Скачать 48.68 Kb.
|
Урок алгебры и начал анализа по теме: «Возрастание и убывание функции». Учебник «Алгебра и начала анализа» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений авторов Ш.А. Алимова, Ю.К. Колягина, Ю.В. Сидорова, Н.Е. Фёдоровой, М.И. Шабунина, вышедший в 2000г. Ермолина Марина Владимировна, учитель математики, МБОУ «Лицей», г. Черногорск. Статья отнесена к разделу: Преподавание математики. Задачи урока: Образовательная: • организовать деятельность учащихся по применению достаточных условий возрастания и убывания функции к нахождению промежутков монотонности функции; Развивающая: • содействовать развитию памяти, речи, умению обобщать; Воспитательные: • формировать логическое, системное мышление; • формировать ответственность, организованность; • способствовать укреплению здоровья. Тип урока: комплексного применения знаний, умений и навыков; проверки и оценки знаний. Метод: репродуктивный. Оборудование: карточки с заданиями для проверочной работы, чертёж на доске; материал для минуты отдыха. План урока:
Ход урока: І. Организационный момент. Урок начинается со слов Франса А.: «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». « Как это получится у нас, узнаем …» Ребятам сообщается структура урока. ІІ. Устная работа. 1.Вопросы учащимся: - какие основные способы задания функции мы знаем? - дать определение возрастающей функции. - дать определение убывающей функции. - сформулируйте достаточное условие возрастания функции. - сформулируйте достаточное условие убывания функции. - как по-другому называют промежутки возрастания и убывания функции? - концы промежутков монотонности включаем в промежутки? (Замечание: если функция непрерывна в каком-либо из концов промежутка возрастания (убывания), то его можно присоединить к этому промежутку.) 2.Чтение графика. Рассмотреть два случая: а) если это график функции f(x); б) если это график функции (x); Указать число промежутков возрастания и убывания. ІІІ. Проверка домашнего задания. №652(1,2) Решить неравенства: 1) 2) (Повторение решения тригонометрических неравенств понадобится при решении №905(1)) №869(2,8) Найти производную функции: 2) -+2 8) №872(4,6) Найти производную функции: 4) хsin2x 6) ( по ходу проверки домашнего задания с ребятами повторяются правила дифференцирования произведения, сложной функции и таблица производных) №900(4) Найти промежутки возрастания и убывания функции у=х+12х-100 двумя способами: а) с помощью графика функции; б) с помощью графика производной функции. ІV. Решение задач. (прежде, чем приступить к решению задач, необходимо вспомнить с учащимися алгоритм исследования функции на монотонность аналитическим способом) №900(6,7) Найти промежутки возрастания и убывания функции: 6) у=х (повторяется метод интервалов) 7) у=2х №903(4) Найти промежутки возрастания и убывания функции: 4) у=х №905(1) Найти промежутки возрастания и убывания функции х-sin2x V. Минута отдыха. Учитель показывает одну за другой карточки с надписями: (sinx), (2х, (log, (8х, (-5х), (3cosx), (7), (lnx), (cosx+2). По всему классу на карточках развешены варианты ответов, учащимся необходимо выбрать правильный и указать на него рукой. Будет видно, кто ещё недостаточно знает таблицу производных. VІ. Проверочная работа. 1 вариант. 1) Найдите производную функции f(x)=3x 2) На рисунке изображён график производной функции у=f, заданной на отрезке . Исследуйте функцию у=f(x) на монотонность и в ответе укажите число промежутков убывания. 3) Определите промежутки возрастания функции f(x)=x 2 вариант. 1) Найдите производную функции h=4x 2) На рисунке изображён график производной функции у=f, заданной на отрезке . Исследуйте функцию на монотонность и в ответе укажите число промежутков возрастания. 3) Найдите промежутки убывания функции f(x)=x. 3 вариант. 1) Вычислите производную функции у=х 2) На рисунке изображён график производной функции у=f(x), заданной на отрезке . Исследуйте функцию у=f(x) на монотонность и укажите число промежутков убывания. 3) Определите промежутки возрастания функции f(x)=x. 4 вариант. 1) Вычислите производную функции y=cosx+x 2) На рисунке изображён график производной функции у=f(x), заданной на отрезке . Исследуйте функцию у=f(x) на монотонность и в ответе укажите число промежутков возрастания. 3) Найдите промежутки убывания функции f(x)=x. 5 вариант. 1) Найдите производную функции у=. 2) На рисунке изображён график производной функции у=f, заданной на отрезке . Исследуйте функцию на монотонность и в ответе укажите число промежутков убывания. 3) Найдите промежутки возрастания функции f(x)=x 6 вариант. 1) Найдите производную функции g(x)=7x. 2) На рисунке изображён график производной функции у=f(x), заданной на отрезке . Исследуйте функцию у=f(х) на монотонность и в ответе укажите число промежутков возрастания. 3) Найдите промежутки убывания функции f(х)=х VІІ. Итог урока. Выставление оценок. VІІІ. Домашнее задание. №904 Найти промежутки возрастания и убывания функции. 1) у=; 2) у=3. №905(2) Найти промежутки возрастания и убывания функции у=3х+2cos3x. №908* При каких значениях а функция у=ах возрастает на всей числовой прямой? |