Скачать 53.39 Kb.
|
Путешествие с формулами сокращенного умножения –открытый урок в 7-м классеТема: Формулы сокращенного умножения Цель урока: создать максимальные условия для проявления ценностно–эмоционального и ценностно–смыслового отношения лицеистов к знаниям. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Задачи урока: Образовательные: формирование умений применять формулы сокращенного умножения в нестандартных ситуациях. Выявить итоговые уровни знаний и умений работать с формулами сокращенного умножения, обязательные для каждого ученика. Воспитательные: формирование интеллектуальных умений, овладение мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением и обобщением. Формирование ответственности перед коллективом, организованности, дисциплинированности, чувства долга, инициативы и творчества в учебном процессе. Развивающие: развитие любознательности учащихся, развитие познавательного интереса к предмету. Методы обучения: Выбран преобразовательный метод, т.е. при условии усвоения учащимися изученного материала, вырабатывается умение творчески применять полученные навыки в процессе выполнения проблемных заданий, познавательных задач. Структура урока 1. Проверка домашнего задания (до начала урока консультанты в своих группах просмотрят домашнее задание и доложат о правильности его выполнения). 2. Ввод в урок. Сообщение о теме, форме проведения данного урока и его задачах. 3. Работа по станциям 1 станция – “Смекалистые” 2 станция – “Эрудиты” 3 станция – “Мыслители” 4 станция – “Теоретики” (Прикладная) 5 станция – “Историческая” 6 станция – “Суперигра” 4. Подведение итогов. Выдача домашнего задания Ход урока Проверка домашнего задания. Собрать сведения о выполнении и прокомментировать. Дома учащимся необходимо было составить 21 формулу, т.е. по 7 формул для каждого конкретного двучлена. Консультанты до начала урока просмотрели правильность выполнения, сделали свои замечания. Были даны такие пары: Ввод в урок Учитель: Сегодня у нас обобщающий урок по теме: “Многочлены. Формулы сокращенного умножения” Урок пройдет в форме игры–путешествия. Я надеюсь, что сегодня мы углубим наши знания о применении формул сокращенного умножения, сможем обогатить свою память новыми фактами, посмотреть на формулы с различных точек зрения и в конечном счете подняться в своем развитии на ступеньку выше. Итак, мы начинаем наше путешествие, в котором участвует 6 команд. На каждом столе перед вами лежит маршрут с указанием станций, и, конечно, все путешествие будет проходить в форме соревнования команд, а в конце урока, мы обязательно подведем итоги и наградим победителей. Я представляю членов жюри, которые будут помогать сегодня, проводить наше путешествие – это гости Итак, мы попадаем на 1 станцию. Работа по станциям 1 Станция “Смекалистые” Вам необходимо на скорость выполнить все задания (5 мин.) (Задание дифференцированно, т.е. листочки подписываются) 1. Заполни пропуски: 2. Вычисли: а) (2 балла) б) (2 балла) 3. Реши уравнения: (Каждый член команды решает по 2 примера, тогда задание можно сделать быстрее) Ответы: 1. 2. а) б) 5. 3. (Открыть доску с верными ответами) 2 Станция “Эрудитов” Решить предложенные задания и грамотно защитить их. (Задание также дифференцированно. Защита максимально 3 балла) 1) Вычислить наиболее рациональным способом: а) (2 балла) Ответ: 64 2) Упростить выражение: (Решение записать на доске и прокомментировать) 3) Докажите тождество: (Х – 1)(Х+1)(Х2+1)(Х4+1)=Х8-1. 4) Выполнить действия: (2 балла) Ответ: 80 Проводится защита каждого задания (помощник выясняет какое задание защищает каждая группа и координирует) 3 Станция “Мыслителей” Группам предлагается представить в виде многочлена следующие выражения: Затем выписать в тетрадях коэффициенты разложения (а на доске – заранее) Мы получили треугольник Паскаля Задача перед командами состоит в следующем: Найти закономерность между числами в треугольнике Паскаля, которую смог вывести сам ученый, для получения формул возведения двучлена в 5, 6, 7, 8, 9, 10 и т.д. степень. Итак, кого из вас озарит, кто сможет пройти теми же тропинками умозаключений, что и сам Паскаль и найдет эту закономерность для получения каждой следующей строки треугольника из предыдущей. (Верная гипотеза 5 баллов). 4 Станция “Теоретиков” (Прикладная) Попробуем решить физическую задачу. (За верное решение 10 баллов): Самолет летит из Алматы в Астану и в тот же день возвращается обратно. В первый день погода была безветренная, а во второй дул сильный ветер с севера. Одинаковое ли время самолет находится в воздухе в первый и во второй день? Решение: Пусть V – скорость самолета; U – скорость ветра. Расстояние между городами примем за 1. Тогда в первый день самолет находится в воздухе: а во второй: Во второй день самолет находился в воздухе меньше времени. 5 Станция “Историческая” Вам предлагалось поискать в доступных источниках информации сведения об истории возникновения науки алгебры. Итак, каждая команда имеет право голоса, но по одной весомой фразе, так, чтобы у всех была возможность высказаться (по 1 баллу за фразу). 6 Станция “Суперигра”. Предлагается две задачи: 1. Задача Диофанта Найти два числа, сумма которых 20, а произведение 96. Сам Диофант использовал формулу: разность квадратов для ее решения, попробуйте и вы. (10+х)(10–х)=96 х=2 Ответ: 12 и 8 (2 балла и 6 баллов за решение, которое предложил Диофант) 2. Задача Пифагора Всякое нечетное число, кроме 1, есть разность двух квадратов 4 Подведение итогов урока Итак, наше путешествие подходит к концу. Надо отметить, что все команды работали активно, а результаты работы на станциях нам назовет жюри. 1 место 2 место ……… 6 место Лицеисты групп, занявших 1, 2 место получают оценку “5”, а 3–4 место оценку “4”. Наиболее активно работали отдельные члены команд, это: 1) 2) 3) эти ребята также получают оценку “5”. Задание на дом: Вам, ребята, предлагается, используя треугольник Паскаля, представить в виде многочлена 4, 5, 6, 7 степеней следующие двучлены: Всего 8 формул. (Заранее на доске). |