Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 80.83 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.03.2014
Размер80.83 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Учитель как коммуникативный лидер на уроках математики.

Лукьянова И., рук. Самотик Л.Г. (КГПУ)

Содействовать развитию ума

И любоваться радостей расцветом…

И видеть, как растёшь ты,

– счастье в этом

(Д.Н.Г. Байрон)

Урок – это вид коммуникации, в ходе урока говорят, слушают, пишут и читают, т.е. совершают коммуникативные акты. Цель коммуникации на уроке – обучить и воспитать. «Учитель – активная творческая личность, инициатор и организатор совместной деятельности в процессе педагогического общения, управляющий этой деятельностью, а ученик – ведомая, но не пассивная фигура. И лишь совместная (хотя и разделенная по своим функциям) четко организованная деятельность учителя и учеников обеспечивает решение поставленных задач и является залогом эффективного, т.е. оптимального общения. Только в этом случае учитель может быть коммуникативным лидером» [1: 130]. В настоящей статье мы, отталкиваясь от данных педагогической риторики, уточняем некоторые положения, формулировки, расширяем понятие речевых формул-педагогических клише (вводим это понятие), соотносим знания риторики со всеми этапами урока математики. Что же делает учителя коммуникативным лидером? Учитель должен умело управлять коммуникативным процессом на уроке. Традиционный урок состоит из нескольких разделов: 1. Организационный момент. 2. Сообщение темы урока, цели и задач. 3. Повторение; опрос; объяснение не совсем понятого. 4. Мотивация нового материала. 5. Объяснение нового. 6. Блиц-опрос на понимание. Домашнее задание.7. Итог урока. Основной единицей коммуникации выступает высказывание (по структурной языковой системе соответствующее предложению). В разделах мы можем использовать набор устоявшихся речевых формул и невербальных коммуникативно значимых действий. 1. Педагогические клише: Потише, пожалуйста; Успокаивайтесь; Приступаем к уроку; Степанов, ты разрешишь нам начать урок? Спасибо; Я надеюсь, вы согласны сейчас учиться математике? Хорошо; Ну так что было задано на дом, Степанов? (Петя?); надеюсь, к уроку вы готовы? Как Степанов? (Петя?); Запишем пример и решим его. Кто сделает это правильно первым, получит оценку; и т.д.; невербальные средства: встать перед классом и держать паузу; лёгкое постукивание указкой по столу; снять часы и положить их перед собой на стол; покачивать головой и держать паузу; поднять согнутую в локте руку ладонью вперёд; сесть и открыть журнал; и т.дучитель настраивает класс на работу, организует его, устанавливает с учащимися контакт. 2. Темы уроков формулируются в тематическом плане предмета, цель и задачи должны быть краткими, понятными учащимся. Очень важен психологический настрой школьников на восприятие нового. 3: Повторение имеет большое значение в ходе обучения, В народе говорят «Повторение – мать учения». И это верно, т.к. повторяя материал, мы актуализируем связи между «старым» и «новым», позволяя знаниям превратиться в эрудицию (эрудиция, по мнению немецкого психолога Эббингауза, это умение оперировать знаниями, а не копить их), надо приучать детей не просто воспроизводить повторенный текст (на репродуктивном уровне), а актуализировать все свои знания по теме. В ходе повторения учитель задаёт уточняющие вопросы и выясняет, понимают ли ученики материал и объясняет не понятое ими. Нельзя при этом забывать дидактическое правило: в каждом повторении должен быть элемент нового. Процесс повторения представляет собой какую-либо форму опроса. Ответ учащегося может носить форму монолога или полилога нескольких учеников и учителя (фронтальный опрос). Форма опроса обычно планируется заранее, это не стихийный процесс, в конспекте должны быть обозначены фамилии учащихся. Не следует забывать, что от того, как задан вопрос, зависит ответ школьников. Вопросы учителя не должны отличаться неконкретностью, расплывчатостью формулировок. В противном случае учащиеся затрудняются на них ответить или отвечают по-разному. Подчас вопросы бывают некорректно сформулированы, непонятно, о чем учитель хотел спросить. Поэтому, готовясь к уроку, необходимо тщательно продумать все формулировки вопросов. Учитель должен выстроить вопросы в строго логическом порядке, в определённой последовательности их предъявлять классу и иметь четкое представление, какой ответ должен быть дан на каждый вопрос. Чтобы каждое логическое звено беседы имело законченный характер, учитель использует самые разнообразные по своему назначению вопросы: выяснительные (Готов?; Все?; Что ещё можно сказать по этому поводу?; Мы полностью осветили тему?); конкретизирующие или уточняющие (А точнее?; Какой? Повтори, пожалуйста; Это верно?; Все согласны?). Ответы учащихся должны быть выслушаны учителем и учениками и оценены. Оценка учителя может выражаться в отдельных оценочных репликах одобрения или сомнения (Так!; Верно!; Правильно!; Молодец!; Смотрите, как он это доказал! или Неужели? Разве? Это действительно так? Это верное решение?), и паралингвистическими средствами: во взгляде, в жестах, мимике. 4. Учитель «выстраивает мостик» между старым и новым, переходя к мотивации новой темы, выражает свое коммуникативное намерение (цель, стоящую не данном уроке, задачи): В прошлый раз мы говорили о ..., сегодня перейдём к …; Повторили это и пойдем дальше; Итак, мы повторили с вами…, тема же сегодняшнего урока… Как ты думаешь, Степанов (Петя), она связана с предыдущим материалом?; Мы с вами рассматриваем большую тему, которая как называется, Степанов? Сегодня же перейдём к следующему её разделу. Этот раздел называется…и т.д. Причем, коммуникативное намерение может быть выражено прямо, явно (как в анализируемом примере), или оно может быть не выраженным словесно, но адресат догадывается об истинных целях говорящего. Все, конечно же, зависит от конкретного урока, ситуации, складывающейся на уроке, и многого другого. Когда учитель готовится объяснять новый материал, сформулировав тему и задачи урока, он, как коммуникативный лидер, обязан создать установку на восприятие, слушание вводимого материала. Учитель как бы предвосхищает столь частый детский вопрос: «А зачем нам это нужно?», мотивируя как свою деятельность, так и деятельность детей на уроке (Мы научимся...; это нам понадобится..; это поможет Вам..; Это важно знать для…; Дальше, в …классе, вы познакомитесь….; Чтобы это понять, надо знать….). 5. Объяснение нового может строиться индуктивным или дедуктивным путём через монолог или беседу. Наиболее ценен индуктивный подход, т.к. он имитирует процесс познания (от наблюдения действительности к абстрактному мышлению и от него к практике), на уроках математики это вполне осуществимо. Но такой путь занимает много времени. Часто учитель идёт дедуктивным путём. В ходе объяснения он сознательно управляет коммуникативным процессом в целом, это не только педагогическое говорение, но и организация слушания-понимания через обратную связь. При этом важно следить за реакцией класса визуально, используются и приёмы диалогизации монологического текста. Это прежде всего риторические вопросы и такие вопросы, которые не требуют развёрнутых ответов, часто – только кивок головы или знак согласия-нессогласия. Вопросы при этом используются контактоустанавливающие (Ведь так?; Верно?; Да?; Вы согласны?) и имитирующие диалог в ходе монолога, В этом случае у слушателей остаётся уверенность в том, что они участвуют в разговоре. На уроках математики используется текст-рассуждение. Учитель в ходе монолога или беседы обязан выстроить логическую цепочку, подводящую к определённому выводу. Главное на уроке математики – отсутствие логических ошибок, привитие навыка восприятия и построения аргументированной речи. 6. После объяснения нового важно закрепить его понимание, на уроках математики – проверить на практике при решении задач и примеров. Виды вопросов при этом используются другие: контрольные и наводящие. В ходе урока учитель неоднократно побуждает учащихся к действию: иногда это стремление подтолкнуть учеников к ответу на заданный вопрос (Послушаем тебя, Петя; Объясни, пожалуйста, как ты решил задачу; Точнее вырази свою мысль, нам не совсем понятно), иногда - к размышлению, обдумыванию предложенной проблемы (Вопрос трудный. Думаем все; Кто не согласен? – это более конкретный вопрос, чем предлагаемый в пособиях: Все согласны?, который относится к так называемым «хоровым» вопросам; Так ли это?, Петя правильно рассуждает? Может быть, у кого-то есть другая точка зрения? и т.д.), а иногда - это просто предложение выйти к доске, не тянуть время и начать отвечать или решить пример, задачу и т.д. 7. Учитель, как коммуникативный лидер, завершает процесс педагогической коммуникации: обобщает сказанное, подводит
итоги, как промежуточные на различных этапах урока, так и в
конце урока. Иногда обобщение делают сами ученики, но инициатором его является учитель (Итак, подведем итоги; Чему
мы сегодня научились на уроке?; Чему мы научились в ходе урока? Что полезного извлекли вы для себя из этого урока?
). В зависимости от конкретной ситуации, складывающейся на уроке, итоги могут быть подведены не столь традиционно, и такое нестандартное обобщение подчас сильно, воздействует на учащихся. Что касается собственно математического материала, мы должны выработать особую коммуникативную позицию. В чём же заключается особенность коммуникативной позиции учителя математики? 1. На уроке математики не должно быть логических ошибок, учитель воспитывает логически мыслящую личность. 2. Математика – наука точная, учеников учат чётко, лапидарно и ясно выражать свои мысли. 3. Особое значение имеет такое свойство человеческого мышления как детерминированность (наличие причинно-следственных связей текста). 4. Большое значение отводится определённым математическим клише и речевым формулам. 5. На уроке используются некоторые математические термины, они должны пониматься учащимися и правильно ими употребляться. 6. В уроке математики присутствуют в значительном объёме особые виды невербальной и вербальной (языковой) при чтении коммуникации: цифры, математические знаки, формулы, графические изображения, чертежи и т.д. Они так же, как и словесные знаки, должны быть понимаемы учащимися. По нашим подсчётам, на эту форму коммуникации на уроке математики отводится от 30% до 50% времени. Числительные в знаковой системе языковых единиц занимают особое место по совокупности признаков (по категориальному значению, по выполняемым в речи функциям, по сфере преимущественного использования) – они относятся к квантитативным знакам, а полнозначные слова – к характеризующим знакам [2: 167]. Язык имеет три основных повода, или причины речи, или цели: убеждения, развлечения и сообщения. В случае установления истины или обучения говорящий доказывает слушающему характер природы вещей, т.е. убеждает с помощью аргументов в пользу истинного знания. В соответствии с направленностью содержания речи разделяют риторическую, поэтическую и логическую речь. «Логическая, риторическая и поэтическая мысли различаются по тому, как речь соотносится с действиями человека и какую форму она принимает в акте речи. Логическая и поэтическая мысли предполагают лишь постижение действительности, но не требуют от человека действий; риторическая мысль, напротив, построена так, что связана с действиями людей. Логическая и риторическая мысли связаны с доказыванием абстрактных положений. Поэтическая мысль, напротив, показывает реальное или воображаемое положение вещей. Риторическая и поэтическая мысли возбуждают чувства. Логическая мысль, как бы ни была она увлекательна сама по себе, не обращается к чувству» [3: 72]. Таким образом, коммуникация на уроках математики значительно отличается от коммуникации в преподавании основ других наук. Ближе всего расположены точные науки – математика, физика и химия, две последние в значительной мере потому, что они используют математический аппарат. Признаки специфической математической коммуникации нам видятся в следующем: абстрактность (отвлечённость от конкретно-предметного мира), пространственное мышление, особый мир цифр (строгая его организованность, особая «красота»), незыблемость его законов, сочетание зрительного восприятия и его речевого воплощения (чтения), первичность письменной формы и вторичность устной, принадлежность части особо сложных форм только к письменной речи и т.д.

Коммуникативное лидерство на уроке математики требует от учителя особой собранности, внимания, самоконтроля.

Литература

1. Педагогическая риторика: учебное пособие. / Под ред. Н.А. Ипполитовой. М.: МГПУ, 2001.

2. Уфимцева А.А. Знак языковой // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990.

3. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М.: Высшая школа, 1990.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск