Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 94.41 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.02.2014
Размер94.41 Kb.
ТипПрезентация
100-bal.ru > Математика > Презентация
Презентация 1 группы учащихся

  1. у = arcsin x

Функция у = sin х монотонна и принимает все значения от -1 до 1 на каждом из следующих отрезков -;; ;; ; и т.д. Значит, по теореме об обратных функциях она обратима, и имеет обратную функцию. Среди них предпочтение отдают одной функции, обратной у = sin x, х-;. Её обозначают х = arcsin у. Поменяв, как обычно, х и у местами, пишут: у = arcsin x .

Итак, у = arcsin x (читают арксинус х) – это функция, обратная функции у = sin x,

х-;. График функции у = arcsin x может быть получен из графика функции

у = sin x, х-; с помощью преобразования симметрии относительно прямой

у = х.



Свойства функции у = arcsin x

1. D(х) = [-1;1].

2. Е(х) = -;.

3. Функция является нечетной: arcsin (-x) = -arcsin x

4. Функция возрастает.

5. Функция непрерывна.

Из сказанного выше следует, что записи у = arcsin x и х = sin у, у-; эквивалентны. Подставив в равенство х = sin у вместо у выражение arcsin x , получим х = sin (arcsin x). Следовательно, для х [-1;1] имеем: sin (arcsin x) = х,

arcsin x - ; .

Два последних соотношения дают возможность сформулировать определение.

Определение 1. Если ≤1, то arcsin а – это такое число из отрезка - ; , синус которого равен а.

Итак,

sin t = а ,

если ≤1, то arcsin а = t <=> - ≤ t ≤ ;
sin (arcsin а) = а.

Геометрическая иллюстрация:

Следовательно, arcsin(-х) = arcsin х, ≤ 1.

Аналогично вводятся понятия арккосинуса, арктангенса и арккотангенса(см. § 21, А.Г.Мордкович, Л.О.Денищева и др. «Алгебра и начала анализа». Профильный уровень. Часть 1. 10 класс. М., «Мнемозина», 2007г.

2.Построение графиков функций, содержащих обратные тригонометрические функции.

А.Г.Мордкович, Л.О.Денищева и др. «Алгебра и начала анализа». Профильный уровень. Часть 2. 10 класс. М., «Мнемозина», 2007г.

№21.50, №21.51, №21.52, №21.53

(см. Приложение №1).
Урок 2.

Тема: Преобразование выражений, содержащих обратные тригонометрические функции.

Цель: сформировать умение преобразовывать выражения, содержащие обратные тригонометрические функции.

Презентация 2 группы учащихся.
Вспомним важные соотношения для обратных тригонометрических функций, которые мы уже доказали:

  1. arcsin(-х) = -sin x, если - arcsin х ;

  2. arcos (-х)= - arcos x, если 0 ≤ arcos x ;

  3. arctg(-х)=- arctg x,если - <arctg x< ;

  4. arcctg (-х)= - arcctg x, если 0< arcctg x< .


Докажем важные соотношения для обратных тригонометрических функций:

  1. sin (arcsin х)=х, где ≤ 1.

  2. cos (arcsin х)= , где ≤ 1.

  3. tg (arcsin х)= ,где < 1.

  4. ctg (arcsin х)= , где ≤ 1, , х≠0.

  5. cos (arcos x)=х, где ≤ 1.

  6. sin (arcos x)= ,где ≤ 1.

  7. tg (arсcos x)= , где ≤ 1, х≠0.

  8. ctg ( arсcos x)= , где < 1.

  9. tg ( arctg x)=х.

  10. sin (arctg x)= .

  11. cos (arctg x) = .

  12. ctg (arctg x)= , где х≠0.

  13. ctg (arcctg x)=х.

  14. sin ( arcctg x)= .

  15. cos (arcсtg x)= .

  16. tg (arcctg x)= , где х≠0.

  17. arcsin х+arcos x= , где ≤ 1.

  18. arctg x+arcctg x= .

(см. Приложение 2)

Выполнить упражнения:

1. Вычислить:

а) sin (arctg 2)= = = = ;

б) cos (arсtg2)= = ;

в) sin (arссоs(- ))= = = = ;

г) cos (arcsin (- ))= = = .

2. Упростить выражение arcsin (sin 2).

Решение: Положим φ= arcsin (sin 2), тогда φ - ; и sin φ = sin2. Нам надо найти угол из промежутка - ; , имеющий тот же синус, что и угол в 2 радиана. Имеем 2= ( -2), причем sin2=sin( -2) и -2 - ; , следовательно, φ = -2. Таким образом,

arcsin (sin 2)= -2.

Ответ: -2.

3 Упростить выражения:

а) arссоs(cos4); б) arctg(tg5); в) arcsin(cos2); г) arctg(ctg7).

Решение:

а) Пусть arссоs(cos4)=φ, где φ [0; ], тогда cos φ = cos4. Нам надо найти угол из отрезка

[0; ], косинус которого равен косинусу угла в 4 радиана. Имеем cos φ = cos4. Следовательно,

φ = 2 - 4.

Ответ: 2 - 4.

б) Пусть arctg(tg5)= φ, где φ (- ; ), тогда tg φ = tg5, следовательно, φ = - (2 - 5)=5 - 2 .

Ответ: 5 - 2 .

Урок 3.

Тема: Решение уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции.

Цель: Сформировать умение решать графически и аналитически уравнения, содержащие обратные тригонометрические функции.

Презентация 3 группы учащихся.
Задания взяты из задачника А.Г.Мордкович, Л.О.Денищева и др. «Алгебра и начала анализа».

Профильный уровень. Часть 2. 10 класс. М., «Мнемозина», 2007г.

21.54

а) arcsin2х = .

Решение: - < < . По определению арксинуса получаем систему:

sin = 2х, 2х = , х = ,

≤ 1; => -1 ≤ 2х ≤ 1; => -0,5 ≤ х ≤ 0,5; => х = .

Ответ: .

б) arctg(4х + 1) = .

Решение: По определению арктангенса tg = 4х + 1, где - < arctg(4х + 1)< , но - ; , следовательно, уравнение не имеет решений.

Ответ: нет корней.

в) arссоs(3х – 3,5) = .

Решение: 0≤ . По определению арккосинуса имеем систему:

3х – 3,5 = соs , 3х – 3,5 = - 0,5, 3х = 3,

-1 ≤ 3х – 3,5 ≤ 1; => 5 ≤ 3х ≤ 4,5; => х ; => х = 1.

Ответ: 1.

г) arctg(4х + 1) = .

Решение: По определению арктангенса 4х + 1 = tg , где 0 < < . Следовательно,

4х + 1 = -1, где х = - .

Ответ: - .

21.25, №21.56, №21.57, № 21.58, №21.59. (см. Приложение 3)
Урок 4.

Тема: Решение неравенств, содержащих обратные тригонометрические функции.

Цель: Сформировать умение решать графически и аналитически неравенства, содержащие обратные тригонометрические функции.

Презентация 4 группы учащихся
21.60 а) Решить неравенство arссоs х> .

Решение: Т.к. функции у = arссоs х и у = соs х монотонны на отрезке [0; ], то данное неравенство будет равносильно системе

соs(arссоs х) <соs , x < - ,

≤ 1; => -1≤ х ≤ 1; => -1≤ х < - ;

Ответ: [-1; - )

21.61 а) Решить неравенство 9 arcsin2х .

Решение: (3 arcsin х - )(3 arcsin х + )≤ 0

Замена: arcsin х = t, (3 t - )(3 t+ ) ≤ 0, - t . Вернемся к замене - arcsin х .

Отсюда, учитывая, что функция у = arcsin х монотонна на - ; , - ≤ х ≤ .

Ответ: [- ; ].

21.62 а) Решить неравенство: 8 arcsin 2х + 2 arcsin х< .

Решение: Областью допустимых значений неравенства является отрезок [-1;1].

Замена: arcsin х = t, где - t . Тогда данное неравенство примет вид

8 t2 + 2 t - 2<0, где t - ;

= + 8 = 9 , t1 = , t2 = ;

Следовательно, 8(t - )( t + ) <0, t (- ; ).

Учитывая, что числа и - принадлежат отрезку - ; , вернемся к замене

- < arcsin х < . Учитывая монотонность функции у = arcsin х на отрезке - ; , получим -1 < х < . С учетом ОДЗ запишем ответ.

Ответ: -1 < х < .
III. Итог всей работы:

В конце презентации учитель подводит итог, задавая учащимся вопросы:

1. Каковы отличительные особенности графиков обратных тригонометрических функций от графиков тригонометрических функций?

2. Сегодня вы познакомились с некоторыми важными соотношениями между обратными тригонометрическими функциями. А чем они важны?

3. Назовите и охарактеризуйте методы решения уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции.

4. Назовите и охарактеризуйте методы решения неравенств, содержащих обратные тригонометрические функции.

Приложение 1.

1 3

2 4
Приложение 2.



  1. sin (arcsin х)=х, где ≤ 1. (см. определение арксинуса)

  2. cos (arcsin х)= , где ≤ 1

Доказательство: Пусть arcsin х= у , тогда sinу = х, где у - ; . Нам нужно найти cosу. Известно, что cos2у = 1- sin2у. Значит, cos2у = 1 – х2, где у - ; . Косинус принимает неотрицательные значения, поэтому cosу = , т.е. cos (arcsin х)= , где ≤ 1.

  1. tg (arcsin х)= ,где < 1.

Доказательство: tg (arcsin х) = = , где < 1.

  1. ctg (arcsin х)= , где ≤ 1, , х≠0.

Доказательство: ctg (arcsin х) = = , где ≤ 1, х≠0.

  1. cos (arccos x)=х, где ≤ 1. (см. определение арккосинуса).

  2. sin (arccos x)= ,где ≤ 1.

Доказательство: Пусть arccos x = у, где у [0; ], тогда х = cos у. Нам надо найти sin у. Известно, что sin2у = 1 - cos2у, значит, sin2у =1 – х2 , где ≤ 1, а на отрезке [0; ] синус принимает неотрицательные значения. Поэтому sin у = , где ≤ 1.

  1. tg (arccos x)= , где ≤ 1, х≠0.

Доказательство: tg (arccos x)= = , где ≤ 1, х≠0.

  1. ctg ( arсcos x)= , где < 1.

Доказательство: ctg ( arсcos x)= = , где < 1.

  1. tg ( arctg x)=х. (см. Определение арктангенса).

  2. sin (arctg x)= .

Доказательство: Пусть arctg x=у, тогда tg у = х, где у (- ;. ). Нам нужно найти sin у. Известно, что 1 + tg2у = . Но у (- ;. ), а на интервале (- ; ) косинус принимает лишь положительные значения. Поэтому cos2у = , т.е. cos (arctg x) = . А т.к. sinу = cos у tg у, то sin (arctg x)= tg ( arctg x) cos (arctg x) = .

  1. cos (arctg x) = . (см. предыдущий случай)

  2. ctg (arctg x)= , где х.

Доказательство: ctg (arctg x) = = , где х≠0.

  1. ctg (arcctg x)=х. (см. определение арккотангенса)




  1. sin ( arcctg x)= .

Доказательство: Пусть arcctg x=у, тогда сtg у = х, где у (0; ). Нам необходимо найти sinу. Известно, что 1 + сtg2у = , откуда sin2у = . Учитывая, что у (0; ), а синус на этом интервале принимает положительные значения. Поэтому sinу = , т.е.

sin ( arcctg x)= .


  1. cos (arcсtg x)= .

Доказательство: Известно, что cosу = сtg у sin у, то получим

cos (arcсtgх) = сtg(arcсtg x) sin( arcctg x)= х = .

  1. tg (arcctg x)= , где х≠0.

Доказательство: tg (arcctg x)= = , где х≠0.

  1. arcsin х+arcos x= , где ≤ 1.

Доказательство: arcsin х = - arcos x. Возьмем синус от обеих частей равенства

sin (arcsin х) = sin ( - arcos x) => х = cos(arcos x) => х = х. Значит, arcsin х+arcos x= , где ≤ 1.

  1. arctg x+arcctg x= .

Доказательство: arctg x = - arcctg x => tg(arctg x) = tg( - arсctg x) => х = ctg (arcctg x) => х = х. Значит, arctg x+arcctg x= .


Приложение 3

 № 21.25 а) arcsin(3х2- 5х + 1) = .

Решение: - . По определению арксинуса получаем систему:

2 – 5х + 1 = 1, 3х2 – 5х = 0, х = 0 , х = 0,

-1 ≤ 3х2 – 5х + 1≤1; => -1 ≤ 3х2 – 5х + 1≤1; => х = , => х = .

│3х2 – 5х + 1│ ≤ 1;

Ответ: 0; .

б) arctg 3 – 27 - ) = - .

Решение: - <- < . По определению арктангенса имеем х3 – 27 - = - , то х3 = 27,

х = 3.

Ответ: 3.

21.56 а) arcsin (tg ) - arcsin - = 0.

Решение: Определим область допустимых значений уравнения │ │≤ 1, т.е. 3 < x < ∞

- arcsin - = 0, arcsin = . Вследствие монотонности у = arcsin х на отрезке

[- ; ] имеем sin(arcsin ) = sin , = , х = 4. С учетом ОДЗ получаем х = 4.

Ответ: 4.

21.57 а) 8 arcsin2 х + 2 arcsin х = 2.

Решение: ОДЗ: х [-1;1]. Замена: arcsin х = t, где t [- ; ].

8t2 + 2 t - 2= 0, = 28(- 2) = 9 2, t1 = = ; t2 = = - .

Проверим.

Числа принадлежат отрезку [- ; ].

Вернемся к замене:
аrcsin х = , или аrcsin х = - ,

sin(arcsin х) = sin , sin(arcsin х) = sin(- ),

х = . х = -1.

С учетом ОДЗ можем записать ответ. Ответ: -1; .
21.58 в) arcos(3х + 1) = arcos(2х + 5).

Решение: Найдем ОДЗ уравнения. Она совпадает с решением системы:

│3х + 1│≤ 1, -1 ≤ 3х+ 1≤1, - ≤ х ≤ 0,

│2х + 5│≤ 1; => -1≤ 2х + 5 ≤ 1; => -3 ≤ х ≤ -2;
Система решений не имеет.

Ответ: корней нет.
21.59 а) arcos x = arctg x.

Решение: Левая часть уравнения принимает значения из отрезка [0; ] (по определению арккосинуса), а правая - из отрезка (- ; ) (по определению арктангенса). Значит, нас интересуют те значения х, при которых обе части уравнения принимают равные значения на отрезке [0; ). Пусть arcos x= t, arctg x= r. Нас интересует равенство t = r, где t и r принадлежат отрезку [0; ). Но на этом отрезке равенство t = r эквивалентно равенству

cos t = cos r. Поэтому мы имеем право взять от обеих частей заданного уравнения косинус, т.е. перейти к уравнению cos( arcos x) = cos( arctg x),

х = , где ≤ 1;

х2 - = 0,

=0.

Замена х2 = t, то =0,

откуда t1= ; t2= .

t2посторонний корень.

Вернемся к замене х2 = ,

х1 = ; х2 = - ;

С учетом 0≤х ≤ 1, запишем х = ;

Ответ: .






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск