Скачать 215.07 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение Чухломская средняя общеобразовательная школа имени А.А. Яковлева Школа – образовательный центр района Развитие самооценки учащихся на уроках математики Чухлома Март 2010 Творческая группа: Школьное методическое объединение учителей математики Сборник методических разработок, выпуск 2 «Развитие самооценки учащихся на уроках математики» Чухлома. Издательство «ШКИТ» -2010 год Экспертиза педагогического совета 24.03.2010 Содержание:
I.Введение. Развитие самооценки учащихся Предоставляя ученику возможность отстаивать свое мнение и тактично направляя рассуждения ребенка, учитель тем самым помогает ему формировать собственную оценочную деятельность, развивать умение анализировать оценочные суждения учителя и тем самым формировать самооценку. Такой способ работы учителя очень эффективен не только для воспитания учащихся (корректирует их поведение, предупреждает развитие высокомерия, завышенной самооценки либо, наоборот, неуверенности в себе, ощущения своей неполноценности), но и для развития его собственных профессиональных качеств, таких, как уважение к ребенку, терпеливость, педагогический такт. В сборнике представлены материалы, по развитию самооценки на уроках математики, собранные и используемые учителями школьного методического объединения математики МОУ Чухломская СОШ имени А.А. Яковлева Приемы развития самооценки на уроках математики Учитель математики I категории Еремеева Марина Александровна, учитель математики I категории Глухарёва Татьяна Евгеньевна Успешность обучения математике во многом зависит от единства целей учителя и учащихся, поставленных совместно в начале темы, и четкого анализа успешности обучения от урока к уроку. Для того чтобы управление учебным процессом было эффективным, необходима оперативная информация о качестве усвоения знаний. Такую информацию дает контроль (итоговый, промежуточный или пооперационный) – и он выполняет в этом смысле функцию обратной связи. В процессе обучения, важным этапам – является этап совместного определения цели. Таблица №1 « Мои цели» используется на уроках любого типа. В своей практике мы используем данную таблицу на урокам изучения нового материала, а также на уроках обобщения, систематизации и коррекции знаний. В течение урока учащиеся обращаются к ней дважды, в начале урока и в конце, при подведении итогов. Работа с таблицами такого вида учит детей ставить перед собой конкретные цели и добиваться их. Цели как запрограммированный конечный результат в педагогическом процессе позволяют концентрировать внимание учащихся на главном, создать эталон оценки результатов обучения математике. Одной и той же таблицей можно пользоваться в течение пяти уроков. Таблица №1« Мои цели»
Карта промежуточного контроля представлена в таблице №2, применяется для оценки уровня подготовленности учащихся по теме: «Неравенства и уравнения второй степени». Использование данной карты уместно как для проведения промежуточного контроля качества усвоения знаний и умений применять алгоритмы, так и для диагностики уровня усвоения данной темы. Эта карта оказывает помощь, как учителю, так и ученикам, позволяет видеть картину подготовленности класса в целом и каждого ученика в отдельности. Материал для следующих уроков, для индивидуальной работы и дифференцированных домашних заданий, подбирается с учётом тех пробелов, которые легко отслеживаются по данным таблицам. Подобные карты можно использовать при работе с каждой темой по алгебре и геометрии. Таблица №2 Карта промежуточного контроля
Итоговый оценочный лист (таблица№3) является своеобразным стимулом самообразования, так как позволяет видеть им изучаемую тему целостно в собственных целевых действиях и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями. А также видеть, насколько объективна была его самооценка. Данная таблица является итоговой, используется для анализа самостоятельных и контрольных работ. Как вариант возможна индивидуальная таблица подобного плана. Таблица №3 Результативность самостоятельной работы учащихся ….. класса по теме «Неравенства» (оценочный лист -1/ зачет – 1)
Примечание: 1. Самооценка (при самоконтроле по выполнению оценочного листа) 2. Оценка учителя (контроль выполнения оценочного листа) 3. Оценка при сдачи зачёта. «+» - владеет (владею) «/» - частично владеет (частично владею) «-» - не владеет (не владею) Рабочая карта урока (таблица №4) может применяться на занятиях любого типа. Целью использования данного приема является выработка у учащихся навыков самооценки на каждом этапе урока. Сочетание самоконтроля и самооценки ученика с контролем учителя способствует объективному выявлению причин затруднений школьника и ликвидации имеющихся у него пробелов в усвоении знаний и умений. Правила работы с картой: 1) В начале урока учитель озвучивает основные этапы данного урока, на которых учащийся должен оценить свою работу, а также количество баллов за деятельность на этапе. 2) В течение всего урока учащиеся анализируют и оценивают свою работу, заполняя рабочую карту самостоятельно. 3) При подведении итогов урока учитель выставляет оценки, с учётом общего количества баллов, заработанных на уроке. Таблица №4. Рабочая карта урока
Карточка достижений (таблица №5) заполняется в конце каждого урока ребенком, самостоятельно. После заполнения карты достижений учащийся сам обнаружит пробелы в работе. Например, когда обсуждается в конце урока вся деятельность класса, не обязательно всем выступать публично. Мы пытаемся подвести каждого ребенка к тому, что бы каждый урок, каждое задание было значимым, было принято личностью. Таким образом, педагог должен использовать в работе с личностью ребенка диалог, работа направлена на помощь ребенку. Таблица №5 Карточка достижений
Использование оценочных листов на уроке математики учитель математики I категории Рыженькина Наталия Михайловна В своей педагогической практике широко использую оценочные листы. Для проведения уроков геометрии, при изучении нового материала, разрабатываю рабочие и оценочные листы. В рабочем листе дается алгоритм выполнения заданий, поэтому каждому ученику в классе дана возможность проявить себя. Учащиеся могут работать самостоятельно или в парах. Таким образом, создаётся ситуация успеха на уроке. Оценочный лист позволяет провести самооценку ( таблица№1) Напротив каждого задания учащийся ставит знак: плюс или минус.
Критерии оценки предлагаются учителем в начале урока, оценки за работу выставляются при подведении итогов, в соответствии с данными критериями. Таблица №1 Оценочный лист урока.
При закреплении нового материала на втором уроке после изучения новой темы, также продолжаю развивать самооценку учащихся. В таблице №2 приведен пример оценочного листа по теме «Четные функции» в 9 классе. Таблица №2 Оценочный лист урока.
На уроках закрепления материала, при подготовке к контрольной работе, с целью выявления степени усвоения конкретного материала по теме использую оценочные листы, приведенные в таблице №3. В данную таблицу учащиеся записывают задания по той или иной теме. После анализа данных видно:
Таблица №3 Оценочный лист урока.
Развитие самооценки на уроках обощающего повторения учитель математики I категории Иванова Людмила Александровна На уроках итоговых уроках использую оценочные таблицы, которые служат для оценивания знаний учащихся во время проведения обобщающих уроков по темам. В таблице №1, приведен пример оценочной таблицы которая, применялась в 9 классе по теме «Геометрическая прогрессия». С помощью таблицы учащиеся смогли оценить себя при разноуровневом решении заданий, тестовой работе, теоретических вопросах.
Таблица №2 использовалась при проведении обобщающего урока по теме «Арифметическая прогрессия». Учащиеся оценивали себя по теоретическим вопросам, решении кроссворда с выполнением заданий, решении заданий с выбором ответа. После заполнения этих таблиц очень легко сам ребенок может обнаружить свои пробелы, сам увидеть свои ошибки и недочеты в работе.
Таблица №3 направлена на оценивание труда учащегося учителем и даёт возможность ребёнку оценить себя самому. Может применяться на обобщающем уроке, может во время рассмотрения нового материала при работе в группах.
МБОУ ЧСОШ ИМЕНИ А.А.ЯКОВЛЕВА Адрес: 157130, Костромская обл., г. Чухлома, ул. Яковлева, д.22 Телефон: 8(4944)2-14-46 Электронный адрес: chlm-96@yandex.ru |