Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 81.24 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.02.2014
Размер81.24 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Комитет образования администрации

Балаковского муниципального района Саратовской области

МОУ «средняя общеобразовательная школа № 25»

«Угол между плоскостями»

Урок разработала учитель

МОУ»СОШ № 25»

Плотникова О.И.

Тема урока: «Угол между плоскостями»

Тип урока: повторение

Цели урока:

дидактическая:

систематизировать теоретические знания по теме урока,

совершенствовать навыки решения задач ;

развивающая:

развивать логическое мышление, память, познавательный интерес,

продолжать формирование математической речи и графической культуры,

вырабатывать умение анализировать и сравнивать;

воспитательная:

приучать к эстетическому оформлению записи в тетрадях,

умению выслушивать других, прививать аккуратность и трудолюбие.
Ход урока:
I. Организационный момент (учитель и ученики приветствуют друг друга, учитель отмечает отсутствующих, сообщает тему и цели урока, раздает учащимся листки с условиями задач для классной и домашней работы ) (2 мин)
II. Актуализация знаний учащихся


  1. Повторение теоретических сведений

(учитель предлагает ученикам карточки с теоретическими вопросами для ответов у доски)

Задание

Ответ учащегося

Карточка 1

  1. Каково может быть взаимное расположение двух плоскостей в пространстве?



  1. Дайте определение двугранного угла

  1. Плоскости в пространстве либо пересекаются по прямой (рис.1), либо не пересекаются, т.е. параллельны (рис.2)

Рис.1 d:\угол между\безымянный.png

d:\угол между\безымянный3.png

Рис.2

2.Двугранным углом называется фигура, образованная прямой a и двумя полуплоскостями с общей границей а, не принадлежащими одной плоскости
d:\угол между\безымянный4.png

Карточка 2

  1. Дайте определение линейного угла для данного двугранного угла и определение градусной меры двугранного угла




  1. Дайте определение биссектора двугранного угла


1.Пересечение двугранного угла и плоскости, перпендикулярной его ребру, называют линейным углом двугранного угла. Величиной двугранного угла называют величину его линейного угла.

Величина двугранного угла не зависит от выбора его линейного угла
d:\угол между\безымянный5.png

АОВ – линейный угол двугранного угла

2.Полуплоскость, границей которой является ребро двугранного угла, делящая его на два двугранных угла равной величины, называется биссектором двугранного угла.

Биссектор двугранного угла есть множество точек этого угла, равноудаленных от его граней.

d:\угол между\безымянный6.png

Карточка 3

  1. Дайте определение перпендикулярных плоскостей


2.Назовите признак перпендикулярности двух плоскостей и свойство перпендикулярности двух плоскостей


Две пересекающиеся плоскости называются перпендикулярными, если угол между ними равен 90

d:\угол между\7.png

2.Если одна из двух плоскостей проходит через прямую, перпендикулярную к другой плоскости, то такие плоскости перпендикулярны ( признак перпендикулярности двух плоскостей)
Если две плоскости перпендикулярны, то прямая, проведенная в одной плоскости перпендикулярно линии пересечения плоскостей, перпендикулярна второй плоскости

(свойство перпендикулярных плоскостей)
d:\угол между\безымянный8.png

Карточка 4

  1. Назовите условие параллельности и условие перпендикулярности плоскостей в векторной форме





  1. Чему равна площадь ортогональной проекции многоугольника





  1. Ах+Ву+С z+D=0 – общее уравнение плоскости

Условие параллельности плоскостей:

А12 = В12 = С12.

Условие перпендикулярности плоскостей:

А1А2 + В1В2 + С1С2 = 0.

  1. Площадь ортогональной проекции выпуклого многоугольника на плоскость равна площади проектируемого многоугольника, умноженной на косинус угла между плоскостями многоугольника и его проекции.

d:\угол между\безымянный9.png

S А1В1С1 = SАВС ∙ cos


В то время, когда учащиеся готовятся у доски, остальным ученикам предлагается вспомнить, как находится угол между двумя плоскостями в векторной форме и решить задачу.

Задача 1.

Найти острый угол между двумя плоскостями

5х – 3у + 4z – 4 = 0 и 3х – 4у – 2z + 5 = 0

Решение:

По формуле (1)

Т.к. А1 =5; В1 = -3; С1 = 4; А2 = 3; В2 = 4; С2 = -2, то

| = 0,4990,6004.

В формуле (1) следует взять абсолютную величину правой части, так как надо найти острый угол между плоскостями и, значит, .

Ответ.6004ʹ.

Подготовившиеся у доски учащиеся начинают отвечать. Один из учащихся, решавших задачу, записывает ее решение на доске, остальные выслушивают ответы на теоретические вопросы, поправляют и дополняют их ответы. (13 мин)

II. Решение задач

Задача 2. (С-2)

Основанием прямой треугольной призмы АВСА1В1С1 является равнобедренный треугольник АВС, в котором АВ = ВС = 20, АС = 32. Боковое ребро призмы равно 24. Точка Р принадлежит ребру ВВ1, причем ВР : РВ1 = 1 : 3. Найдите тангенс угла между плоскостями А1В1С1 и АСР.

Дано: АВСА1В1С1- прямая треугольная призма; АВС- равнобедренный , АВ=ВС=20,АС=32, АА1=24; Р ВВ1; ВР:РВ1=1:3; - угол между плоскостями А1В1С1 и АСР.

Найти:

d:\угол между\безымянный11.pngРешение: Угол между плоскостями – это угол между перпендикулярами, проведенными в этих плоскостях к их общей прямой. Так как призма прямая, то можно просто перенести параллельным переносом плоскость А1В1С1. Она перейдет в плоскость АВС. Значит нужно рассмотреть угол между плоскостями АВС и АРС.

По свойству равнобедренного треугольника РК и ВК –медианы, биссектрисы, высоты треугольников АРВ и АВС соответственно. Надо найти тангенс угла РКВ.

1.Т к. ВК - медиана, то КС=1/2АС=1/2∙32=16

2.По теореме Пифагора из треугольника ВКС найдем ВК. ВК2=ВС2-КС2, ВК2=400-256=144, ВК=12

3.Т.к.ВР:РВ1=1:3, то ВР=1/4ВВ1=1/4∙24=6

4.��ℊРКВ=ВР/КВ=6/12=1/2.

Ответ.1/2. (7 мин)


Задача 3. В основании треугольной пирамиды SАВС лежит правильный треугольник АВС со стороной 1. Ребро SА пирамиды перпендикулярно плоскости основания, а его длина равна . Плоскость α параллельна прямым SВ и АС, а плоскость β параллельна прямым SС и АВ. Найдите угол между этими плоскостями.
Дано: SАВС – треугольная пирамида, АВС - правильный треугольник, АВ=ВС=АС=1, SА⊥(АВС), SА=, α∥ SВ, α ∥ АС, β ∥ SС, β ∥ АВ, φ – угол между плоскостями α иβ.
Найти: φ

d:\угол между\безымянный12.png

Решение:
Проведем плоскость α через прямую SВ. Тогда линия ее пересечения с плоскостью АВС будет параллельна прямой АС. Аналогично проведем плоскость β через прямую SС, линия ее пересечения с плоскостью АВС параллельна АВ. Если через точку А провести прямую, параллельную ВС, то три полученные прямые пересекутся в точках А1, В1, С1, причем А1В1∥АВ, В1С1∥ВС, А1С1∥АС, ∆А1В1С1 – правильный, а его сторона равна 2.

Искомый угол – угол между (SА1С1) и (SА1В1). Рассмотрим ∆SАА1. Так как АА1 – высота правильного треугольника А1В1С1, то АА1==. Но ребро SА перпендикулярно плоскости АВС и SА = . Поэтому SАА1- равнобедренный прямоугольный треугольник. Проведем его высоту АМ к гипотенузе SА1,найдем ,что АМ=SА/ =

Прямая В1С1 перпендикулярна плоскости SАА1, так как она перпендикулярна прямым SА и АА1 этой плоскости. Следовательно, АМ является проекцией прямой В1М на SАА1 и, так как АМ⊥SА1, то В1М⊥SА1 ( по теореме о трех перпендикулярах). Аналогично, С1М⊥SА1,и,значит, уголС1МВ1 искомый. Из равенства прямоугольных треугольников С1АМ и В1АМ получаем, что φ=2∠АМВ1. В треугольнике В1АМ имеем АМ=, АВ1 =1, следовательно, τℊ∠АМВ1=АВ1/АМ= . Зная τℊφ=, можно найти соsφ= = , т.е. φ=arccos.

Ответ. arccos. (10 мин)
Задача 4. Пусть в пирамиде АВСД плоские углы при вершине А прямые, а площади граней ВСД, АВС, АВД, и АСД равны S0, S1, S2, S3 соответственно. Доказать, что S=S+S+S.
Дано: АВСД - пирамида, ∠ДАВ=90°,∠ВАС=90°, ∠САД=90°, SВСД=S0, SАВС=S1, SАВД=S2, SАСД=S3.

Доказать: S=S+S+S.



d:\угол между\безымянный14.png

Доказательство:

Спроектируем пирамиду ортогонально сначала на плоскости АВС, АВД и АСД, а затем на плоскость ВСД. Обозначим углы, образуемые гранями АВС, АВД и АСД с гранью ВСД через a, b, c. Тогда получаем S1=S0cosa, S2=S0cosb, S3=S0cosc ( так как плоские углы при вершине А прямые, то проекция основания ВСД на плоскость любой из трех боковых граней представляет собой эту боковую грань), и S0=S1cosa+S2cosb+S3cosc. Отсюда следует, что S0=S1 +S2 +S3 т.е. S=S+S+S.

(5мин)

Задача 5 (устно)

В кубе А…Д1 найти угол между плоскостями

d:\угол между\безымянный15.png

А) АВС и ВДД1 (90°);

Б) АВС и АВ1С1 (45°);

В)АВС1 иВСС1 (90°);
В правильной шестиугольной призме А…F1 найдите угол между плоскостями

d:\угол между\безымянный16.png

А)А1В1С1 и АFF1 (90°);

Б)АВВ1 и ВСС1 (120°)

В)АFF1 и ВDD1(30°)

В правильном тетраэдре АВСД точка Е-середина ребра ВС. Найдите угол между плоскостями

d:\угол между\17.png

А)АВС и АДЕ (90°);

В)АДС и АДЕ (30°). ( 5 мин)
III. Домашнее задание. Подведение итогов урока.
Задача 1. В правильной четырехугольной пирамиде известны длина стороны основания 2 и длина высоты 2. Найдите угол наклона боковой грани к плоскости основания.

d:\угол между\безымянный20.png

Решение: Т.к. в правильной пирамиде углы наклона всех боковых граней к плоскости основания равны, то найдем, например, угол наклона боковой грани КСД к плоскости АВС. Т.к. КТ⊥ДС, то и ОТ⊥ДС( по теореме, обратной теореме о трех перпендикулярах), поэтому ∠КТО – линейный угол искомого двугранного угла. Рассмотрим ∆ КТО.

КО=2, ОТ=1/2АД= , КТ2=КО2+ОТ2, КТ2=22+2=, тогда ∠КТО=arctg, или ∠КТО = arcсtg/2, или ∠КТО =arccos,или ∠КТО =arcsin2/

Задача 2. В правильной призме АВСА1В1С1 сторона основания равна 6. Прямая АВ1 образует с основанием угол 30°. Найдите угол между плоскостями АВ1С и АВС.

d:\угол между\22.png

Решение: Чтобы найти угол между плоскостями АВ1С и АВС, построим соответствующий линейный угол.Плоскости АВ1С и АВС пересекаются по прямой АС. В плоскости АВС к прямой АС проведем перепендикуляр-это высота ВМ. Т.к. АС⊥ВМ.то АС⊥МВ1 ( по теореме о трех перпендикулярах). Поэтому угол В1МВ является соответствующим линейным углом. Определим его из треугольника В1МВ.

ВВ1=6∙tg30°=6/3=2. ВМ2= 62-32, ВМ=2.

tg∠В1МВ =ВВ1/ВМ=6/3=2, ∠ В1МВ =arctg2.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск