Скачать 50.49 Kb.
|
Урок-игра «В волшебной стране Частей речи» Разработала и провела: Гуляева Татьяна Васильевна учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Цели урока: 1.Способствовать закреплению изученного материала. 2.Проверить качество знаний. 3.Развить навыки работы в коллективе. 4.Помочь становлению нравственной культуры. Задачи: 1.Повторить тему «Имя числительное». 2.Закрепить изученный материал. 3.Научить осознавать ответственность перед всеми членами коллектива, закрепить навыки работы в команде. Метод и приёмы: - исследовательский; - нетрадиционная форма опроса; - задачи исследовательского характера. Оборудование: поле числительных (слова-цифры); плакаты болельщиков, музыкальные фрагменты для пауз. Раздаточный материал: «сигналы», карточки с примерами, уравнениями и карточки-задания. Ход урока.
Сегодня, ребята, мы побываем в волшебной стране «Части речи». В ходе игры вы будете решать примеры и уравнения устно. При оценке учитываются правильный числовой результат и грамотное речевое объяснение. При чтении текстов также учитывается выразительность и правильность произношения. Так как это игра, а любая игра не может состояться без команд и жюри. Представляю вам команды (2 команды по 5 человек). Слово «жюри» вам, ребята, давно знакомо, сегодня мы заменим его словом «эксперт». Эксперт(от лат.expertus-опытный)- специалист, дающий заключение при решении какого-либо вопроса. Эксперт по речи следит за культурой речи, исправляет ошибки в произношении. Эту роль я предлагаю учителю русского языка-Санковой Ирине Владимировне. Эксперт по математике исправляет вычислительные ошибки. Эту роль выполнит ваш учитель математики Забарова Елизавета Александровна. Прошу занять свои места. Игра начинается(звучит музыкальный фрагмент). 2.Первый этап. Ведущий(на фоне его слов идёт сценка): Жил-был мальчик Вася, ученик 6 класса. Ничего особенного в нём не было. Ученик как ученик, только не любил он ходить в школу, учиться, лень ему было делать домашние задания. Но особенно из всех школьных предметов не любил Вася русский язык. И в следствии этого «зарос» Вася в двойках. И вот однажды снится ему сон. Попал он в страну «Частей речи», а там беда: заразились все части речи какой-то болезнью. Всё смешалось, перепуталось вдруг. Двойки, тройки, четвёрки и пятёрки ускакали из школьных журналов. Превратились в рысаков. «Вот здорово!» - воскликнули с облегчением двоечники и троечники, - Теперь никто нас не будет «доставать» и наказывать за плохие оценки». Но их радость оказалось преждевременной, так как вместе с отметками не стало в стране «Частей речи» имени числительного, а вслед за ней исчезла математика, заплакали и другие школьные предметы, где были числа. Недолго радовались бывшие двоечники и троечники и решили послать Васю во дворец и попросить Грамматику исправить всё. Прибыв во дворец Грамматика так ответила Васе: «Исправлять будешь ты сам, а помогут тебе ребята 6 класса, именно в этом классе изучается «Имя числительное», выполнив ряд заданий. Задания ( выполняют команды задания одинаковые и одновременно, учитывается скорость и правильность выполнения) :
Волны могут быть огромной величины. В океане наблюдались волны высотой в 13-14 метров, длинной 400 метров. Максимальную длину волны наблюдали в 824 метра, она распространялась со скоростью более 100 километров в час. Так, в 1883 году во время извержения вулкана Кракатау образовалась волна, достигшая 35 метров в высоту и 148 километров в длину. Эта волна смыла всё с больших близлежащих островов.
Четвёрка, семёрка, десяток, сотня, три, пять, десять (лошадь, медвежонок, фигуристка, минута, яблоко, солдат). 3.Карточка №3. Вставь на месте точек числительное полтора. Речка находится в …………..километрах от деревни. Сверх нормы собрано более………………центнеров картофеля. Работа закончена……………днями раньше. Сочинение писали около…………..часов. 4.Карточка №4. Запиши цифры словами и раскройте скобки. К 5(апрель), с 7 (сентябрь), с 1 (январь), к 3 (март), с 8 (май). 5. Карточка №5. Вставьте на месте точек числительные оба, обе в нужной форме. Русла……рек- песчаные. По ……сторонам шоссе тянулся лес. Ребёнок держал кружку …….руками. У…….братьев отличные оценки. Договор о взаимопомощи подписан ……..сторонами. 6.Карточка №6. Просклоняйте числительное 1/16. 7.Карточка №7. Выпишите из списка слов имена числительные, образуя словосочетания). Утроить, пятёрка, семидесятый, пятикратный, трёхместный, раздваиваться, столетний, дважды, двузначный, тройка, втроём, второй, сотня, одиннадцать. 8. Карточка №8. Запишите как можно больше названий фильмов, спектаклей, сказок, пословиц, поговорок, рассказов, повестей, романов, где в названии есть числительное. 9. Карточка №9. Решите и прочтите следующие математические примеры: Х+ 25=50 32+ 78=? 435-96=? 85-х =36 300-х=206 156+ х=218 10.Карточка №10. Знаете ли вы? А)Как называлось в древности расстояние между концами растянутых пальцев(большого и указательного) ? Б) Какую единицу измерения больших расстояний использовали, заменённую позже верстой. Сколько это саженей? В) В Англии до сих пор используется «ступня» -фут. Сколько это сантиметров? Г) Как в старину в России называли меры длины, связанные с размерами частей тела человека? 3.Второй этап. Составление кроссворда: По горизонтали: 5.Число, которое при умножении само на себя в ответе даёт 121 7.Число, которое любят все ученики. 2.Самое маленькое десятичное число. По вертикали: 1. L + L 4.Число, результат от сложения которого с таким же числом равен результату от умножения этого числа само на себя. 6. Количество метров в километре. 8. Число, на которое нельзя делить. 3. Количество миллиметров в километре. Ответы: - по горизонтали: одиннадцать, пять, миллиард; - по вертикали: сто, два, тысяча, ноль, миллион. После составления и заполнения кроссворда проводится небольшая аналитическая работа: - Что помогает отгадать слово(точно определённое лексическое значение); - Определить части речи и обосновать ответ. - Что можно сказать об особенностях написания загаданных слов(безударные гласные в корне, удвоенные согласные). 4.Третий этап( домашнее творческое задание): - чтение сочинённой сказки с употреблением имени числительного; - чтение сочинённого стихотворения с употреблением имени числительного. 5.Итог урока (оценка экспертов). 6. Заключительное слово ведущего: Спасибо, ребята! Помогли вы Васе исправить положение. Хорошо вы знаете имя числительное. И хотя результаты игры команд разные. Вы все трудились и получаете заслуженные награды. |