Тема: Решаем задачи
Тип урока: урок построения системы знаний (урок общеметодологической направленности).
Цели: 1) закреплять навыки решения задач на увеличение числа на несколько единиц.
2) Формировать УУД:
- Личностные:самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Предметные: закреплять навыки решения задач на увеличение числа на несколько единиц, сравнения и упорядочивания чисел;
Метапредметные: Р: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; преобразовывать практическую задачу в познавательную. П: - строить речевое высказывание в устной
форме; К: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Задачи: 1) воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы; 2) развивающие: объяснять свои действия; читать информацию;
3) образовательные: создать условия для выявления способа решения задач.
Основные понятия: последовательность изучения понятия задача и её решение;
Межпредметные связи: математика, конструирование, окружающий мир.
Ресурсы: 1) основные: Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А. Математика. Учебник для 1-го класса. Часть 1. Стр. 96; карточки с геометрическим материалом; тетрадь; 2) дополнительные: алгоритм самооценки.
Организация пространства: Фронтальная работа, работа в парах и индивидуальная работа.
ХОД УРОКА
Технология проведения урока (этапы)
| Деятельность учителя
| Деятельность учеников
| Планируемые результаты УУД
| I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.
| 1. Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем, И работать начинаем
- Руки? – На месте! - Ноги? – На месте! - Локти? – У края! - Спина? – Прямая.
2. Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливает тематические рамки.
-Послушайте два текста и сравните их: 1.Мальчик увидел в окне 5 снежинок, а девочка 3.Сколько всего снежинок увидели дети? 2.Мальчик увидел в окне 7снежинок, а девочка 2. Снежинки - это кристаллы льда. -Как вы думаете, какой из этих текстов можно поместить в учебник «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир»? -Почему? (в 1 тексте есть условие, вопрос)
- Как в математике называется такой текст? (задача) -Запишите на доске решение этой задачи? (5+3=8).
-Кто догадался, какова же будет цель нашего урока? (учиться решать задачи)
-Тогда, как будет звучать тема урока - РЕШАЕМ ЗАДАЧИ. -А что мы должны знать и уметь, чтобы цель нашего урока была достигнута? (учиться решать задачи)
- Вспомните, из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ)
| Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.
С помощью учителя ставят цель урока и проговаривают ее.
экран
| К: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других.
Р: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
| II.Актуализация знаний(7 мин)
Цели:
- организовать актуализацию умений составлять модели каждой задачи, решать задачи по изученному алгоритму;
- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; - организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.
III.Выявление места и причины затруднения (2 мин)
Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Организует выявление места затруднения. Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
IV. Физминутка.
| 1. Организует актуализацию умения составлять модели каждой задачи, решать задачи по изученному алгоритму;
- Откройте учебник на той странице, где находится новая тема. Посмотрите с чего начнём работу? ( Прочитаем предложение в рамке. Составим модели к рисункам.)
2. РАБОТА В ТЕТРАДИ НА ПЕЧАТНОЙ ОСНОВЕ.
-Откройте тетради на печатной основе.
-Прочитайте задание №1.
- Сосчитайте квадраты на рисунке. Объясните задание.
-Нарисуйте. Дополните запись.
- В каком месте возникло затруднение?
Под руководством учителя выявляют место затруднения.
|
Дети рассматривают, обсуждают и выполняют данное педагогом задание. Педагог вмешивается только в том случае, если к нему обращаются за помощью, или если ситуация действительно, по мнению педагога, становится критической, и требует его вмешательства.
Фиксируют индивидуальное затруднение (Я не знаю). Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
| П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулирование ответов на вопросы; умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Р: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
К:допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию П: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; К: умение оформлять свои мысли в устной форме;
| V. Продолжение работы по теме урока. (10 мин.)
Цели:
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.
| 1.. Организует составление совместного плана действий.
-Прочитайте задание № 2. (учебник)
-Что вы прочитали? Докажите.
(Есть условие и вопрос)
- Чем вы пользуетесь при решении задачи.
(Планом действий)
-Назовите план действий для работы с задачей.
План:
1. Прочитать задачу.
2. Узнать о чём (ком) задача.
3. Что об этом известно.
4. Найти вопрос задачи.
5.Создать модель задачи.
6. Решить задачу.
7. Проговорить ответ.
-Пользуясь планом и своими знаниями, решите задачу. Обсуждение проведите в паре.
-Объясните, как решили. Аналогично разбирается и записывается задача № 2(2).
|
Под руководством учителя выполняют составленный план действий.
Отвечают на вопросы учителя.
| П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; формулирование ответов на вопросы; описание предмета;
| VI. Продолжение работы по теме урока. (6 мин.)
Цель этапа: Закрепить навыки решения задач; развивать самостоятельные навыки работы в парах. II. Физминутка
| 1.Организует устранении и фиксирование преодоления затруднения.
-Самостоятельно выполните в рабочей тетради задание №2.
(обсуждение решения) -Прочитайте задание № 3. Я предлагаю вам провести эту работу самостоятельно. Сегодня вы сами дополните условие задачи, вставите придуманные вами число в окошко.
- Помните правило, которое мы применяли с вами при решении подобных задач.
-Приступайте к работе. На выполнение этого задания даю вам 3 минуты.
-Кто раньше времени завершит работу, покажите свою готовность. -Время пошло (учитель наблюдает за работой детей, некоторых просит записать решение задачи на доске)
| Под руководством учителя выполняют составленный план действий.
С помощью учителя фиксируют новое знание.
| П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
К: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Р: умение работать по коллективно составленному плану
| VIII. Работа над повторением.
Цель этапа: Закрепить навыки чтения чисел в заданном порядке
| №4. (учебник)
-Назовите числа меньше 16, больше 16.
-Упорядочите ряд чисел.
|
| IX.Дифференцированная работа (7 мин)
Цели:
-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
| Работа в тетради.
-Выберете два любых задания из номеров № 4,5, 6, 7 и выполните их.
| Выполняют два задание самостоятельно в тетради.
Выполняют самопроверку по эталону. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
| Р: овладение пооперационными действиями, готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем; уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
К: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий, способностью с помощью вопросов, материалов учебника добывать и использовать недостающую информацию; Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. П:самостоятельно выбирать основания и критерии для указанных логических операций.
| X. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
| - Ребята, оцените свой вклад, насколько продуктивным получился урок, отметьте его интересные моменты. Закончите фразы, которые вы видите на доске:
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал…
было интересно…. было непросто ... теперь я могу… у меня получилось ... мне запомнилось ... я попробую ... - Кто из вас не боится слова задача, понимает, как с ней работать - прикрепите смайлик к восклицательному знаку. - Кто начинает волноваться при слове задача, кому тяжело дается подбор модели к задаче, кто еще не уверен в своих силах- к вопросительному знаку. - Ребята, очень радует, что много смайликов прикреплено к восклицательному знаку, значит вы не просто слушали и смотрели, но действовали. - Нет ничего страшного в том, что есть смайлики прикрепленные рядом с вопросительным знаком. У нас еще есть время и я уверена, что все будут отлично решать задачи как в математике так и в жизни.
-Спасибо за урок.
| Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Дети прикрепляют смайлики, лежащие у них на столах.
| Р:умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
Л: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»
| |