10 основных средств влияния на наших детей
Похвала. По-видимому, похвала - одно из самых мощных средств воспитания детей. Это стимулятор желаний человека. У взрослых людей похвалу иногда называют – комплимент. Когда нас хвалят, у нас появляется настроение, мотивация, желание преуспеть, выполнить.
Похвала должна быть специфичной, чтобы ребенок понял, что именно мы ценим: «Ну, как здорово ты цвета тут подобрала, и листочки на цветке получились, как настоящие».
Можно просто выразить свои чувства: «Знаешь, одно удовольствие зайти в твою комнату».
Лучше всего формулировать похвалу коротко, и еще лучше даже одним словом. Мама зашла в детскую комнату, обвела все взглядом, и отреагировала: «Вот это называется порядок».
Похвалу нужно произносить максимально искренним тоном.
Похвала это средство для развития хороших качеств и духовных ценностей в ребенке, а не средство манипуляции. Не хвалить, чтобы потом что-то попросить.
Если мы видим правильное поведение ребенка, то его необходимо похвалить, чтобы укрепить это поведение.
Можно хвалить непосредственно в момент успеха. Еще лучше на завтрашний день, чтобы ребенок знал, что мы замечаем все хорошее.
А еще эффективнее хвалить его перед друзьями, или какому-то взрослому человеку в его присутствии.
Интерес и внимание. Это очень важно. Когда ребенок видит, что им интересуются, что он кому-то нужен, когда он получает в трудные моменты жизни необходимое внимание, он ощущает тем самым родительскую поддержку.
Сочувствие. Мы должны научиться поставить себя на место ребенка, представить, что это мы сами ощущаем, и тогда мы не ошибемся в нашей реакции.
Доверие. Тяжело найти что-либо более благотворно влияющее на душу ребенка, чем оказанное ему доверие. На годы это позволяет построить в нем уверенность в себе, придаст ему силу, устойчивость к жизненным ситуациям.
Уважение и оказание почестей. Это одно из основных сил человеческой души. Чем старше человек, тем больше он ощущает эту колоссальную потребность. Уважение к ребенку начинается с малых лет. Уверенно можно сказать, что в той степени, в какой мы будем уважать своих детей, в той же степени мы сможем оказать влияние на них.
Соответствующая реакция. Там где нам важно – отреагировать сильнее, где менее важно – и реакция должна быть меньше. Вот это путь привития человеческих ценностей.
Юмор и ирония. Юмор это сахар, соль и перчик в нашей жизни. Умная шутка, подчеркиваю, умная шутка, может разрядить не одну бомбу детских эмоций, поменять все отношения в доме.
Родительская помощь. К примеру, иногда между удачей и не удачей ребенка в школе всего лишь один пропущенный урок, порой одна недопонятая тема, а после этого как снежный ком дальнейшее недопонимание занятий. Поэтому родители должны быть очень зорки, и иногда просто необходимо непосредственная помощь детям. Сесть с ним, объяснить, растолковать, мягко, не принудительно, еще раз, и еще раз.
Призы и подарки. Речь о подарках, когда родители инициаторы этого, а не когда родители капитулировали под настойчивыми просьбами ребенка. Такие стимулы можно и нужно использовать для достижения целей духовных, как то учеба, инициативность, целеустремленность, самоконтроль, а не для того, чтобы заставить их вынести мусор или помогать по дому. Для бытовых целей пользоваться другими средствами – это расписание или некий проверочный лист, когда к концу дня проверяется, что ребенок сделал, и ставится ему там наклейка, и когда наберется 10 таких наклеек, то ему дают какой-то приз.
Личный пример. Своим поведением мы выражаем, что действительно важно для нас в жизни, к чему мы по-настоящему небезразличны. Например, если папа никак не проявляет уважения к маме, откуда у детей это появится?
Ашер Кушнир - Как правильно и эффективно воспитывать детей? |