Отчёт о проведении декады математики, физики и информатики2013-2014 учебный год
ОТЧЕТ о проведении декады математики, физики и информатики
С 21.10.2013 по 31.10.2013 года в школе проходила предметная декада математики, физики и информатики под девизом:
« МИФ: игры!... и не только!»
В рамках этой декады была проведена серия открытых уроков по математике, физике, информатике, цель которых привитие интереса к предмету, расширение кругозора учащихся. Затраченное педагогами и учащимися время было потрачено эффективно, а активность и самоуправление, самоорганизация учащихся были на максимально возможном уровне. Ожидаемые результаты - укрепление каждым учеником веры в свои силы, уверенности в своих способностях и возможностях; развитие коммуникативных качеств личности: взаимного уважения, толерантности, доброжелательности, доверия, умение сотрудничать и в то же время инициативности, навыков делового общения; развитие осознанных мотивов учения, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности – оправдались.
Цели проведения декады:
- формирование и развитие интереса к занятиям математикой, физикой и информатикой.
- Повышение уровня математического развития обучающихся, расширение их кругозора;
- Развитие у учащихся познавательной активности учащихся в области точных наук.
Достижение цели реализовались посредством решения следующих задач:
- Проверка имеющихся у учащихся базовых знаний в соответствии с тематикой предметной декады;
- Вовлечение учащихся в самостоятельную творческую деятельность при выполнении заданий;
- Выявление учеников, обладающих творческими способностями и стремящихся к углубленному изучению точных наук;
- Развитие коммуникативных умений учащихся;
- Совершенствование профессионального мастерства педагогов в процессе подготовки, организации и проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий.
Декада проводилась согласно составленному плану , который был рассмотрен на внеочередном заседании методического объединении 11.10.2013 года, согласован с заместителем директора по учебной работе и утверждён директором школы. Все запланированные на декаду мероприятия были успешно проведены.
В декаде приняли участие учащиеся 4-11 классов. При проведении мероприятий учителями были использованы информационно-коммуникативные технологии, применялись разнообразные методы и приёмы работы ( викторина, устный журнал, урок-игра, презентация)
К открытию декады учителями Гордеевой А.Е. и Коцаревой А.А., был подготовлен стенд «Ломоносовские чтения» для учащихся школы, где была возможность ознакомиться ни только с проводимыми мероприятиями, а также узнать интересные факты из областей математики, физики и астрономии, информатики. Так же в первый день декады прошёл конкурс-выставка стенных газет следующего тематического содержания: «Алгеометры», «Интересные факты», «Магия чисел», «О математике и математиках», «Математические анекдоты», «Биологический калейдоскоп», «Физики шутят», «Как изобрели термометр», «Такие красивые графики», «Ребусы», «Весёлая Математика».
Во время проведения декады в школьной библиотеке с помощью библиотекаря школы и учителей предметников была организована выставка книг, разработок лучших уроков и внеклассных мероприятий по предметам физико-математических наук. Используя материалы выставки, классным руководителям всех классов предлагалось провести 22.10. информационный час «Великие учёные – уроженцы Белгорода».
23.10 на уроках информатики ученики 7-х классов были ознакомлены с компьютерной игрой «Ура! Заработало!» (физика): с интерфейсом, типами заданий и навигацией. Суть игры – на каждом уровне из предлагаемых деталей собрать некоторое рабочее устройство.
Ученикам 8-х классов была представлена презентация о флексагонах (история возникновения, виды, способы конструирования, применение). Презентация завершилась практическим занятием по конструированию тригексафлексагонов, гексагексафлексагонов, тритетрафлексагонов, тетратетрафлексагонов и гаксатетрафлексагонов. Для предстоящих Новогодних праздников были сконструированы украшения для школы в форме флексагона. В этот же день в 8Б классе учителем был проведён урок по теме «Работа с текстом».
А в целях подготовки к турниру по разгадыванию китайских головоломок «Танграм» ученикам была представлена презентация об этой головоломке (легенда о возникновении, правила сборки фигур, возможность использования танграма для изготовления предметов интерьера). После презентации был проведен небольшой практикум. А 28.10 прошел турнир по разгадыванию китайских головоломок «Танграм». В турнире приняло участие 5 человек. Первое место в турнире разделили Канашин А.(11 класс) и Русскина Е.(10 класс).
24.10 для учащихся 4-х и 5-х классов учителем математики Коцаревой А.А. совместно с учащимися 11-го класса 23.10 была проведена викторина «Путешествие в страну математики». Ребятам была представлена презентация «Путешествие в страну математики», которая является иллюстрацией математической игры для привития интереса к предмету математика.
И в этот же лень учитель математики Ткачёва В.П. провела внеклассное мероприятие «Суд над нулём». На данном мероприятии решались не только изучаемые вопросы математики 6-го класса, но и основные дидактические цели через развитие умений работать с учебником, первоисточником, историческими сведениями, научно-популярной литературой.
25.10.13 ПобегуцаС.В. провела внеклассное мероприятие – игру для учащихся 5-х классов «КВН». На данном мероприятии использовались различные формы развития логического мышления. Учащиеся учились работать в команде, решали нестандартные задачи. В творческую деятельность были вовлечены все учащиеся.
28.10 учитель физики Гордеева А.Е. провела отрытый урок физики в 11 А классе по теме: «Электромагнитная индукция».
Образовательная цель – познакомить учащихся с явлением электромагнитной индукции, установить связь между магнитным и электрическим полями, доказать значение этого явления для физики и техники; способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний.
На уроке просматривались 3 этапа, наличие которых предполагает указанная технология: «Вызов», «Осмысление» и «Рефлексия», каждый из которых был тщательно продуман и организован.
1 этап – «Вызов».
Актуализацию имеющихся знаний уч-ся Людмила Николаевна начала с небольшого социологического опроса: кто из вас пользуется мобильным телефоном? Для чего он нужен? Нужны ли для этого затраты энергии? Обсуждение этих вопросов привело к возникновению проблемной ситуации: как подзарядить телефон, если вы находитесь, например, в походе?
Для решения создавшейся проблемы использовали такую форму работы как «Мозговой штурм», что позволило не только активизировать работу школьников, но и способствовало формированию нестандартного мышления.
Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. В результате учащиеся выдвинули гипотезу и самостоятельно сформулировали тему урока («Электромагнитная индукция») и цели урока.
В ходе активной работы с ключевыми терминами (электрическое поле, магнитное поле, вектор магнитной индукции, магнитный поток) уч-ся отвечали на вопрос «Что я знаю?» по данной теме. Были вызваны на поверхность имеющиеся мнения по теме и извлечены из кладовых памяти знания, без которых не смогли бы сегодня продвинуться вперед (актуализа-ция знаний). Для наглядности использовались слайды и демонстрировались физические опыты.
Таким образом, на этой стадии у каждого уч-ся сформировалось представ-ление, чего же он не знает, т.е. «Что хочу узнать?»
Теоретические знания уч-ся получили из объяснения нового материала, которое велось в форме эвристической беседы с опорой на предыдущие знания и демонстрацией явлений электромагнитной индукции с помощью физических приборов при активном участии учеников (стадия «Я узнал»).
Таким образом, в процессе реализации стадии вызова:
- учащиеся имели возможность высказывать свою точку зрения по поводу
изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным
учителем;
- сочеталась индивидуальная и групповая работа: индивидуальная позволила каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая – услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями способствовал выработке новых идей и пробуждал интерес к получению новой информации.
2 этап – «Осмысление».
Здесь была предложена работа с текстом учебника, чтобы проверить, насколько хорошо понято явление электромагнитной индукции. При этом можно было общаться с соседом (работа в парах), задавать вопросы, объяснять друг другу (взаимообучение).
На этой стадии работа была направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, восприятие текста, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» и поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части занятия.
3 этап – «Рефлексия»
На этапе рефлексии учащиеся соотносили «новую» и «старую» инфор-мации, обобщали то, что узнали по данной проблеме, устанавливали причинно-следственные связи между блоками информации, осуществляли интерпретацию полученной информации.
Использование технологии развития критического мышления на уроках физики, в том числе на данном уроке, считаю оправданным, так как это развивает мыслительную деятельность учащихся, формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения.
В этот же день учитель математики Ткачёва В.П. провела урок геометрии в 8 Б классе «Площадь многоугольника» Цель урока: Развить умение вычислять площади фигур, применяя изученные формулы и свойства. Девизом урока стало высказывание Иоганна Кеплера «Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них- это теорема Пифагора». Планирование урока предусматривало смену видов деятельности, чередование фронтальных и индивидуальных форм работы.
На этапе актуализации ведущих знаний и способов действия, в частности, при проверке домашнего задания, выяснялась степень усвоения заданного на домашнее изучение материала с одновременной ликвидацией обнаруженных недочетов. На этапе решения основных задач по учебнику и по готовым чертежам дополнительно были использованы следствия теорем, касающиеся отношения площадей треугольника, формула Герона с целью формирования прочных практических навыков учащихся. Создавая нестандартные ситуации, Вера Павловна стремилась привлекать учеников к активному участию в поиске более полных и правильных ответов на поставленные вопросы. Решая методическую проблему «Саморазвитие учащихся в процессе обучения математике», предоставила учащимся возможность выступления с исторической точки зрения о нахождении площадей геометрических фигур.
Все поставленные цели и задачи урока были реализованы полностью. В перспективе планируется продолжение изучения этой темы, что обуславливается ее значимостью при сдаче ГИА.
29.10 Побегуца С.В. провела урок –путешествие «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями». Цель: Систематизировать, проверить знания учащихся. В начале урока учитель рассказала, что такое дроби и как они возникли. Были прослушаны сообщения учащихся. Путешествие проходило по 4 станциям : станция «Определений», станция «Примерная», станция «Задачкино» и станция «Уравнений». В середине урока прошла физкультминутка, связанная с математическими утверждениями. На станции «Задачкино» было прослушано сообщение про древнегреческого ученого Пифагора и Светлана Владимировна предложила решить про него задачу. Особенно интересной была информация о применении дробей в повседневной жизни: дроби и музыка, золотое сечение, масштаб на карте (география), в строительстве.
Задачи урока : развитие логического мышления, навыков устного счета, математической любознательности, познавательного интереса к предмету были выполнены. Дети были очень активны на уроке, царило полное взаимопонимание ученика и учителя. Дисциплина на протяжении всего урока сохранялась нормальная. Наблюдалась рабочая атмосфера, учителю удалось поддержать активную включенность в работу большинства учащихся. Учащиеся на протяжении всего урока работали активно, и было видно, что они заинтересованы и увлечены деятельностью. Учебная дискуссия, как метод работы, положительно повлияла на качество усвоения темы. Понимание практической направленности полученных знаний, необходимость и осознанность выполняемой работы у учащихся 6-го класса оказались на высоком уровне.
30.10 Спесивцева М.В. провела открытый урок в 6Б классе по теме «Нахождение дроби от числа». Целями педагога явились: познакомить учащихся с задачами на нахождение дроби от числа и решением их с помощью умножения, сформулировать правило нахождения дроби от числа, способствовать развитию навыков решения задач и упражнений, развивать логическое мышление. План урока был представлен в виде режима дня школьника:
Режим дня.
1)зарядка
| 2)завтрак
| 3)учёба в школе
| 4)обед
| 5)отдых
| 6) ужин
| 7) прогулка
| 8) итог дня
| 9) домашнее задание
| Зарядка провели в виде устного счёта, на завтрак (съешь сам) решили две задачи, наконец ребята добрались до школы на урок математики. Уже за завтраком они постепенно начали переваривать тему урока. В Обед (поделись с другом) назначили дежурных по кухне(1 ряд, 2 ряд, 3 ряд). Каждому ряду подаётся блюдо в виде задачи. Дежурные проконтролируют и помогут, а затем доложат о результатах и запишут решение на доске. Далее Отдых (физкультминутка).
Выбранный помощник проводит физкультминутку:
Руку правую вперёд,
А потом её назад,
А потом опять вперёд
И немножко потрясём.
Мы танцуем буги-буги,
Поворачиваем в круге
И в ладоши хлопаем вот так:
Раз, два! (левую руку, правую ногу, левую ногу).
Ужин (отдай врагу) Поработали на славу. Можно и поужинать, хотя в народе говорят: «Ужин отдай врагу». Врагом сегодня буду я. Дежурные по кухне получают карточки с особым заданием, а остальные ребята пишут математический диктант и сдают его мне.
Прогулка.
Учитель: Прогуляемся по уже изученным правилам.
1. Какое правило, мы изучили сегодня на уроке?
2. 1/3 ? 1/5=2/15
1/3 ? 1/5=1/15
1/3 ? 1/5=8/15
Знак какого действия надо поставить между дробя 1/3 и 1/5?
Итог дня. Выставление оценок.
Урок закрепления и обобщения знаний проходил при частой смене видов деятельности, присутствовал подвижный способ обучения как один из элементов здоровьесберегающих технологий. Используемые элементы подвижного обучения помогают обеспечивать здоровьесбережение школьников, а использование на уроке ИКТ (просмотр презентаций) положительно сказывается на эффективности урока. Учебная дискуссия по разбору решений способствовала осознанному усвоению, закреплению, обобщению учащимися понятия нахождения части от числа и числа по его части. В совокупности, вышеперечисленные методы и средства помогли не только активизировать мыслительную деятельность, но и способствовали развитию творческой инициативы, вовлечению учащихся в познавательную деятельность.
В последний день декады учителем Коцаревой А.А. было проведено заключительное мероприятие предметной декады – «Своя игра» среди учащихся старшего звена. Игра состояла из двух туров. В первом туре необходимо было ответить на 35 вопросов, которые были разбиты на 5 уровней сложности (от 100 до 500 баллов) и на 7 категорий (Следопыт, Мир веществ, Числа вокруг нас, Геометрические фигуры, Логические задачи, Физики, Скорость). Играли все ученики; тот, кто первым отвечал на вопрос, получал право выбрать категорию и уровень сложности вопроса. Во втором туре играли ученики, вошедшие в тройку лидеров по результатам первого тура. Ими стали: БайбиковаА. (1900 баллов), СтрельниковаН. (1000 баллов), Кравченко А. (800 баллов). Из предложенных шести тем ими была выбрана тема «Нобелевская премия». Затем были сделаны ставки: Байбикова А.– 500 баллов, Стрельникова Н. – 200 баллов, Кравченко А. – 400 баллов. Ответы в письменном виде были переданы членам жюри по истечении двух минут после формулировки вопроса. Верными оказались ответы Байбиковой А. и Стрельниковой Н. Ставки никак не повлияли на рейтинг лидеров по результатам первого тура. По окончании «Своей игры» были подведены итоги предметной декады, объявлены победители всех конкурсов, турниров и соревнований. Все победители и активные участники декады награждены грамотами, памятными призами и подарками.
Для активизации развития интереса к математике, физике и информатике , а так же творческих способностей учащихся учителями были использованы мультимедийные презентации: «Безответственность в интернете», «Вирусы и антивирусы» (Хачиян К.А.) Для учащихся 10-11-х классов учитель физики Гордеева А.Е. провела устный журнал «2013 год-год бережливости. Энергосбережение». Учащимся была предоставлена информация подтверждающая, что бережливость- один из важных факторов благополучия и процветания нашей страны.
Все мероприятия прошли согласно плану проведения декады. Продемонстрировали учащимся необходимость знаний по предметам физико-математического цикла, помогли учащимся проявить и развить свои творческие и познавательные способности, расширить эрудицию и общеобразовательный кругозор.
В мероприятиях декады были задействованы обучающиеся всех параллелей, конкурсы и внеклассные мероприятия учителями – предметниками организованы на достаточно высоком уровне, обеспечено информационное сопровождение проведения декады.
Подведение итогов декады было проведено на еженедельном кадетском построении. Победители и активные участники награждены грамотами и подарками.
| Спасибо всем, кто помогал в подготовке и проведении декады, а также участникам конкурсов и мероприятий! Пусть наши замечательные науки помогут ребятам в будущем!
План
проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий в рамках декады учителей математики, физики и информатики
| Дата, урок
| Учитель
| Мероприятие
| 21.10
| Учителя-предметники
ГордееваА.А., Коцарева А.А.
| Выставка –конкурс предметных газет.
Стенд «Ломоносовские чтения»
| 22.10
| Учителя-предметники,
классные руководители, школьный библиотекарь
| Информационный час «Великие учёные – уроженцы Белгорода».
| 23.10
23.10, 28.10
| Хачиян К.А.
Гордеева А.Е.
Коцарева А.А.
| Проведение компьютерной игры «Ура! Заработало!» в 7 А,Б классах
Презентация о флексагонах, 8-е классы
Турнир по разгадыванию китайских головоломок «Танграм», 10-11 классы
| 24.10
| Коцарева А.А.,
ученики 11 класса
| Викторина «Путешествие в страну математики» для учащихся 4-5-х классов
| 24.10
| Ткачёва В.П.
| Внеклассное мероприятие «Суд над нулём».
| 25.10
| Побегуца С.В.
| Внеклассное мероприятие – игру для учащихся 5-х классов «КВН».
| 31.10
| Коцарева А.А.
| Открытое мероприятие «Своя игра», для старшего звена
| Дата, урок
| Учитель
| Открытый урок
| 23.10
| Хачиян К.А.
| Урок информатики в 8Б классе по теме: «Работа с текстом»
| 28.10
| Гордеева А.Е..
| Урок физики в 11А классе по теме: «Электромагнитная индукция»
| 28.10
| Ткачёва В.П.
| Урок геометрии в 8Б классе по теме: «Площадь многоугольника»
| 29.10
| Побегуца С.В.
| Урок математики в 6А классе по теме: «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»
| 30.10
| Спесивцева М.В.
| Урок математики в 6Б классе «Нахождение дроби от числа».
| |