Скачать 66.17 Kb.
|
Решетова Е.В. учитель химии и биологии ( 1 квалификационная категория) Урок химии в 11 классе Тема: Гидролиз неорганических веществ Цели: Образовательные: сформировать понятие о гидролизе, научить учащихся составлять ионные уравнения гидролиза, определять среду раствора соли; На основе универсальности понятия «гидролиз» показать единство мира органических и неорганических веществ; Дать представление о практическом значении гидролиза в природе и народном хозяйстве и в повседневной жизни человека. Развивающие: развить - учебно-информационные навыки: умение извлекать информацию из устного сообщения, справочных таблиц, наблюдаемых процессов; - учебно-логические: умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы, формулировать определения понятий; - учебно-организационные: организовать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний и умений. Воспитательные: совершенствовать коммуникативные умения в ходе коллективного обсуждения, развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность. Продолжить формирование убеждение учащихся в необходимости привлечения средств химии к пониманию и описанию процессов, происходящих в окружающем мире. Ход урока.
Вода по отношению к веществам может быть растворителем и реагентом. В том случае, когда вода выступает средой реакции и реагентом, говорят о процессе гидролиза. - Что такое гидролиз? - Какие вещества подвергаются гидролизу? -Какой реакцией по обратимости, и в каких случаях может быть гидролиз? Следует сделать вывод: гидролизу подвергаются не только органические вещества, но и неорганические. Сегодня мы рассматриваем ГИДРОЛИЗ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ. ( Презентация «Гидролиз неорганических веществ» слайды 1,2,3) Гидролизу подвергаются:
Ca3P2 + 6 HOH → 3Ca(OH)2↓ + 2PH3↑ CaC2 + 3HOH → Ca(OH)2↓ + C2H2↑
PCl5 + 4HOH → 5РHCl + H3PO4 SiCl4 + 3HOH → 4РHCl + H2SiO3 В данных случаях гидролиз необратимый.
Гидролизу не подвергаются:
Соли можно рассматривать как продукты взаимодействия оснований и кислот.
- кислотная, т.к. присутствуют Н+, (Н3О+) 2. Как экспериментально определить характер среды? - индикатором Демонстрационный эксперимент. Соляная кислота + метиловый оранжевый; Соляная кислота + универсальный индикатор, по шкале определяем рН < 7 3. Какая среда в водных растворах щелочей? - щелочная, т.к. присутствуют ОН- Демонстрационный эксперимент. Гидроксид натрия + фенолфталеин; Гидроксид натрия + универсальный индикатор, по шкале определяем рН > 7 4.Какая среда воды? - нейтральная, т.к. вода незначительно, но диссоциирует на ионы: Н2О ↔ Н+ + ОН- [H+] = [OH-], рН = 7 5.Какая среда водных растворов солей? Лабораторный опыт.
На основании выполненных опытов можно сделать вывод, что среда водных растворов солей может быть различной в зависимости от их состава. В лабораторной работе исследовались разные по составу соли:
Рассмотрим процессы, происходящие в растворе соли Na2CO3, составим уравнение обратимого гидролиза, придерживаясь следующего алгоритма Памятка по составлению уравнений реакции гидролиза 1). Записываем уравнение диссоциации соли. Na2CO3 ↔ 2 Na+ + CO32- 2).Выбрать слабый ион. CO32- 3).Записать его взаимодействие с водой CO32- + Н+ОН- ↔ НCO32- + ОН- 4). Определить среду раствора. Среда щелочная, рН > 7. Идет процесс, который называется гидролиз по аниону. Сущность этого процесса можно выразить уравнением реакции: 2Na+ + CO32- + Н+ОН- ↔ 2Na+ + НCO32- + ОН- В молекулярном виде: Na2CO3 + НОН ↔ NaОН + NaН CO3 Вывод: слайд 6
Идет процесс, который называется гидролиз по катиону. Сущность этого процесса можно выразить уравнением реакции: Zn2+ + 2Сl- + НОН ↔ Zn(ОН)+ + 2Сl- + Н+ В молекулярном виде: ZnСl2 + НОН ↔ Zn(ОН) Сl + Н Сl Вывод:
NaCl ↔ Na+ + Cl- Нет ионов, которые могли бы связываться с молекулой воды в малодиссоциирующие ионы. Гидролиз не происходит. [H+] = [OH-]. Среда нейтральная, рН = 7.
1). Al2S3 ↔ 2Al3+ + 3S2- 2). Al2S3 + 6НОН = 2 Al(ОН)3 ↓ + 3Н2S↑ Необратимый гидролиз.Значение гидролиза
Проверь себя:
А. обменная реакция соли и воды Б. растворение соли в воде В. диссоциация соли в воде 2) Сущность гидролиза заключается: А. в диссоциации молекул соли на ионы Б. в образовании слабодиссоциирующих веществ В. в образовании молекул сильных электролитов 3) Раствор нитрата магния имеет среду: А. кислотную Б. щелочную В. Нейтральную 4) Используя памятку, написать реакцию гидролиза сульфида калия.
Используемая литература:
Решетова Е.В. учитель химии и биологии ( 1 квалификационная категория) |