Аксиома параллельных прямых. 7-й класс Казорина Оксана Васильевна, учитель математики
Цели урока:
отработка навыков решения задач на применение признаков параллельности прямых;
изучение аксиомы параллельных прямых и следствий из неё;
развитие внимания, памяти, способности к исследовательской деятельности;
воспитание активности, самостоятельности, навыка ведения научной дискуссии
Задачи:
образовательные: дать обучающимся определение аксиомы в геометрии, вывести аксиому параллельных прямых и следствия из неё, повторить понятие параллельных прямых и углы, образованные при пересечении двух прямых секущей;
воспитательные: повысить интерес к предмету, добиться более глубоких и прочных знаний по математике, в частности по теме "Параллельные прямые", своевременно и быстро откликаться на актуальные вопросы и события, воспитывать дисциплину;
развивающие: развивать речь, память, мышление, воображение, смекалку, самостоятельность, самоконтроль, самооценку, умение общаться.
Ход урока Постановка целей урока Здравствуйте, дети. Садитесь. Сегодня у нас очередной урок по теме: «Параллельные прямые». Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку будет высказывание учёного Б. Паскаля «Величие человека – в его способности мыслить». На этом уроке мы повторим определение и признаки параллельных прямых. Познакомимся с новым для нас понятием «аксиома», изучим аксиому параллельных прямых. II. Проверка домашнего задания (слайды 1, 2, 3 ) При проверке домашнего задания повторить определение параллельных прямых, сформулировать признаки параллельности двух прямых:
- какие прямые называются параллельными?
- признаки параллельности двух прямых.
- решение задач по слайдам 1, 2, 3
III. Решение устных задач На плане местности найти параллельные улицы (слайд 4)
Задание на карточке:
IV. Изучение нового материала (аксиома параллельных прямых) При помощи чертежа на доске ставим перед обучающимися проблему: «Рассмотрим произвольную прямую а и точку М, не лежащую на ней. Можно ли через точку М провести прямую параллельную прямой а? И сколько таких прямых существует? » (При проведении дискуссии обучающиеся предполагают, что провести более одной прямой нельзя). В ходе решения этой задачи доказываем, что такая прямая существует. Возникает вопрос: можно ли через точку М провести ещё одну прямую параллельную прямой а?
А можно ли доказать это утверждение? История этого вопроса идет из глубины веков. В третьем веке до нашей эры в Древней Греции жил учёный Евклид. Он внёс огромный вклад в развитие геометрии. Евклид разработал особый подход к построению геометрии, когда сначала формулируются исходные положения, которые принимаются без доказательства, а затем на их основе путём логических рассуждений доказываются другие утверждения. Те основные положения геометрии, которые принимаются в качестве исходных называются аксиомами. Некоторые аксиомы мы с тобой уже формулировали, хотя и не называли их аксиомами. Например, что через любые две точки проходит прямая, и притом только одна. Посмотреть в приложении некоторые другие аксиомы. Все эти аксиомы являются наглядно очевидными и не вызывают сомнений. Само слово «аксиома» происходит от греческого «аксиос», что означает «ценный, достойный».
Давайте немножко отвлечёмся и посмотрим фрагмент «Ералаша», а затем обсудим этот фрагмент (идёт фрагмент программы Ералаш «Аксиома»). О чём спорили мальчики? Давайте ещё раз проговорим что такое аксиома.
А теперь вернёмся к задаче которую мы решали. Мы пришли к выводу, что через точку М можно провести только одну прямую параллельную прямой а. В геометрии Евклида, изложенной им в книге «Начала», ответ на этот вопрос следует из знаменитого пятого постулата, и этот ответ таков: через точку не лежащую на данной прямой, проходит только одна прямая, параллельная данной. На протяжении всех последующих лет ученые всего мира предпринимали попытки доказать пятый постулат Евклида, но безуспешно. Только в прошлом веке было окончательно выявлено (огромную роль в решении этого непростого вопроса сыграл великий русский математик Николай Иванович Лобачевский ), что данное утверждение нельзя доказать, т.е. пятый постулат Евклида является аксиомой. Аксиомой параллельных прямых (слайды 10,11). Давайте запишем в тетради.
Решение № 196 (устно), №197 с последующей проверкой (слайд 12)
V. Физминутка Мы устали, давайте немного отвлечёмся. Упражнения для глаз: Рисуем глазами треугольник; Посмотрели на свои пальчики( досчитали до пяти), перевели взгляд за окно(досчитали до пяти); Закрыли глаза ладошками и представили солнечное лето. Встали из за парты: Руки в стороны
Руки в стороны, в кулачок, Разжимаем и на бочок. Левую вверх! Правую вверх! В стороны, накрест, В стороны, вниз. Тук-тук, тук-тук-тук! Сделаем большой круг.
VI. Изучение нового материала (следствия из аксиомы параллельных прямых) У этой аксиомы есть следствия 1о и 2о. Рассмотрим их (слайды 14,15). Первое докажем вместе. Второе самостоятельно, с последующей проверкой.
Ребята решают №198, 199 из учебника с последующей проверкой (слайды 16,17)
VII. Итог урока Что нового мы узнали сегодня на уроке?
Обучающие пишут буквенный диктант на ранее приготовленных листках (слайд 18), с последующей проверкой (слайд 19)
Впишите в таблицу первую букву ответа Если две прямые на плоскости не пересекаются, то они называются …
Фигуры, совмещающиеся наложением, называются …
Утверждение, не требующее доказательств, называется…
Если стороны одного угла являются продолжением сторон другого угла, то это…
В равнобедренном треугольнике равные стороны называются боковыми, а третья сторона…
| VIII. Задание на дом (слайд 20) № 217; 200;
пункты 27, 28 учебника;
письменно доказать следствия из аксиомы параллельных прямых.
Слайд 21.
Литература Изучение геометрии в 7-9 кл: Методические рекомендации к учебнику: Книга для учителя /Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000.
Геометрия: 7 класс: Книга для учителя. - М.: Изд-во «Первое сентября», 2002 г.
Базовый учебник «Геометрия 7-9» авторов6 Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.
Математика. Приложение к газете «1 сентября», 2007 г.
Журнал «Математика в школе», 2003 г., 2006 г.
|