Бинарный урок по алгебре и физике в 7 классе. Тема: «Линейная функция». Цель:
Образовательные:
Повторить, обобщить, закрепить, проверить знания и умения по теме «Линейная функция»;
Формировать умение синтезировать и обобщать полученные знания на уроках математики и физики.
Развивающие:
Развитие навыков построения графиков функции у = kx + b;
Развитие логического мышления, инициативы, самостоятельности;
Развитие умений анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность, графическую культуру, культуру речи;
Воспитывать умение работать в группах, прислушиваться к мнению напарника.
Оборудование:
Раздаточный материал;
Мультимедиа - проектор;
Компьютер;
Лабораторное оборудование.
Тип урока: обобщающий.
Форма работы: фронтальная Учителя МОУ СОШ № 21:
Емельянова М.В. (I квалификационная категория) – идентификатор: 219-442-430
Афанасьева Н.П. (высшая квалификационная категория) – идентификатор: 219-919-280 ХОД УРОКА.
Организационный момент. ( Слайд №2)
Учитель объявляет тему урока.
Постановка задач и целей урока. (Слайд № 3)
Учитель совместно с учениками формулируют цели и задачи урока.
Рефлексия. (Слайд №4).
Учитель: Выберите из предложенных рисунков тот, который соответствует вашему настроению на начало урока и отметьте его. Если вам хорошо, вы готовы к изучению нового материала
и вы думаете, что все вопросы вам будут понятны, то выбираете смайлик счастья.
Емельянова М.В. – идентификатор 219-442-430, Афанасьева Н.П.- идентификатор 219-919-280 Если вы переживаете, что вы недостаточно готовы к изучению нового материала и тревожитесь, что не все вопросы вам будут понятны, то выбираете смайлик печали.
Если вы тревожитесь о том, что вы совсем не готовы к изучению нового материала и большинство вопросов вам будут непонятны, то выбираете плачущего смайлика.
Устное повторение узловых вопросов алгебры.
Фронтальная работа с классом. ( Слайд № 5).
Какая функция называется линейной?
Её область определения?
При каком условии линейная функция становиться прямой пропорциональностью?
Что является графиком линейной функции и прямой пропорциональности?
Как построить график линейной функции (прямой пропорциональности)?
Чем обусловлено различие графиков этих функций?
Какие виды линейной функции y = kx + b вы знаете? ( Слайд № 6)
Самостоятельная работа.
Учашимся предлагается письменно выполнить следующие задания в форме теста. ( Слайды № 7 - 15) При выполнении теста учащиеся заполняют бланк ответов. (См. приложение).
График какой функции лишний? ( Слайд № 8)
На каком рисунке коэффициент k в уравнении линейной функции отрицателен? ( Слайд № 9)
На каком рисунке свободный член b в уравнении линейной функции положителен? ( Слайд № 10)
Составьте уравнения прямых, изображенных на рисунках. ( Слайд № 11)
На каком рисунке изображён график прямой пропорциональности у = kx? Ответ объяснить. ( Слайд № 12)
Ученик допустил ошибку при построении графика одной функции. На каком рисунке? ( Слайд № 13)
На рисунке изображены графики функций: у = 3х, у = - 3х, у = х – 3. Под каким номером изображен график функции у = -3х? ( Слайд № 14)
Задать формулой линейную функцию, график которой параллелен прямой у = -8х + 11 и проходит через начало координат. ( Слайд № 15)
Выполняется проверка выполненной работы. (Слайды № 16 – 24) )
Работа с классом.
Составьте математическую модель для решения задачи. (Слайд № 25)
В организме человека всегда есть определенное число бактерии, их около 10 тысяч. Во время эпидемии гриппа, если больной не принимает антибиотики, то количество бактерий в организме каждый день увеличивается на 50 тысяч. Емельянова М.В. – идентификатор 219-442-430, Афанасьева Н.П.- идентификатор 219-919-280
Сколько бактерий будет в организме человека через 3 дня, через 4 дня? Запишите формулу в тетрадь и ответьте на следующие вопросы:
Будет ли данная зависимость линейной?
Что вы можете сказать о поведении графика данной функции?
Постройте данный график в тетради.
Учащиеся самостоятельно выполняют данное задание. После этого решение обсуждается со всеми учащимися. (Слайд № 26 )
Математика – наука прикладная и сейчас вы рассмотрите применение линейной функции на уроках физики.
Работа с классом.
Рассматриваются задачи на применение линейной функции. (Слайды № 27 - 32)
Выполняется по группам лабораторное исследование:
Установить зависимость силы тяжести от массы тела (Слайды № 33 - 36);
Установить зависимость массы жидкости от её объема (Слайды № 37 - 40) ;
Установить зависимость силы упругости от деформации тела. (Слайды № 41 - 43)
Делаются соответствующие выводы.
Учащимся предлагается выполнить практикум по применению закона Гука и чтению графиков функций (Слайды № 44 - 46).
Применение линейной функции в других науках и сферах нашей жизни.
Работа с классом.
Рассматриваются задачи в
Анатомии (Слайды №47 - 48).
Психологии (Слайды №49 - 51).
Криминологии (Слайды №52 - 54).
Экономике (Слайды № 55 - 56).
В быту (Слайды № 57 - 58).
Вывод.
Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели применение линейной функции в разных науках и сферах деятельности (Слайд № 59)
Расширение кругозора.
Учащимся предлагается подумать над следующим заданием: Что происходит внутри, когда ты открываешь дверной замок? (Слайд № 60 – 61)
(Данная задача предлагается учащимся в качестве домашней для группы сильных учащихся)
После этого один из учащихся данной группы рассказывает о происходящем процессе.
Оказывается, к функциям можно применять арифметические действия по определенным правилам и в определенных условиях. Приведу очень наглядный пример, где встречается необходимость применения действий к функциям.
Посмотрите на рисунок. Знаете ли вы, как таким ключом открывается дверь? Что происходит внутри, когда вы открываете дверной замок? Чтобы замок открылся, нужно повернуть барабан, в котором сделана замочная скважина. Но этому препятствуют штифты, стоящие тесным образом внутри скважины, скользящие вверх-вниз. Каждый из штифтов нужно поднять на такую высоту, чтобы их верхние торцы оказались вровень с поверхностью барабана. Это делает ключ.
Емельянова М.В. – идентификатор 219-442-430, Афанасьева Н.П.- идентификатор 219-919-280
С точки зрения математики, вся эта механика есть не что иное, как операция сложения двух функций. Одна из них – профиль ключа, другая – линия, очерчивающая верхние торцы штифтов, когда замок заперт. Секрет дверного замка в том, что в результате сложения двух функций, получается функция-константа, постоянное значение которой равно диаметру барабана.
Подведение итога урока. (Слайды № 62 - 63).
Учитель: Еще раз давайте повторим. Что вы узнали нового? Чему научились? Что показалось особенно трудным?
Домашнее задание. (Слайд № 64).
Рефлексия :
Учитель: С каким настроением вы уходите с урока вы покажите с помощью выбора смайлика. (Слайд № 65) Учитель: Урок окончен! Всего вам доброго! Спасибо за урок. (Слайд № 66)
Литература :
Учебник «Алгебра – 7», Ю.Н.Макарычев, Н.Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова, Москва «Просвещение» 2009 год.
Учебник «Физика – 7», Н.В. Перышкин, Москва «Дрофа» 2009 год.
«Сборник задач по физике для 7 – 9 классов», В.И. Лукашик, Е.В. Иванова, Москва «Просвещение», 2008 год.
Ресурсы Интернет.
Емельянова М.В. – идентификатор 219-442-430, Афанасьева Н.П.- идентификатор 219-919-280.
|