Скачать 53.65 Kb.
|
9 класс. Обобщающий урок. Тема: «Повторение и обобщение свойств азота и его соединений. Решение задач на определение выхода продукта реакции в % от теоретически возможного». Казимирова А.Д. Тема: «Повторение и обобщение свойств азота и его соединений. Решение задач на определение выхода продукта реакции в процентах от теоретически возможного». Цели: закрепить и обобщить знания учащихся об азоте и важнейших соединениях на основе теории электролитической диссоциации и представлении об окислительно- восстановительных процессах; проверить знания учащихся о генетической связи соединений азота и их взаимопревращениях, а также умения выражать суть реакций ионными уравнениями и уравнениями с электронным балансом; повторить способ вычисления практического выхода продукта реакции в процентах от теоретически возможного. Оборудование: на д/с : H2SO4(k), KNO3, Cu(медная проволока), спиртовка, держалка, спички. На столах учащихся: NH4NO3(тв), р-р NaOH(k), спиртовка, держалка, спички, уголёк. ход урока. Сообщаю учащимся о целях урока.
Класс работает по вариантам и двое на переносных досках. Вариант 1 А) NH4Br + NaOH= Б) (NH4)2CO3 + HCl= Вариант 2 А) NH4Cl+ Ca(OH)2= Б) NH4Br+ AgNO3=
1.Азотистый ангидрид N2O3 2.Чилийская селитра NaNO3 3. Нашатырь NH4Cl 4.Норвежская селитра Ca(NO3)2 5. Соединение азота, имеющее бурый цвет NO2 6. Сырьё для производства азотной кислоты NH3 7.Оксид азота, производящий опьяняющее действие при его вдыхании N2O 8. Нашатырный спирт NH4OH 9.Ляпие AgNO3 10. Азотная кислота HNO3 11.Оксид азота, образующийся при грозовых разрядах кислорода и азота NO 12. Индийская селитра KNO3
Для определения нитрат – ионов NO3 в пробирку помещаем немного исследуемого вещества, добавляем медных стружек, приливаем концентрированную серную кислоту и нагреваем: Na2NO3+ H2SO4=NaHSO+HNO3 HNO3+ Cu Cu(NO3)2+NO2+H2O Выделение газа NO2 свидетельствует о наличии нитрат- ионов NO3. б) Учащиеся на местах распознают твёрдые нитраты, для этого на раскалённый уголёк бросают щепотку нитрата, произойдёт вспышка. 2)Учащиеся получают аммиак. NH3 NH4NO3+ NaOH= NH4OH + NaNO3 Н2О
Предупреждаю вас заранее, Я непригоден для дыхания! Но все как будто - бы не слышат И постоянно мною дышат. (Азот) Найди меня. Я газ. Я прост. Я рыжий, словно лисий хвост. Я образуюсь из нитрата. А в воздухе- из газа-брата. А если встречусь я с водой, то стану сильной кислотой.(Диоксид азота) Я никто. Меня не сыщешь. Я невидимый, дружище. Электрический разряд- Мой родитель, друг и брат. Когда я в воздух выделяюсь, То постепенно окисяюсь. (Оксид азота II) В печи однажды проколят Аммония нитрат. Теперь я газ. Прощай, нитрат! Признаться, я не рад! Но ни людей, ни печь я в этом не виню, Наоборот, развеселю и даже …опьяню! (веселящий газ) Я «светоносный» элемент, Я спичку вам зажгу в момент Сожгут меня - и под водой Оксид мой станет кислотой. (Фосфор)
Вариант 1 N2 NH3 NO NO2 HNO3 Вариант 2 NH3 (NH4)2SO4 NH4NO3 NH3 N2
Поспорили как-то раз нашатырь и Селитра кто из них важней да сильней. СЕлитра и говорит: -Вот я, бывало, возьму себе в компанию Серу и Уголь, да пальну так, что дым идёт! То-то потеха! А нашатырь отвечает: - Твоя потеха военная, а моя – мирная! Я, во-первых, могу без насоса теннисный мячик надуть, а ведь это не легко. А во-вторых, я любой металл заставлю всю свою подноготную показать, а потому дружбу вожу с паяльником и канифолью. Спорили они, спорили, так ни с чем и разошлись. О чём спорили селитра и нашатырь? Селитра – (нитрат калия) в смеси с углём и серой даёт порох. При поджигании порох мгновенно сгорает, образуя большое количество газов - диоксида серы и диоксида углерода; окислителем в этом процессе служит селитра, которая превращается в нитрат калия. 2KNO3+S=2KNO2+SO2 2KNO3+C=2KNO2+CO2 Нашатырь действительно надувает теннисный мячик без насоса. Только надо предварительно смешать его с нитритом натрия и спрессовать смесь в виде таблетки. Заготовка для теннисного мяча - это две одинаковые полусферы. Таблетку- смесь солей - кладут внутрь заготовки, смазывают резиновым клеем для вулканизации клея (чтобы склеить половинки мяча). При этом разлагается и смесь солей, получается азот, который под давлением заполняет мячик: NaNO3+NH4Cl= NaCl+ N2+2H2O А когда предстоит с помощью паяльника соединить медные провода, их поверхность предварительно обрабатывают нашатырём, чтобы очистить от оксидов металлов. Ведь спаять можно только совершенно чистые поверхности металлов. Хлорид аммония при высокой температуре распадается на аммиак и хлороводород. NH4Cl+2HCl =CuCl2+H2O Так место будущего спая становится совершенно чистым. У селитры и нашатыря есть и другие профессии. VII.Задачи на определение выхода продукта реакции в % от теоретически возможного. А) При взаимодействии 1,7 г аммиака с хлороводородом было получено 5 г соли. Вычислите массовую долю выхода хлорида аммония. Один учащийся решает на доске, остальные в тетради.
«Крепкая водка пожирает луну, выпуская лисий хвост. Сгущение полученной жидкости порождает адский камень, который чернит ткань, бумагу и руки. Чтобы луна опять взошла, прокаливай адский камень в печи….» Ответ: вспомним, что «луной» алхимики называли серебро, «крепкой водкой»- азотную кислоту, а адским камнем - кристаллический нитрат серебра. «Пожирает» значит «растворяет», а «сгущение»- это выпаривание и кристаллизация растворенной соли, а «восход луны» - образное обозначение выделения металлического серебра при прокаливании нитрата серебра. Ag+2HNO3(k)=AgNO3+NO2 +H2O 2AgNO3(при темрер.)=2Ag+2NO2 +O2
Повторить §17-§20; §21-§23. Решить задачу: Какой объём аммиака можно получить (н.у.), нагревая смесь 33 г сульфата аммония с избытком кальция, если объёмная доля выхода составляет 80%? |