Пояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, требованиями Примерной программы основного общего образования по математике с опорой на программу по алгебре 7–9 классы (автор Н.Г. Миндюк – М: «Просвещение», 2011) и ориентирована на работу по учебнику «Алгебра 9 класс», Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова М.: «Просвещение», 2010г. Данная рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них 7ч - контрольные работы.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной контрольной работы. Уровень обучения – базовый. Цели и задачи курса
Целью изучения курса алгебры в 9 классе является систематизация и обобщение сведений о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов, обогащение представлений обучающихся о современной картине мира и методах его исследования при изучении статистики и вероятности, формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности.
Задачи курса:
развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, основы информатики и вычислительной техники), усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач, осуществление функциональной подготовки школьников;
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;
выявление и формирование математических и творческих способностей.
Содержание учебного предмета Отбор содержания обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизации знаний, полученных учащимися в 7-8 классах; соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе; учет психолого-педагогических особенностей, актуальных для данного возрастного периода; подготовка к государственной итоговой аттестации. В связи с этим в курсе алгебры 9 класса выделены следующие разделы:
Квадратичная функция (22 ч.) Функция. Область определения и область значения функции. Свойства функции. Квадратный трехчлен и его корни. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах², ее график и свойства. График функции у = ах² + nи у = а(х – n)². Построение графика квадратичной функции. Степенная функция. Уровень обязательной подготовки обучающегося
Понимать и использовать функциональные понятия , термины, символические обозначения. Строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков. Применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Уровень возможной подготовки обучающегося
Уметь на основе графиков изученных функций строить более сложные графики: кусочно-заданный, с «выколотыми» точками. Использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса. Уравнения и неравенства с одной переменной (14 ч) Целое уравнение и его корни. Дробные рациональные уравнения. Решение неравенств второй степени с одной переменной. решение неравенств методом интервалов. Уровень обязательной подготовки обучающегося
Уметь решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной. Решать текстовые задачи алгебраическим методом. Применять графические представления для исследования уравнений. Уметь решать квадратные неравенства с опорой на графические представления. Применять аппарат неравенст для решения задач из различных разделов курса.
Уровень возможной подготовки обучающегося
Уверенно применять аппарат уравнений и неравенств для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики. Применять графические представления для исследования уравнений и неравенств, содержащих параметр. Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 ч) Уравнение с двумя переменными и его график. Графический способ решения систем уравнений. Решение систем уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными. Системы неравенств с двумя переменными. Уровень обязательной подготовки обучающегося
Уметь решать системы рациональных уравнений и неравенств с двумя одной переменными. Решать текстовые задачи алгебраическим методом. Применять графические представления для исследования уравнений с двумя переменными. Уметь решать квадратные неравенства с опорой на графические представления. Применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.
Уровень возможной подготовки обучающегося
Понимать, что уравнения – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики. Уверенно применять аппарат уравнений и неравенств для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики. Применять графические представления для исследования уравнений и неравенств, содержащих параметр. Арифметическая и геометрическая прогрессии (15 ч) Последовательности. Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии. Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии. Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии. Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии. Уровень обязательной подготовки обучающегося
Понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения). Применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессий к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.
Уровень возможной подготовки обучающегося
Уметь решать комбинированные задачи с применением формул арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств. Связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую – с экспоненциальным ростом. Понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента.
Элементы комбинаторики и теории вероятностей (12 ч) Примеры комбинаторных задач. Перестановки. Размещения. Сочетания. Относительная частота случайного события. Вероятность равновозможных событий. Уровень обязательной подготовки обучающегося
Уметь находить относительную частоту и вероятность случайного события. Уметь решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Уровень возможной подготовки обучающегося
Уметь выполнять случайный эксперимент и интерпретировать его результат. Уметь решать комбинаторные задачи с помощью специальных приемов. Повторение (20 ч) Результаты освоения учебного предмета Изучение алгебры в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
сформированность коммуникативной компетенции в общении в разного рода деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
умение распознавать логически некорректные высказывания, критически мыслить, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
в метапредметном направлении:
иметь первоначальные представления об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средствах моделирования явлений и процессов;
уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
уметь выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
уметь самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения математических проблем;
уметь находить в различных источниках информацию, необходимой для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме;
уметь самостоятельно планировать и осуществлять альтернативные пути достижения цели, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь осуществлять контроль по результату и по способу действия и вносить необходимые коррективы;
уметь адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения.
в предметном направлении:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания:
развитие представлений о числе;
изучение элементарных функциональных зависимостей;
формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире;
овладение практически значимыми математическими умениями и навыками, их применение к решению математических и нематематических задач, а именно:
выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных задач;
пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимости между величинами;
решать квадратные уравнения, а также приводимые к ним уравнения, системы уравнений;
решать линейные и квадратные неравенства и неравенства, приводимые к ним, системы неравенств;
строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа учебных задач и реальных зависимостей;
использовать основные способы представления и анализа статистических данных, уметь решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
уметь работать с математическим текстом: структурирование, извлечение необходимой информации;
точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики; использовать различные языки математики (словесный, символический, графический); обосновывать свои суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Учебная литература:
Алгебра-9:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова, М: Просвещение, 2011 год.
Изучение алгебры в 7—9 классах/ Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова..— М.: Просвещение, 2010г.
Поурочные разработки по учебнику Ю.Н.Макарычева и др./ав.-сост. А.Н. Рурукин, С.А. Полякова
Алгебра: дидактические материалы для 9 кл. / В.И.Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк — М.: «Просвещение», 2010
КИМ: алгебра 9 класс (Л.И. Мартышова –М.: «Вако», 2012 г.)
Самостоятельные и контрольные работы по алгебре 9 класс/авторы: Ю.А.Глазков, И.К.Варшавский, М.Я.Гаиашвили – М: Экзамен, 2013г.
Информационно – коммуникативные средства:
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Материалы участников (DVD)
Уроки алгебры 7-9 классы с применением информационных технологий. Мультимедийное приложение к методическому пособию (CD)
Математика 5-11. Учебное электронное пособие. Дрофа (CD)
Использование ЭОР. Математика. Академия АЙТИ (CD)
Математика для всех: международный математический конкурс – игра «Кенгуру» (CD)
Цифровые образовательные ресурсы для поддержки подготовки школьников:
№ п/п
| Содержание
| Режим доступа
| 1
| Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников
| http://www.rusolimp.ru
| 2
| Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по математике
| http://www.eidos.ru/olimp/mathem/index.htm
| 3
| Информационно-поисковая система «Задачи»
| http://zadachi.mccme.ru/easy
| 4
| Конкурсные задачи по математике: справочник и методы решения
| http://mschool.kubsu.ru/cdo/shabitur/tit/htm
| 5
| Материалы свободно распространяемых книг по математике
| http://www.mccme.ru/free-books
| 6
| Математика для поступающих в ВУЗы
| http://www.matematika.agava.ru
| 7
| Олимпиадные задачи по математике
| http://zaba.ru
| 8
| Виртуальная школа юного математика
| http://math.ournet.md/indexr.htm
| 9
| Библиотека электронных учебных пособий
| http://mschool.kubsu.ru
| 10
| Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
| http://mega.km.ru
| 11
| Сайты энциклопедий
| http://www.rubricon.ru http://www.encyclopedia.ru
| 12
| Министерство образования РФ
| http://www.ed.gov.ru http://www.edu.ru
| 13
| Математические этюды в 3-Dграфике
| http://www.etudes.ru
| 14
| Выпускные и вступительные экзамены по математике
| http://www.mathnet.spb.ru
| 15
| Тестирование on-line 5-11 классы
| http://www.kokch.kts.ru/cdo
| 16
| Вся элементарная математика
| http://www.bymath.net
| 17
| КИМы и Демо варианты ГИА 2013
| http://nsportal.ru/user/38183/page/gia-po-matematike-9-klass-2013-god
| 18
| on-line тестирование ГИА по математике 2014
| http://uztest.ru/exam?idexam=29
| 19
| Открытый банк заданий ГИА по математике
| http://www.mathgia.ru/or/gia12/Main
| 20
| Образовательный портал «Мир алгебры»
| http://www.algmir.org/index.htm
| |