Скачать 103.11 Kb.
|
Авторы урока 1.Каландинская Ирина Александровна -Учитель математики высшей квалификационной категории Заинского муниципального учреждения «Заинская средняя общеобразовательная школа №4» Заинского муниципального района Республики Татарстан. - адрес: (423520) РТ, город Заинск, ул.Комсомольская, 50А - телефон:8(85558) 7-50-15 -электронная почта: sh437@mail.ru Урок с использованием дидактических игр. Тема урока: «Один помощник – хорошо, а два - лучше». Кто думает – тот всегда додумается! Цели урока: -обобщить и систематизировать материал по математике и информатике за 5 класс; -научить вести исследование с опорой на алгоритм действий, анализировать полученные данные и делать выводы, -выработка навыков устного счёта, -способствовать установлению межпредметных связей, - активизация мыслительной деятельности, -развивать интуицию, эрудицию, математическую любознательность, -привитие интереса к математике и информатике. Оборудование: Презентация, созданная с помощью офисного приложения MS Power Point, мультимедийный проектор, компьютеры, листки настроения, персонажи весёлых человечков, карточки с заданиями. Ход урока I. Организационный момент. -Перед вами листы настроения. Закрасьте на рисунке ту рожицу, которая соответствует вашему настроению в начале урока. II. Устный счет. 1) Сегодня у нас в гостях любимец публики – клоун. Клоун: Живу всегда с друзьями в мире, Люблю играть в примеры с ними, А знаки плюс, отнять, умножить Всегда готовы тоже. Так вот, мой друг, сейчас давай-ка В игру вот эту поиграй-ка, Даю тебе я выраженья. Расставь ты знаки без промедленья. Учитель: наш Клоун придумал равенства с натуральными числами, но вдруг забыл расставить скобки и знаки действий. Сделайте вы это за него (слайд «Посчитай-ка»). 2) Игра «Шифровальщик» -Не успели вы справиться с одним заданием, тут как тут Незнайка: «Друзья, я никак не могу понять, что означают эти таинственные записи: 102-1= Р В·В·В =0 Т Х·Х=25 Л 72-9 = К 23+9 = А Z·Z=64 Я С·С·С =8 О У·У=81 Ь 53-85= К А·А=1 У 86-92= Л Помогите мне их разгадать» Учитель: ребята, расшифруйте загаданное слово, решив предложенные уравнения.
(слайд «Расшифруй-ка») Итак, мы получили слово «калькулятор». Для чего можно использовать калькулятор? Ученики дают ответ. А знаете ли вы, что калькулятор – помощник математиков? Учитель рассказывает краткую историческую справку. Чтобы лучше выполнять громоздкие вычисления, люди с древних времён изобретали различные приспособления. В Древней Греции использовали счетную доску абак, в Древнем Риме – счетные камешки калкули, в Древнем Китае – приспособление суан – пан, которое очень похоже на обыкновенные счеты. До недавнего времени счетами пользовались кассиры, бухгалтеры и другие работники, чья деятельность была связана с расчетами. На протяжении столетий изобретали, совершенствовали счетные приборы. Выдающимся изобретением французского ученого Блеза Паскаля стала механическая машина, выполняющая сложение и вычитание. В XX веке широко использовался арифмометр – счетное устройство, в основе конструкции которого лежали идеи Паскаля. На смену всем этим приспособлениям в середине XX века пришел компьютер. Одновременно был создан его «младший брат» - калькулятор. При работе на компьютере вы можете использовать программу Калькулятор. III.Актуализация прежних знаний и навыков.
Учитель информатики. -Вы уже знаете, что Блокнот и Калькулятор – верные помощники при решении математических задач. Давайте решим задачу с помощью этих двух программ. Задача. Малыш, Карлсон и Фрекен Бок сели пить чай с плюшками. Карлсон съел 56 плюшек, Малыш – 4, а Фрекен Бок – 15. Сколько всего плюшек было съедено? Напечатайте в Блокноте, кто и сколько съел плюшек. Подсчитайте результат на Калькуляторе и перенесите его в Блокнот. 2.«Клеточное поле» Учитель информатики. - В информатике мы часто встречаемся с понятием «алгоритм». Приведите примеры последовательного и циклического алгоритмов? Наша задача сейчас построить клеточное поле размером 3х3 клеток в графическом редакторе Paint . Алгоритм построения клеточного поля является циклическим, в нём несколько раз повторяются одни и те же действия: выделить, скопировать, вставить, соединить. (слайд «Алгоритм») Учитель математики. -Вы уже знаете, что любая квадратная таблица называется магическим квадратом. А знаете ли вы историю возникновения этой фигуры? В китайской древней книге «Же-ким» (Книга перестановок) приводится легенда о том, что император Ню, живший 4 тысячи лет назад, увидел на берегу реки священную черепаху. На ее панцире был изображен рисунок из белых и черных кружочков. Если заменить каждую фигуру числом, показывающим, сколько на ней кружков, получается такая таблица: 4 9 2 3 7 5 6 У этой таблицы есть замечательное свойство. Сложим числа первого столбца: 4+3+8=15 Тот же результат получится при сложении чисел второго, а также третьего столбцов. Он же получается при сложении чисел любой из трех строк. Мало того, тот же ответ 15 получается, если сложить числа каждой из двух диагоналей: 4+5+6=8+5+2=15. Рисунок китайцы назвали “ло-шу” и стали считать его магическим символом и употреблять при заклинаниях. Поэтому сейчас любую квадратную таблицу, составленную из чисел и обладающую таким свойством, называют магическим квадратом. Задание. Восстановите магический квадрат: 3.Музыкальная физкультминутка. Учитель. Ребята, Незнайка предлагает вам вместе с ним спеть компьютерные частушки. Эту мышку даже мама Может смело в руки брать. У нее на спинке кнопки, Чтоб программы выбирать. Петька, жадина, не дал Откусить конфету! Я ему за это дам… С вирусом дискету! Не знакомлюсь во дворе я – Следую совету, Женихов всех завожу Лишь по Интернету. 4. «Архитектор». Учитель информатики. Кто в детстве не строил дворцы и замки из детских кубиков! Из нарисованных «объемных» кубиков также можно конструировать разные объекты. Задание. В графическом редакторе Paint нарисуйте кубик и составьте композиции, изображенные на экране (слайд «Архитектор»). Учитель математики. Задание. Найти V своей фигуры, если размеры ребра куба а = 3,2 дм 5.Операция «Компьютер». -Требуется проверить «блок памяти» и исправить «неполадки» (ошибки в вычислениях). Задание выполняется с помощью текстового редактора Блокнот. 1) Восстановите запятые в примерах: 32+18=5 736-336=4 3+108=408 63-27=603 2)Найдите ошибку и запишите правильное решение: х1,083 _ 2,3 4 _0,12 8 _20,15 5 5 2 0 5,75 8 0,15 20 4,3 5415 _ 30 _40 _15 28 40 15 _20 0 0 20 0 6. «В мире громадных чисел» Учитель. Ребята, к нам снова пришел веселый клоун. Он хочет рассказать вам что-то интересное. Клоун. А теперь я вас познакомлю с названиями некоторых громадных чисел.
В жизни мы эти числа почти не встречаем. Только в науке оказывается нужны такие большие числа. Вы с ними встретитесь на уроках физики, химии. Например, в 16 г. воздуха содержится приближенно 1024 мельчайших частиц вещества, которые ученые называют молекулами. Если заполнить весь земной шар такими же маленькими частицами, то их понадобится 10100. Это число называется «гугоном», а открыл его американский математик Кастнер. 10 А что означает эта запись 10 10 ? Сначала надо возвести 10 в десятую степень. Получим 10 млрд. А затем надо возвести 10 в десяти млрд. степень. Получится число, которое записывается с 10 млрд. нулей. Если записать на ленте, помещая каждую цифру на одной клетке, то понадобится лента длиной в 50000 км. Такой лентой можно опоясать весь земной шар по экватору, да еще останется кусок, чтобы протянуть его на Северный полюс (слайд «Познавай – ка»). IV.Итог урока. А теперь мы отправимся в путешествие «В страну математических сказок». Многие сказки начинаются одинаково: «В некотором царстве, в некотором государстве». Нашу математическую сказку начнем так: «В сказочной стране Математике в одном из городов жили – были квадраты и кубы, а правил этим городом король Квадрат Кубович. И была у него капризная дочь по имени Степень». С какими приключениями встретились жители этого города? V.Рефлексия -Что больше всего заинтересовало на уроке? Что удивило? Что понравилось больше всего? Возьмите листы настроения. Закрасьте лицо, которое соответствует вашему настроению в конце урока. VI. Домашнее задание. Домашнее задание будет интересным и потребует от вас фантазии и воображения. По вашему желанию вы можете сочинить математическую сказку. ТЕЗИСЫ Интегрированный урок по математике и информатике проводится с применением дидактических игр, где предлагается достаточно большое количество разнообразных заданий. Урок нацелен на формирование умений применять полученные знания при решении типичных нестандартных задач. Целями урока являются: научить вести исследование с опорой на алгоритм действий, анализировать полученные данные и делать выводы, показать ученикам широкие возможности математики, межпредметную связь с информатикой, вызвать интерес к истории развития математики, развивать интуицию, эрудицию, математическую любознательность. Считаю, что такие уроки повышают мотивацию обучения, интерес к предмету. |