Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 213.91 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации09.02.2014
Размер213.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Управление образования Администрации Яковлевского района Белгородской области МОУ «Кривцовская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области»

Описание опыта работы по теме:

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики как средство управления успешностью обучения»

Выполнила учитель начальных классов

Съедина Ольга Александровна

с.Кривцово

Содержание:

1.Информация об опыте 3

2.Технология опыта 6

3.Результативность опыта 14

4.Библиографический список 17

5.Приложение к опыту 18

Условия возникновения и становления опыта.
На протяжении 24 лет работы в школе меня интересовали вопросы: какие методы работы использовать для того, чтобы ребёнок не просто усваивал поток информации, полученный от учителя, но и научился мыслить, понимать, самостоятельно делать выводы, как обеспечить учение с увлечением. В процессе работы в данной школе я сформулировала тему своего исследования: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики как средство управления успешностью обучения».

Эта тема сформирована в МОУ «Верхне – Ольшанская основная общеобразовательная школа». За время работы накоплен опыт работы, сложились определенные традиции, самой важной из которых является непрерывное стремление к совершенствованию, поиску эффективных путей организации учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время в школе обучается 75 учащихся. Большинство моих учащихся живут в неполных семьях, в которых родители имеют основное и полное среднее образование. Естественно, что социальный состав учащихся в большей мере определяет их интеллектуальные, психологические возможности, личностную направленность.

Уже в начальной школе большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль и начинают терять интерес к учебе. Поэтому важно развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. Способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности. Наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Так возникла идея развития творческих способностей младших школьников на уроках математики как средство управления успешностью обучения».

Другим условием выбора данной темы является попытка решения проблемы обновления методов, средств и форм организации обучения, которая тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс и внеклассную работу новых педагогических технологий.

В условиях начальной ступени проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования – одна из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, следовательно, необходимо обеспечить, чтобы ученик был включен в познавательную и творческую деятельность.

Работая над этой темой, я поняла, что работу по формированию и развитию творческих способностей младших школьников необходимо проводить на каждом уроке и во внеурочное время. Уроки математики обеспечивают поступательное совершенствование личности ребёнка, дают целостное представление о мире и месте в нём человека, способствуют не только развитию творческих задатков и склонностей, но и формируют готовность детей к дальнейшему саморазвитию.

Цель моего исследования – определение оптимальных условий и конкретных методов развития творческого мышления на уроках математики. Объектом исследования выступил сам учебно-воспитательный процесс.

Выбор этой темы обусловлен моими наблюдениями, результатами обследования детей, поступивших в 1 класс.

Сначала я собирала предварительные данные, которые предполагают наблюдение за поведением и деятельностью ученика в школе. Результаты наблюдения и их анализ позволили определить область поиска, то есть выявить те психические особенности детей, которые в первую очередь должны быть подвергнуты детальному изучению, для определения необходимой ему педагогической помощи.

На этом этапе обращала внимание на следующее – на речь, эмоции, память, внимание, самостоятельность детей.

Далее проводила изучение способностей ребенка с использованием различных методик с учетом его возрастных особенностей. В ходе его проведения определяла основные характеристики внимания, памяти, мышления детей.

Результаты наблюдений позволили мне сделать прогноз о дальнейшем ходе развития учеников, о тех коррекционно–педагогических средствах, которые мне необходимо применять при развитии их логического и творческого мышления.

Актуальность опыта.

Традиционно сложившийся способ обучения детей в принудительном режиме наложил свой отпечаток на дидактические основы урока. Структура урока часто определяется порядком действий учителя: вступительное слово, основная часть, заключение. Между тем, все эти элементы не существуют сами по себе, без учеников. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Ещё К. Д. Ушинский категорически отвергал уроки, построенные на основе схематизма и трафарета, не побуждающие ребёнка к восприятию и осмыслению изучаемого материала, не вооружающие его навыками и умениями самостоятельной работы, не способствующие развитию. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своём развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твёрдый характер и целеустремлённость при решении сложных задач. Всё это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Поэтому одной из наиболее актуальных и в тоже время сложных проблем является работа над активизацией познавательной самостоятельной мыслительной деятельностью учащихся, которая становится источником развития творческого или, как говорят психологи, продуктивного мышления.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущая роль урока математики в системе начального обучения - приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование их мировоззрения, а также развитие психологических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. В процессе обучения математике я развиваю у детей умение наблюдать, сравнивать, анализировать рассматриваемые объекты, обобщать, рассуждать, обосновывать выводы.

Ведущая педагогическая идея моего опыта – идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познании мира, на подлинном интересе, формирование умений анализировать, продуцировать и использовать информацию, воспитание математической находчивости.

Длительность работы над опытом.

В 2005-2006 учебном году я начала работать над темой «Развитие творческого мышления младших школьников на уроках математики». Был проведен диагностический этап работы (изучена методическая и научно-популярная литература по данной теме, проведена психолого-диагностическая работа с помощью контрольного тестирования мышления учащихся), прогностический этап работы (определены цели и задачи, намечено прогнозирование конечных результатов обучения).

В 2006-2007, 2007-2008 учебных годах я продолжила работу - был проведен организационный этап работы (составлена программа опыта, подготовлена материальная база, составлено методическое обеспечение) и практический этап работы.

В 2007 – 2008,2008- 2009 уч. годах осуществлялся обобщающий этап работы (оформление и описание результатов опыта).

Диапазон опыта.

Развитие творческого мышления в процессе познания осуществлялось мной в системе уроков, а также во внеурочной работе по предмету.

При этом использовались разнообразные методы и формы организации деятельности учащихся, а также различные средства обучения. Большое внимание уделялось тем из них, которые, позволяют включить учащихся в поисковую, творческую деятельность.

Как на уроках, так и во внеклассных мероприятиях создавались такие условия, выбирались такие методы и приемы обучения, которые предоставляют ребенку возможность не только получить определенный объем знаний, но и приобрести навыки мыслительной деятельности, от которых зависят качественные изменения в интеллектуальном развитии школьника.

Теоретическая база опыта

Теоретической базой опыта можно считать работы М.И. Махмутова, И. Я. Лернера, А. М. Матюшкина, рассматривающие проблемное обучение. Оно основывается на аналитико-синтетической деятельности учащихся. реализуемой в рассуждении, размышлении. Это эвристический, исследовательский тип обучения с большим развивающим потенциалом.

В своей работе я опираюсь на идеи доктора психологических наук профессора И. С. Якиманской, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова.Эти учёные призывают учитывать при проектировании и проведении учебных занятий следующие положения:

- ученик приходит в школу не только с определёнными знаниями и умениями, но и со своим жизненным опытом, со своими интересами, увлечениями;

- ученик осваивает мир в целостном восприятии;

- ученику присуща потребность в самоосуществлении, стремлении быть оцененным по достоинству;

- развитие личности происходит лишь в процессе деятельности самого человека;

Новизна

Новизна опыта проявляется в формах индивидуализации и дифференциации, позволяющих фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, организовать педагогическое пространство, позволяющее ученикам в индивидуальном и коллективном поиске приходить к построению или открытию знаний.

Опираясь на уже имеющийся у детей математический опыт, корректируются возможные неправильные или нечеткие представления о тех или иных математических объектах и отношениях, постепенно целенаправленно формируются математические понятия, составляющие основу курса математики.

В ходе опыта происходил поиск, творческая переработка и оригинальная разработка новых средств и правил их применения (текстовых задач, нестандартных задач, геометрических задач – минуток, занимательных задач ), постановка и решение педагогических задач при проведении уроков –игр: КВН, уроков – сказок, уроков – путешествий, уроков – соревнований.

Таким образом, новизна опыта проявляется в развитии творческого мышления на уроках математики через усовершенствование отдельных сторон работы учителя и комбинации элементов известных методик традиционного и развивающего обучения, использования дифференцированного и индивидуального подхода при оценке качества знаний учащихся.

Технология опыта.

Основными задачами моей педагогической деятельности являются:

- развитие навыков у учащихся творческого усвоения знаний (применение логических приёмов или отдельных способов творческой деятельности);

- развитие навыков у учащихся творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации и умение решать учебные проблемы, формирование и накопление учащимися опыта творческой деятельности).

В настоящее время существует острая потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни.

Основные условия, влияющие на формирование творческого мышления: индивидуализация обучения, исследовательское обучение, проблематизация.

Главная особенность творческого мышления связана со спецификой протекания процесса в целостной психике как в системе, порождающей активность индивида.

Существует два направления проблемы развития творческого мышления: влияние условий воспитания и повседневной жизни , проведение развивающего эксперимента. Развитие совершается в процессе обучения и воспитания.

Основные условия формирования творческого мышления учащихся:

1.Высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем.

2. Индивидуализация – создание условий для полноценного проявления и развития специфических личностных функций субъектов образовательного процесса.

3. Проблематизация – ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

В современной психологии и педагогике под творчеством детей понимают деятельность, в процессе которой создаётся нечто новое для самого ребёнка. Оно имеет место тогда, когда ребёнок воображает, комбинирует, изменяет, создаёт что-либо такое, чего он раньше не видел, чего в его непосредственном личном опыте не было. В основе всякого творчества лежит догадка, гипотеза или собственный домысел ребёнка.

Немаловажная роль в программном материале принадлежит решению текстовых задач, т.к. именно задачи — мощное средство обучения и развития учащихся и средство контроля и оценки усвоенных знаний.

Использую различные приёмы и формы организации работы над обычными текстовыми задачами учебников математики, которые способствуют развитию творческой активности и мышления учащихся, вырабатывают стойкий интерес к предмету.

Один из таких приёмов работы над задачей – изменение вопроса задачи. Этот приём использую с различной дидактической целью.

Так, например, с целью научить учащихся отличать простые задачи от составных, после решения задачи: «В одной коробке 8 карандашей, а в другой на 2 больше. Сколько карандашей в двух коробках?» - предлагаю задание: изменить вопрос так, чтобы задача решалась в одно действие.

Эффективным приёмом, развивающим творческую активность и мышление учащихся, является приём сравнения задач и их решений. Сравнение осуществляю с определённой целью и работа не заканчивается только выделением сходного и различного , а обязательно завершаю определёнными выводами. Сравнение задач и их решений даёт возможность глубже осознать взаимосвязи между величинами, входящими в задачу, способствует лучшему усвоению идеи решения и формированию осознанного подхода к её анализу.

Для ознакомления или закрепления свойств арифметических действий программой предусмотрено решение задач различными способами и сравнение способов решения. Например, чтобы обратить внимание на правило деления суммы на число. Предлагаю задачу: «Во дворе играли 6 девочек и 8 мальчиков. Они разбились для игры на 2 команды. По сколько детей играло в каждой команде?» - и подвожу детей к различным способам решения:

  1. (6+8):2=7 2) 8:2+6:2=7

и дети делают вывод о том, что разделить сумму на число можно двумя способами.

Высокую умственную активность проявляют учащиеся, выполняя анализ неверного решения. Многие учащиеся не могут самостоятельно решить задачу в косвенной форме.

Например: «В первый день грузовая машина увезла с поля 360 ц картофеля, это на 50 ц меньше, чем во второй день. Сколько центнеров картофеля увезла машина за два дня?» На доске я записываю два решения, одно из которых неверное, а затем прошу учеников выбрать верное решение и пояснить каждое выполняемое действие.

1) (360-50)+360 2) (360+50)+360

Значительный интерес вызывает у учащихся составление выражений из данных , входящих в условие задачи. Решая задачу: «У Пети и у Иры было денег поровну. Когда Петя уплатил за свою покупку 28 рублей, у него осталось 14 рублей. У Иры после покупки осталось только 9 рублей. Сколько рублей уплатила за свою покупку Ира?»,- после записи решения и ответа задачи, провожу работу по составлению выражений из данных в условии задачи.

Например, записываю выражения:

28-14; 28-9; 14-9; 28+(14-9);

и предлагаю детям задание: пояснить, что обозначает то или иное выражение. После пояснения обращаю внимание на основной вопрос задачи и выбираем то выражение, значение которого даёт ответ на вопрос задачи.

Творчество – это, прежде всего умение, отказаться от стереотипов мышления, только в этом случае можно создать что-то новое. В этом отношении большие возможности имеются при решении нестандартных задач.

Нестандартная задача в отличие от традиционной не может быть решена по какому-либо алгоритму. Такие задачи не сковывают ученика жёсткими рамками одного решения. Необходим поиск решения, что требует творческой работы мышления и способствует его развитию.

Решение нестандартных задач – процесс сложный. При решении таких задач дети встречают трудности. Это объясняется такими причинами: из-за неуверенности в своих возможностях и боязни их трудности. Отсутствием необходимого для этого умения и навыков. Только при систематической работе можно достичь желаемого результата, поэтому обучением решению нестандартных задач занимаюсь с первого класса.

Чтобы результативность от включения в урок нестандартных арифметических задач была более высокой, соблюдаю следующие условия:

1.Задачи ввожу в процесс обучения с постепенным нарастанием сложности, так как непосильная задача мало влияет на развитие учащихся.

2.Предоставляю ученикам максимальную самостоятельность в поиске решения задач, даю возможность пройти до конца по неверному пути, убедиться в ошибке, вернуться к началу и искать другой , верный путь решения.

3. Помогаю детям осознать некоторые способы, приёмы, общие подходы к решению нестандартных задач.

Обязательными при проведении занятий является соблюдение условий безоценочности, принятия, поддержки. Для реализации этих условий нужно восхищаться каждой идеей ребёнка, исключается всякая критика личности и деятельности детей. Принимаются и выслушиваются все ответы, создаётся климат взаимного доверия.

Уроки проводятся в форме игры, сказки, консультации, матбоя и др. Дети работают парами, в группах. Учащиеся читают задачу, обсуждают между собой, слушают мнения товарищей, спорят, отстаивают свои мнения, рассуждают, планируют работу. При такой форме работы все активно работают. Все хотят выступать, объяснять свои решения.

В первом классе при решении простых и сложных математических задач, дети, недолго думая, начинают выполнять какие- либо действия над числами. Решая нестандартные задачи, они сами приходят к выводу, что есть задачи, которые не решаются сразу одним действием, что надо анализировать, сравнивать, рассуждать.

Начинаю с таких задач:

1.Решение задач с недостающими данными.

«Ирине купили игрушки: куклу и мяч. Мяч стоит 7 рублей. Сколько стоят игрушки?»

Такие задачи способствуют развитию у учащихся нешаблонного анализа.

2. Не решаемые задачи.

Сначала даётся задача: «У Коли было 5 машинок, а у Миши – 3 машинки. Сколько машинок у мальчиков?». А потом предъявляется не решаемая задача: «У Коли было 5 машинок, а у Миши – 3 машинки. Сколько

Машинок у Саши?»

Подобные задачи развивают умение осуществлять анализ новой ситуации.

3. Задания на определение закономерности.

«Вставь пропущенное число - 3, 5, 7, 9, ?»

Решение таких задач требует умения самостоятельно осуществлять анализ ситуации и формировать гипотезы преобразования данной ситуации.

4.Задания для формирования умения проводить дедуктивные рассуждения.

«Баян - музыкальный инструмент. У Тани дома музыкальный инструмент. Значит. У неё дома баян?»

Правильны ли рассуждения или нет? Если нет, то почему?

При решении подобных задач учащиеся должны проводить смекалку, догадаться, что задача вообще не решается или, что в задаче есть лишние данные, или данных не хватает. Проявлению сообразительности при выполнении подобных заданий способствует формирование такого качества, как, гибкость мышления, которое играет важную роль в развитии творческого мышления.

С самого начала при решении нестандартных задач приучаю детей изображать отрезками любые объекты, о которых известно, делать таблицы, показывать задачи инсценировкой.

5. Моделирование ситуации с помощью чертежа, рисунка.

а) « Таня выше Оли и ниже, чем Света. Кто из девочек выше всех?»

При анализе решения таких задач сопровождаю сюжет рисунком на доске и в тетрадях.



б) «Коля родился на 4 года раньше Пети. Сейчас Коле 7 лет. Сколько лет Пете?»

Для полной наглядности пишем первые 10 чисел и располагаем буквы К и П рядом с соответствующими числами.

  1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10

П К

в) «5 мальчиков обменялись рукопожатием и подарили друг другу по одной своей фотографии. Сколько было рукопожатий? Сколько понадобилось фотографий?

Такие задачи выясняем инсценировкой. Мальчики выходят к доске и пожимают друг другу руки, а ученики считают, сколько было рукопожатий. Потом обмениваются фотографиями. Ученики считают, сколько фотографий подарили.

г) В клетке сидят цыплята и кролики. Всего у них 10 голов и 24 ноги. Сколько в клетке цыплят и сколько кроликов?

Эта задача решается рисованием.

Сначала рисуем отрезками количество животных.



Затем каждому животному рисуем по 2 ноги.

- Сколько ног нарисовали? Сколько осталось нарисовать? (4)

- Сколько получилось кроликов? (2) Сколько цыплят? (8)

Обучение младших школьников решению нестандартных задач подразделяется на два этапа.

На первом провожу специальную работу по выводу и осмыслению общих подходов к решению таких задач. Даю серии задач, которые подчинены определённой цели. Первую задачу серии решаем под руководством учителя, она служит для выведения приёма или способа, который помогает решить задачу. На следующих задачах дети упражняются в применении приёма, который они сформулировали, и выделяют некоторые ориентиры, помогающие определить, в каких случаях удобно использовать данный способ или приём.

На втором этапе учащиеся применяют ранее сформулированные общие приёмы в ходе самостоятельного поиска решения конкретных задач.

Систематическая работа в режиме творческого обучения, когда ежедневно ученикам на уроках предлагаю решить нестандартные задачи, способствует формированию положительного отношения к заданиям проблемно-поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования.

Среди занимательных задач особый интерес у учеников вызывают те, которые предполагают несколько вариантов решения.

Это позволяет каждому ученику проявить себя и предложить свой, отличный от других вариантов решения. Со временем задание усложняю и предлагаю не просто решить задачу своим способом, а выбрать цепочку действий, ведущую наиболее быстро и экономно к ожидаемому результату.

Задача 1. Периметр квадрата равен 20 см. На сколько квадратных сантиметров увеличится площадь квадрата , если его периметр увеличить на 12 см?

Решение.

1 способ.

  1. 20:4= 5(см)- длина стороны квадрата

  2. 5х5=25 (см2)- площадь квадрата

  3. 1264=3 (см)- на столько увеличилась длина стороны квадрата

  4. 5+3=8 (см)- длина стороны нового квадрата

  5. 8х8= 64 (см2)- площадь нового квадрата

  6. 64-25=39 (см2)- на столько увеличилась площадь квадрата

2способ.

Для того, чтобы ответить на вопрос задачи, следует найти сумму площадей заштрихованных прямоугольников.


  1. 20:4=5 (см)- длина стороны квадрата

  2. 12:4=3 (см)- на столько увеличилась длина стороны квадрата

  3. 5+3=8 (см)- длина верхнего прямоугольника

  4. 8х3=24 (см2)- площадь верхнего прямоугольника

  5. 5х3=15 (см2)- площадь нижнего прямоугольника

  6. 24+15=39 (см2)- на столько увеличилась площадь квадрата

Ответ: площадь квадрата увеличится на 39 см2

Неоценимую помощь в развитии творческих способностей учащихся на уроках математики оказывают нетрадиционные задания геометрического характера. На своих уроках использую геометрические задачи-минутки. (Приложение )

Вот некоторые из них.

Задача 1. На каком расстоянии от точки А на отрезке АВ, длина которого равна 9 см, надо поставить точку К так, чтобы сумма длин отрезков АК и КВ была наименьшей.

Решение. Так как сумма длин сторон отрезков АК и КВ всегда равна длине отрезка АВ, то точка К может быть любой точкой отрезка АВ.

Задача 2. Прямоугольный лист бумаги разделили на два листа треугольной формы и два четырехугольной. Как это сделали?

Решение.



Большие возможности для развития творческого мышления имеют внеклассные занятия по предмету. (Приложение ) На них дети с удовольствием отгадывают ребусы, загадки, решают занимательные задачи, выполняют нестандартные задания, задания повышенной трудности, требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение.

На уроках и внеклассных занятиях, с целью развития у учащихся интереса к предмету, использую старинные задачи из « Арифметики» Л. Магницкого. (Приложение ) Решение этих задач требует от учащихся не только математических знаний, но и сообразительности и умения логически мыслить, искать нетрадиционные пути решения. Кроме этого, эти задачи дают возможность проводить небольшие экскурсы в историю развития математики в России, рассказывают о составителях этих задач, о тех, кем и сегодня гордится русский народ.

Сказка всегда вызывает у моих детей радость. На уроках, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы.

Сказки, при изучении математике, я использую следующим образом: герои сказки испытывают трудности, дети пытаются им помочь. Они отправляются в путь, преодолевая самые неожиданные препятствия. (выполняют математические задания, отгадывают загадки, ребусы, решают примеры, задачи). Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения математического материала и развивает математическую речь, мышление. (Приложение )

Объяснение нового материала стараюсь проводить эвристическим путем «от учеников», стараюсь организовать и направлять коллективный поиск. Подхватываю нужную мысль, направляю и веду учеников к научным выводам. После работы над новым материалом, я часто предлагаю детям выполнить самостоятельную работу по данной теме, а потом коллективно проверить ее. Это вырабатывает умение сразу видеть свои ошибки и вызывает желание послушать, как следовало вести рассуждение при выполнении задания. При проверке я обязательно выясняю, кто из ребят допустил ошибки.

На своих уроках задания даю различной степени трудности, дифференцированно, для слабых – индивидуально. Каждому даю посильную работу, заставляю думать, доказывать, делать выводы. (Приложение ) Свою задачу я вижу в том, чтобы довести учащихся, даже слабых, до уровня средних, обучить приемам рациональной умственной деятельности. Работу на уроках организую так, чтобы со временем степень самостоятельности возрастала, а доза помощи учителя снижалась. Для сильных учащихся продумываю задания повышенной трудности, нестандартные работы творческого характера. Дифференцированная работа организуется мною на всех этапах урока – при проверке домашнего задания, при самостоятельной работе, при задании на дом.

Мною разработаны и применяются уроки математики в начальной школе, направленные на развитие творческого мышления младших школьников (Приложение ).

Развитие творческих возможностей важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах только начинают формироваться способы учебной работы, которыми учащиеся будут пользоваться в дальнейшем, а моя задача не упустить момент и развить творческие способности детей.

Результативность опыта.

Процесс обучения протекает в атмосфере доброжелательности, уважения, сопереживания. В атмосфере, где ценятся личностные достоинства ученика – его самостоятельная мысль, склонность к творческому поиску, он начинает стремиться к решению более сложных задач. Ученики работают в меру своих сил, поднимаясь на свою, посильную им ступеньку.

Благодаря развитию творческого мышления мои ученики владеют следующими умениями:

- умеют работать самостоятельно;

- ведут поиск необходимого материала;

- анализируют;

- делают обобщения и выводы;

- умеют отстаивать свою точку зрения.

Как следствие этого, за последние три года работы, мои ученики принимали участие в школьных олимпиадах по математике, на олимпиадах МОУ «Гостищевская СОШ» (Веревка Рустам 2007 год, 2 место)

У учащихся моего класса растёт качество знаний по математике.





2005/2006 уч.год

2006/2007 уч.год

2007/2008 уч.год

2008/2009 уч.год

Количество человек

4

4

4

3

Качество знаний

50%

75%

75%

66%

Библиографический список

  1. Амонашвили Ш. А. В школу с шести лет/ Ш. А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 1986.

  2. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети/ Ш. А. Амонашвили. - М.: Педагогика, 1983.

  3. Бардин К. В. Как научить детей учиться/ К. В. Бардин – М.: Просвещение, 1987.

  4. Белошистая А. В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема// Начальная школа – 2003 - №1

  5. Борзова В. А., Борзов, А. А. Развитие творческих способностей у детей/ В. А. Борзова – Самара, Самарский Дом печати, 1994.

  6. Волкова С.И. Задания развивающего характера в новом едином учебнике «Математика»// Начальная школа – 1997 - №9

  7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.:Просвещение 1991

  8. Дробышев Ю. А. Олимпиады по математике: 1-4 классы. М.:Просвещение ,2004

  9. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся// Начальная школа – 2001 - №11.

  10. Левитас Г. Г. Нестандартные задачи в курсе математики в начальной школе. // Начальная школа – 2001 - №5

11. Пичугин С. С. К вопросу о развитии творческих способностей школьников на уроках математики. // Начальная школа – 2006- №5

  1. Пичугин С.С., Организация творческой работы с геометрическим материалом.// Начальная школа – 2007 №4

  2. Останина, Е. Е., , Обучение младших школьников решению нестандартных арифметических задач // Начальная школа – 2004 - №

  3. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика. 1975

  4. Пономарёв Я. А. Психология творческого мышления. М. Академия пед. Наук. 1960




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск