А.Платонова, Юшка, удивительный человек, который умел побеждать зло добром. 3.Аналитическая работа с текстом.
Юшка… Какой он? Найдите, пожалуйста, описание Юшки. Индивидуальное задание: Мини-исследование текста (Найти в тексте рассказа все имена и прозвища, которыми люди называли Юшку).
Что особо выделяет автор в портрете Юшки? (глаза).
Глаза – это зеркало души. Именно наша душа страдает, любит. Душа Юшки плакала… Почему?
Ребята, а как Юшка называл таких людей, жестоких,
непонимающих? (со слепым сердцем). Вывешиваю на классную доску
Вот оно слепое, пустое, обескровленное сердце.
Кому такое сердце принадлежит в рассказе?
Как дети и взрослые относились к Юшке?
Проверка мини-исследования.
Какие ассоциации у вас вызывает слово юшка?
Открываю классную доску
( Дмитрий – восходит к имени греческой богини плодородия Деметры;
Дмитрий – зёрна, приносящие плоды добра;
Юшка – кровь;
Ефим – священный)
Каждый человек выбирает свой путь в жизни. Люди со слепым сердцем идут таким путём…
зло
Вопрос: Юшка ко всем относится с добром?
добро
А каким путём идём мы с вами?
Вывешиваю на классную доску зло добро
Я
зло добро
Но существует и третий путь, по нему идут люди настолько красивые душой, настолько нравственно чистые, что свет их горячих сердец освещает и наш путь.
добро
Такое горячее, полное жизни сердце было у Юшки.
зло Обратите внимание на следующую закономерность: Юшке – зло, он в ответ – добро!
Ребята! Какие эпизоды помогают нам увидеть душевную
красоту главного героя? - отношение к природе;
(выразительное чтение)
- воспитание девочки-сироты.
Я
Как вы думаете. Почему наше сердце, наше Я посередине?
- В нас есть добро и зло;
- У нас есть выбор. Его придётся сделать.
Я – линия, которая разделяет добро и зло, она подвижна и проходит через каждое человеческое сердце. Даже в сердце, объятом злом, всегда найдётся место для добра.
4. Физминутка Звучит музыка. Раскройте ладони. Вспомните всё добро, которое дарили вам, которое отдавали вы. Мысленно положите это добро в ваши ладони, а теперь возьмитесь за руки и поделитесь этим добром с одноклассниками. 5.Поиск истины
Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек…
Как вы думаете, почему автор начинает свой рассказ в сказочной
манере?
(В сказках добро побеждает зло).
Но финал этого светлого рассказа горек: Юшка умирает.
Как же так? Неужели зло побеждает добро?
Докажите, что всё-таки добро победило!
- все пришли проститься;
- добрый Юшка;
- сирота-врач (добро даёт свои плоды).
Пусть и после смерти, но добро Юшки одолело зло. И с сегодняшнего урока, ребята, вы должны в своих сердцах вынести истину: Шкатулки (у меня в руках – шкатулка с бижутерией)
Если я сейчас вынесу эту шкатулку на улицу и оставлю, её содержимое украдут?
Затем беру вторую пустую шкатулку, снимаю с доски красное сердце, кладу в шкатулку.
А содержимое этой шкатулки украдут?
Задание: сформулируйте истину.
Ваше добро остаётся всегда с вами, его никто у вас не украдёт. Но вы всегда сможете им поделиться с ближними, сможете отдать частичку своего сердца так, как это делал Юшка, Ефим Дмитриевич.
Если бы он сейчас зашёл в класс, что бы вы ему сказали?
Звучит колокольный звон… 6. Заключительное слово учителя
А.Платонов говорил, что колокольный звон напоминает музыку сердца.
В эту дверь никогда не войдёт Юшка, и он не услышит этот звон, но мы с вами можем его услышать. Это звон памяти по таким людям, как Юшка. Это предупреждение нам всем: не иронизируйте над такими людьми, впитывайте то добро, которое исходит от них, пытайтесь теснить зло из ваших сердец. И тогда ваш дом, и ваши родные, и вы сами всегда будете твёрдо стоять на земле, потому что у вас будет надёжная опора – нравственность.
Верю я, придёт пора, силу подлости и
злобы одолеет дух добра.
Конспект урока
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| 1. Вводный этап.
- Введение в тему. Эксперимент.
У меня в руках камни – символы зла... (отдаю детям).
Ты сможешь бросить этот камень в человека? В больное животное?
Почему?
К сожалению, на свете много таких людей, которые, не задумываясь, бросят камень зла в человека, но в наших с вами силах повлиять на то, чтобы таких людей стало меньше.
| Учащиеся отвечают на вопросы, аргументируют свою точку зрения, зачитывают эпиграф.
Нельзя изгнать вовсе зло
из мира, но можно в
каждом человеке его
потеснить…
|
2. Основной этап. 1. Целеполагание.
И сегодня на уроке мы попытаемся потеснить то зло, которое, к сожалению, есть в каждом человеческом сердце. И поможет нам в этом главный герой рассказа А.Платонова, Юшка, удивительный человек, который умел побеждать зло добром. 3.Аналитическая работа с текстом.
Юшка… Какой он? Найдите, пожалуйста, описание Юшки.
Индивидуальное задание: Мини-исследование текста
Что особо выделяет автор в портрете Юшки? (глаза).
Глаза – это зеркало души. Именно наша душа страдает, любит. Душа Юшки плакала… Почему?
Ребята, а как Юшка называл таких людей, жестоких, непонимающих? (со слепым сердцем).
Вывешиваю на классную доску
Вот оно слепое, пустое, обескровленное сердце.
Кому такое сердце принадлежит в рассказе?
Как дети и взрослые относились к Юшке?
Проверка мини-исследования.
Какие ассоциации у вас вызывает слово юшка?
Открываю классную доску
( Дмитрий – восходит к имени греческой богини плодородия Деметры;
Дмитрий – зёрна, приносящие плоды добра;
Юшка – кровь;
Ефим – священный)
Каждый человек выбирает свой путь в жизни. Люди со слепым сердцем идут таким путём…
зло
добро
Юшка ко всем относится с добром?
А каким путём идём мы с вами?
Вывешиваю на классную доску зло добро
Я
зло добро
Но существует и третий путь, по нему идут люди настолько красивые душой, настолько нравственно чистые, что свет их горячих сердец освещает и наш путь.
добро
зло
Ребята! Какие эпизоды помогают нам увидеть душевную красоту главного героя?
Я
Я
Как вы думаете, почему наше сердце, наше Я посередине?
Я – линия, которая разделяет добро и зло, она подвижна и проходит через каждое человеческое сердце. Даже в сердце, объятом злом, всегда найдётся место для добра.
4. Физминутка Звучит музыка. Раскройте ладони. Вспомните всё добро, которое дарили вам, которое отдавали вы. Мысленно положите это добро в ваши ладони, а теперь возьмитесь за руки и поделитесь этим добром с одноклассниками. 5.Поиск истины
Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек…
Как вы думаете, почему автор начинает свой рассказ в сказочной
манере?
(В сказках добро побеждает зло).
Но финал этого светлого рассказа горек: Юшка умирает.
Как же так? Неужели зло побеждает добро?
Докажите, что всё-таки добро победило!
Пусть и после смерти, но добро Юшки одолело зло. И с сегодняшнего урока, ребята, вы должны в своих сердцах вынести истину: Шкатулки (у меня в руках – шкатулка с бижутерией)
Если я сейчас вынесу эту шкатулку на улицу и оставлю, её содержимое украдут?
Затем беру вторую пустую шкатулку, снимаю с доски красное сердце, кладу в шкатулку.
А содержимое этой шкатулки украдут?
Задание: сформулируйте истину.
Ваше добро остаётся всегда с вами, его никто у вас не украдёт. Но вы всегда сможете им поделиться с ближними, сможете отдать частичку своего сердца так, как это делал Юшка, Ефим Дмитриевич.
Вопрос: Если бы он сейчас зашёл в класс, что бы вы ему сказали?
Звучит колокольный звон…
|
Учащиеся ищут в тексте описание главного героя.
Ученик выполняет индивидуальное задание, исследует текст, ищет все имена и прозвища, которыми люди называли Юшку.
Учащиеся ищут ответ на вопрос.
Учащиеся работают с опорной схемой,
исследуют текст.
Ученик рассказывает о своём мини – исследовании.
Учащиеся пытаются объяснить, какие ассоциации у них вызывает слово юшка.
Учащиеся анализируют, отвечают на вопрос, работают с опорной схемой.
Учащиеся самостоятельно пытаются выявить закономерность: Юшке – зло, он в ответ – добро!
Ученики исследуют текст, ищут эпизоды, выразительно их зачитывают.
- отношение к природе;
- воспитание девочки – сироты.
Ученики ищут ответ на проблемный вопрос.
( - В нас есть добро и зло;
- У нас есть выбор. Его придётся сделать.)
Учащиеся ищут истину, отвечают на вопросы. Доказывают, что добро победило зло, ищут в тексте доказательства, самостоятельно формулируют истину.
Доказательства:
- все пришли проститься;
- добрый Юшка;
- сирота – врач (добро даёт свои плоды)
Учащиеся размышляют, подбирают слова, которые они сказали бы главному герою, аргументируют свою точку зрения.
| 3.Этап подведения итогов.
Заключительное слово учителя
А.Платонов говорил, что колокольный звон напоминает музыку сердца.
В эту дверь никогда не войдёт Юшка, и он не услышит этот звон, но мы с вами можем его услышать. Это звон памяти по таким людям, как Юшка. Это предупреждение нам всем: не иронизируйте над такими людьми, впитывайте то добро, которое исходит от них, пытайтесь теснить зло из ваших сердец. И тогда ваш дом, и ваши родные, и вы сами всегда будете твёрдо стоять на земле, потому что у вас будет надёжная опора – нравственность.
Верю я, придёт пора, силу подлости и
злобы одолеет дух добра.
|
| |