Скачать 54.74 Kb.
|
Урок обучения грамоте по теме «Звук [ш] и буква Ш,ш». (УМК «Школа России»,1 класс) Гриценко Т.В. МОУ ООШ №5 г.Алексеевка Тема:Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши Цель:Создание условий для формирования умения выделятьзвук [ш] в речи . Выяснить особенности звука [ш] (звук [ш] всегда твердый согласный, у него нет мягкой пары). Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов, читать слоги, слова, предложения, текст. Способствовать воспитанию культуры учебного труда, созданию творческого и благоприятного микроклимата в коллективе. Формировать УУД ЛичностныеУУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности. Регулятивные УУД:определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,планировать своё действие и в соответствии с поставленной задачей КоммуникативныеУУД:слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме,принимать участие в работе группами, приходить к общему решению. Оборудование:Азбука(авт. В.Г.Горецкий), карточки и словами со слогами для каждой группы, воздушные шарики(красный, синий, зелёный),счётные палочки, проволока,набор предметных картинок. Ход урока 1.Орг. Момент. Прозвенел звонок,начинается урок. Внимание! Проверь,дружок,готов ли ты начать урок? (Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи) 2.Создание проблемной ситуации,формулирование учебной проблемы ( На доске неоформленная схема человечка.) -Посмотрите с кем мы будем работать на сегодняшнем уроке? Почему у человечка бесцветное платье? Как вы думаете какой у нас сегодня урок? (Д.Урок «открытия новых знаний,т.к. смеха не раскрашена,человечек в бесцветном платье)
(На доске расставлены картинки машина, ландыш , шарф, шуба,шило,мыши ,карандаши,шар) У. Назовите предметы, которые изображены на картинке.Запомните , в каком порядке они стоят.А теперь закройте глаза.( Учитель делает перестановку в ряду картинок).Расскажите, как картинки располагались первоначально? Д.Поменялись местами картинки карандаши и ландыши. У. Теперь найдите в словах одинаковый звук.Сформулируйте первую часть нашего урока. Д.В каждом слове встеречается звук [ш],значит,первая часть нашей темы урока «Звук [ш].» У. Учитывая тему урока, поставьте перед собой цель нашей работы. (На доске — опорная запись в виде предложений с пропущенными словами и с условными обозначениями вместо некоторых слов.)
Д. (Дети, сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают ее и формулируют самостоятельно цель урока.) Цель нашей работы такова:
2.Изучение нового материала У. Сегодня на урок я пригласила необычного гостя.Кто же он.Вы его видите на картинке.В его названии всего лишь три звука. Д.К нам придёт сегодня шар ,т.к. в этом слове три звука.(Дают характеристику каждому звуку) У. Произнесите новый звук хором несколько раз и подумайте, гласный он или согласный. Ответ обоснуйте. Д. [Ш]-[ш]-[ш]. Этот звук согласный, потому что, когда мы его произносим, в горле чувствуется преграда. У. Закройте уши. Произнесите звук еще раз и подумайте, звонкий он или глухой. Ответ обоснуйте. Д. Он глухой, потому что в ушах не слышно звона. У. Послушайте, как я произнесу звук. Скажите, твердый он или мягкий? Д. Он твердый. У. Дайте характеристику новому звуку, учитывая результаты нашей работы. У.Какой же шарик мы должны пригласить сегодня в гости красный, синий или зелёный? Д. Не красный, т. к.он не гласный. У.Синий или зелёный?Давайте это выясним. У. Нашему гостю — шарику тоже захотелось включиться в работу. Он пытается найти слова, где новый звук будет мягким. Пока это ему не удается, помогите. Д. (Ищут слова, делают вывод.) Таких слов нет, значит, этот звук всегда твердый.К нам в гости пришёл синий шар. У.Дайте полную характеристику звуку. Д. Звук [ш] — согласный, глухой, твердый. У. Что же на схеме человечек хотел сказать нам восклицательным знаком?Чем новый звук отличается от других звуков? Д.Этот согласный звук бывает только твёрдым. 3.Физминутка. 4.Знакомство с новой буквой 1) ( На доске карточки с буквами а,о,Ш,у ,и) У. Какую букву-незнакомку вы здесь увидели?Давайте её назовём . ( выступление подготовленной ученицы) Посмотри на букву Ш Буква очень хороша, Потому,что из неё Можно сделатьЕ и Ё (показывает как это сделать из проволоки) 2)У.Я думаю,вам стоит поближе познакомиться с этой буквой Работа в парах,индивидуальная работа Конструирование из счётных палочек и проволоки. ( Ребёнок у доски выбирает и одевает синее платье на человечка-схему, доказывает, почему именно такая одежда подходит для сегодняшнего гостя) 3)Работа по учебнику с. 16 У. Рассмотрите рисунок в учебнике. Назовите только те предметы, в названии которых присутствует звук [ш].Что вы знаете об этом звуке. У.Посмотрите на опорную запись на доске.Какую цель мы ещё ставили перед собой? Д.Учится читать слоги и слова с новой буквой. Учитель показывает слоги-карточки ша,шу,шо,ше,ши Когда-то давно(это исторический секрет) буква ш была мягкой,поэтому после неё писали в соответствиис произношением букву и. Сейчас буква ш твёрдая, но по старой русской традиции после неё до сих пор пишут букву и. 4)Работа в группах по экологическому панно (даны три группы слов) мышка шило шины пышка шторы шут шишка шторм кувшин Работа со словами в столбиках.1) Дети ищут слова с незнакомым значением и определяют его лексическое значение коллективно(пышка- пышная круглая булочка,шторм-сильная буря на море,шут- клоун. 2)Определяют слова, в которых работает «исторический секрет» Шишка шило шина 5) У. Научились ли мы читать слова сновой буквой?Какую задачу мы ещё ставили перед собой? Д.Читать тексты. У.Открываем с.17 учебника.Читаем текст. -О каком времени года идёт речь ? Куда пошли дети?Что они собирали? -Назовите слова с сочетаниями ши. 6)-Работа в группах -Кто из вас знает , как отличить сосновую и еловую шишку? (Учащиеся коллективно в группах определяют основные отличительные признаки шишек) Игра « Найди своё место?» ( На доске картинки с изображение ели и сосны.Определите, где ель и отдайте ей её шишечку.Гдесосна?Где её шишечка?Один из членов группы озвучивает свою версию вслух и выполняет задание). У. Воздушный шарик очнь доволен тем, как вы учились читать.В знак благодарности он принёс вам очень интересный рассказ. Написал его В.Драгунский и называется он «Заколдованная буква».А вот почему он выбрал это произведение, вам придётся ответить после прослушивания (Чтение рассказа учителем) Д.Шарик выбрал этот рассказ потому,что «заколдованной» оказалась буква, которую мы изучали на сегодняшнем уроке. 6.Итог урока
- Что важного узнали о новой букве?
7.Рефлексия.У кого какие были затруднения? ( Рассказывают о своих затруднениях и показывают сигналы настроения) |