Тема урока: «Решение уравнений», 6 класс Цели урока сформировать навык решения уравнений путём переноса слагаемых;
развивать навыки
воспитывать устойчивый интерес к предмету.
Оборудование Карточки-«консультанты»;
Мультимедийное оборудование;
Учебник «Математика, 6» И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича.
Презентация.
Ход урока Оргмомент Приветствие учащихся, приглашение к сотрудничеству, к совместному творчеству.
Интеллектуальная разминка. Демонстрируются слайды, на которых представлены задания:
Слайд № 1
| Упрости выражения:
1) 26а + 31а + 4
2) 7у + 5у – 4у
3) 6(5а + 3)
4) –3(2 + 3с)
5) 2а – 7у
| Слайд № 2
| Вычисли удобным способом
158 – 392 + 75 – 158 – 75
–2,49 + 3,5 + 2,49 – 1,67 – 3,5
0,6 – 1,875 –0,6 + 2,25 + 1,875 – 2,25
–4,36 + 4,036 – 8,8 + 9,36 – 4,036 + 8,8
| Слайд № 3
| Составь математическую модель по условию задачи
На первой полке х книг, на второй в 3 раза больше. На первую полку поставили 9 книг, а со второй сняли 11 книг. Стало книг поровну.
| Вопросы:
к слайду № 1: «Почему в примере 5 упростить выражение нельзя?»
к слайду № 2: «Какие законы и правила действий с положительными и отрицательными числами мы использовали?»
Модель к задаче № 3 учащиеся записывают в тетради и на доске, а затем проверяют с помощью слайда № 3, на котором появляется правильное решение.
Постановка проблемы, целеполагание. По полученной модели
х + 9 = 3х – 11
учащимся задаются вопросы:
Что представляет собой эта модель?
Почему вы так считаете?
Можем ли мы решить это уравнение? Почему?
Чем предстоит заняться сегодня на уроке7
Что нужно будет получить? (Получить алгоритм решения уравнений, содержащих переменную в левой и правой частях – данный вывод демонстрируется на слайде № 4.)
Открытие нового знания через индивидуальную и коллективную деятельность. 4.1. Учащиеся решают уравнения по вариантам (два человека работают у доски):
х + 8 = 25
х – 3 = –20
После решения уравнений учащимся задаются вопросы:
Что называется уравнением?
Что значит решить уравнение?
Какое число называется корнем уравнения?
Проанализируйте, что произошло с известным слагаемым (вычитаемым) при решении уравнения?
4.2. Рассмотрим уравнение
6х = 3х – 9.
Каковы ваши предложения по его решению? Алгоритм, предлагаемый учащимися, постепенно записывается на слайде № 5.
Слайд № 5
| 6х = 3х – 9
Перенести слагаемое 3х влево, поменяв его знак на противоположный
Привести подобные слагаемые
Разделить число в правой части уравнения на коэффициент при переменной
|
Уравнение решают один ученик у доски и один – на переносной доске.
4.3. Вернёмся к уравнению, полученному в начале урока:
х + 9 = 3х – 11.
Предложите способ решения и озвучьте основные этапы решения. Проверим, согласны ли с нами авторы учебника. (Учащиеся читают алгоритм в учебнике, который параллельно демонстрируется на слайде № 6).
Слайд № 6
| x + 9 = 3х – 11
Слагаемые, содержащие переменную, перенести в левую часть уравнения, а числа – в правую, при переносе менять знаки на противоположные
Привести подобные слагаемые в левой и правой частях уравнения
Разделить число в правой части уравнения на коэффициент при переменной
|
Первичное закрепление Учащиеся выполняют № 580.
После решения первого уравнения учащимся, недостаточно разобравшимся в этом материале, предлагается карточка – консультант. Один из вариантов карточки приведен ниже:
-
Заполни пропуски:
3x + 17 = x – 5
3x … x = –5 … 17
… x = – …
x = (– … ) : ( … )
Ответ: …
|
После решения второго уравнения – подключение консультантов из числа учащихся, хорошо успевающих по предмету.
Самостоятельная работа Учащимися выполняется самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
Слайд № 7
| Реши уравнения
Вариант 1
5у + 3 = у + 11
20 + х = 8 – 3х
15 – 4х = 18 – х
Вариант 2
5х + 7 = 2х + 16
2у + 15 = 9 – у
35 + 2х = 24 – 9х
|
Самопроверка осуществляется с помощью слайда № 8.
Учащимся, выполнившим работу быстрее, предлагаются карточки – задания с уравнениями более высокого уровня сложности. Например:
4(3x – 6) = – 3(4x – 8).
Подведение итогов, рефлексия Достигли ли намеченных результатов?
Что нового узнали?
Выделите наиболее важную, на ваш взгляд, часть алгоритма.
Домашнее задание: №№ 578 (устно), 581, 583а (на «5»)
|