Открытый урок в 6 классе по теме: «Порядковые числительные». Цель: усвоить лексико-грамматические особенности порядковых числительных;
Задачи:
- знать об изменении порядковых числительных, согласовании их с существительными, синтаксической роли в предложении , назначении в речи,
- уметь разграничивать количественные и порядковые числительные,
- уметь использовать порядковые числительные в речи,
- уметь критически мыслить,
- воспитывать чувство патриотизма, уважительное отношение к историческому прошлому страны. Средства обучения: учебник «Русский язык. 6 класс».М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская. - Москва: Просвещение,2008 г., презентация по теме урока, карточки для индивидуальной работы работы.
Тип урока:
изучение нового материала.
Технология:
развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приемы:
«Лови ошибку»
«Кластер»,
«Синквейн»,
«Письмо с дырками»
Оборудование:
карточки с диф заданием;
учебник;
информационные карточки с заданиями,
мультимедийный проектор для демонстрации слайдов с заданиями к уроку,
звёздочки
Преобладающий метод: исследовательский.
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| Примечание
| I.Организационный момент
II. Актуализация знаний обучающихся на этапе «Фаза вызова».
III. Изучение нового материала на этапе «Фаза осмысления».
IV.Подведение итогов урока на этапе «Фаза рефлексии».
|
Порядковое числительное Порядковое числительное Порядковое числительное - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Витальевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка, начать который я хочу с рассказа одной притчи. Притча:
...Однажды мудрец решил подвергнуть испытанию своих ученикови повёл их в сад, в углу которого была дверь с огромным замком. "Тот, кто откроет дверь, будет назван умнейшим". Один за другим пытались они открыть дверь и, не добившись успеха , отходили. Но один ученик внимательно осмотрел дверь, навалился на нее плечом, толкнул и - о, чудо! - она стала поддаваться, и раскрылась.Тогда мудрец сказал: "Ты станешь умнейшим, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы".
- Ребята, я очень хочу, чтобы на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете "открыть любую дверь" в науку русского языка.
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение раздела «Имя числительное». Запишите число (Второе февраля. Классная работа). А тему урока вы, ребята, сформулируете сами чуть позже.
- Сейчас я предлагаю желающим выбрать задание на повторение пройденного. Это может быть задание высокого, среднего или посильного уровня. Прошу вас взвесить свои возможности. Приступайте.
1. А с вами, ребята, начнем работу на этапе « Знание – сила».Чтобы связать в логическую цепь все ваши знания об имени числительном, мы попробуем составить кластер.
- У вас на столах лежат пустые таблички – кластеры (Приложение №1), которые нам предстоит заполнить.
- Итак, начнем.
- Имя числительное это какая часть речи?
- Какое значение имеет имя числительное?
- На какие вопросы отвечает?
- Какие разряды числительных по строению вам известны?
- На какие две группы по значению делятся все числительные?
- Какие разряды количественных числительных вы знаете?
- Числительные названных разрядов важно правильно писать. Проведем игру «Лови ошибку», цель которой увидетьошибкоопасное место, исправить.
а)Солдат держал ружье обоими руками. б) Трое медсестер выносили раненых с поля боя. в)Девятьнадцать километров бойцы прошли пешком.
- Вернемся к кластеру. Что еще можете добавить о количественных числительных? (Изменение числительных, морфологические признаки).
- Ребята, мы весь кластер заполнили?
- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?
- Запишите тему урока. - Скажите, что мы уже знаем о порядковых числительных?
- Что нам сегодня предстоит узнать о порядковых числительных?(Как изменяются, как склоняются числительные, правописание)
-Верно, цель нашего урока усвоить лексико-грамматические особенности порядковых числительных, научиться правильно употреблять их в речи. - В сегодняшней дате присутствует порядковое числительное. Сегодня второе февраля.
- Чем знаменательна названная дата?(Рассказ обучающихся).
- Ребята, мы с вами переходим к работе на этапе «Тяжело в ученье – легко в бою!».
синтаксический разбор предложения: Первый тяжелый год войны –испытание для русского народа.
(Возникновение проблемной ситуации)
- Ребята, с какой проблемой мы столкнулись?
( Слово первый является определением, так как отвечает на вопрос: какой?, а выражено порядковым числительным).
- Попробуем разобраться, как изменяются имена числительные
(побуждение к формулированию проблемы, и выдвижению гипотезы). - Из предложения выпишите словосочетания
Тяжелый годПервый год (При разборе словосочетаний, учащиеся замечают, что и числительное и прилагательное отвечают на вопрос какой?, стоят в одном падеже, числе и роде.)
Гипотеза: докажем, что порядковые числительные изменяются так же, как и прилагательные.
Склонение прилагательного
И. п. тяжелый год
Р. П. тяжелого года
В.п. тяжелый год
Д. п. тяжелому году
Т.п. тяжелым годом
П.п. о тяжелом годе Самостоятельно просклоняйте числительное
И. п. первый год
Р. п. первого года
В.п. первый год
Д. п. первому году
Т.п. первым годом
П.п. о первом годе - Ребята, на что обратили внимание при склонении числительного? (изменяются по падежам, как и прилагательные).
–Следующее упражнение поможет определить, как ещё изменяется порядковое числительное?
- Запишите словосочетание (числительное + существительное) и определите число и род.
Первая битва (ед.ч., ж.р.)
Первое сражение (ед.ч.,с.р.)
Первые победы ( мн.ч.).
- Ребята, какой можно сделать вывод?
(Вывод: порядковые числительные изменяются по родам и числам так же, как и прилагательные.)
Гипотеза подтвердилась.
Формирование первичного навыка обучающихся по склонению имени числительного.
- Прочитайте предложение:
Сталинградская битва закончилась победой Советской армии 2 февраля 1943 года
- Обратите внимание на числительное тысяча девятьсотсорок третий. Что можно сказать об этом числительном? (оно состоит из нескольких слов, значит оно составное).
- Просклоняйте числительное устно.
Тысяча девятьсот сорок
Тысяча девятьсот сорок
Тысяча девятьсот сорок
Тысяча девятьсот сорок
Тысяча девятьсот сорок
О тысяча девятьсот сорок
- Какой еще вывод можно сделать? (В составных порядковых числительных склоняется последнее слово – ВЫХОДЯТ ОКОНЧАНИЯ). - Сравним наши выводы с правилом в учебнике.
ФИЗМИНУТКА
Выполним упражнение № 376 на закрепление по рядам.
Изучение правописания числительных с частями «…сотый, …тысячный, …миллионный, ….миллиардный»
- Ребята, важно не только знать морфологические признаки порядковых числительных, но и правильно их употреблять изаписывать.
- Прочитайте предложение, правильно употребив числительное
Волгоградская область с 2 000 000 населением внесла огромный вклад в победу нашей страны над фашистской Германией.
- Выпишите числительное. Какое это числительное? (ПОРЯДКОВОЕ)
Двухмиллионный
Порядковое числительное Количественное числительное в Р. п.
- Ребята, давайте обратим внимание на правописание числительного. Чтобы понять, почему оно пишется слитно, вспомним правописание сложных прилагательных. Составьте сложное прилагательное из словосочетаний:
железная дорога – железнодорожный сельское хозяйство- сельскохозяйственный
Порядковое числительноесостоит из 2 слов (количественного числительного в Р.п. и порядкового числительного), но пишется слитно. Это числительное - сложное.
- Чтобы вы, ребята, не затруднялись в написании сложных числительных, посмотрите на приложение №2, где дано правописание сложных порядковых числительных на –десятый, -сотый, -тысячный, -миллионный. Эта таблица поможет вам в выполнении домашней работы.
9. - На закрепление изученной темы я предлагаю вам в парах выполнить упражнение «Письмо с пропусками». Возьмите приложение №3.
…февраля – день победы под Сталинградом.
Оборонительные действия длились с … июля по … ноября … года.
Наступательные – с … ноября по … февраля … года.
Сталинградскаябитва – решающее сражение всей … мировой войны
, 2, 1943,18, 1942, 19, 2, 2.
10.Составление синквейна. - Мы с вами подошли к завершающему этапу урока «Слава к тому приходит, кто впереди ходит». Мне хочется поблагодарить вас, ребята, за продуктивную работу на уроке и выставить вам отметки.
- У меня, ребята, к вам есть еще один вопрос: На каком этапе урока вам больше всего понравилось работать. Выразить свое мнение вы можете, закрепив свою звездочку под названием этапа. (Анализ).
| Настраиваются на учебную деятельность
3 обучающихся работают индивидуально по карточкам
Работа с кластером
Ответы учащихся
Читают предложения в исправленном варианте
Обучающиеся формулируют тему урока
Обучающиеся формулируют цель урока
Ответы обучающихся
1 обучающийся работает у доски
1 обучающийся у доски
Работают самостоятельно
Учащиеся самостоятельно формулируют правило и работают с кластером Обучающиеся самостоятельно определяют морфологические признаки Работа с кластером
Ответы обучающихся
Ответы обучающихся
Дети читают правило
3-е уч-ся у доски
1 уч-ся у доски
Ответы обучающихся
Знакомство с таблицей
Самостоятельно работают в парах по карточке
Коллективно составляют синквейн
|
Слайд №1
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №6
Слайд №7
|
Приложение №3
Впишите порядковые числительные (прописью): ………………февраля – день победы под Сталинградом.
Оборонительные действия длились с …………………………июля по ……………………… ноября ………………………………………………………………
……………..года.
Наступательные – с ………………..……….. ноября по ….……………………..… февраля ……………………………………………………………………………………………. года.
Сталинградскаябитва – решающее сражение всей ………………..… мировой войны
, 2, 1943,18, 1942, 19, 2, 2.
Приложение №3
Впишите порядковые числительные (прописью): ………………февраля – день победы под Сталинградом.
Оборонительные действия длились с …………………………июля по ……………………… ноября ………………………………………………………………
……………..года.
Наступательные – с ………………..……….. ноября по ….……………………..… февраля ……………………………………………………………………………………………. года.
Сталинградскаябитва – решающее сражение всей ………………..… мировой войны
, 2, 1943,18, 1942, 19, 2, 2.
|