СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Морева С.С.,
МБОУ «Основная общеобразовательная
Песчанская школа»
Переход на новые ФГОС требует нового подхода к системе контрольно-оценочной деятельности в начальной школе.
На ступени начального общего образования осуществляется:
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. (Из Положения ФГОС начального общего образования Пункт 8)
«Проверка и оценка достижений школьников является существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Результат его деятельности определяется прежде всего по глубине, прочности и системности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития» - из методического письма «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».
УМК «Школа России» предлагает следующие возможности для оценки планируемых результатов:
Внесены изменения в задания для формирования контрольно-оценочной деятельности младших школьников;
В учебники включены рубрики: «Наши проекты», «Странички для любознательных», «Выскажи свое мнение», «Готовимся к олимпиаде», «Что узнали. Чему научились», В конце каждого урока, темы есть рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения», которая позволяет ученику систематически контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, расширяя сферу его познавательных действий).
Среди средств управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, представленных в учебниках, значительное место занимают аналитические планы. Аналитические планы — это система вопросов, которыми сопровождается практически каждое задание. Их назначение: формировать мотивы учебной деятельности младших школьников, навыки контроля и самоконтроля;
увеличено число заданий, требующих умений работать в паре, - это дидактические игры, задания по поиску и сбору информации, выполнение которых предполагает распределение ролей, умение сотрудничать и согласовывать действия в процессе выполнения задания, а также число заданий, предполагающих взаимную проверку результатов выполнения тех или иных поставленных задач, что будет способствовать развитию коммуникативных учебных действий.
Методика обучения по программе, «Школа России» определяет несколько принципов контрольно-оценочной деятельности.
Принцип «блокового» контроля.
Все письменные контрольные работы по русскому языку проводятся по блокам; учебный материал, изученный на уроках блока «Как устроен наш язык» проверяется с помощью контрольных работ, включающих в себя только грамматические задания; усвоение материалов уроков блока «Правописание» контролируется с помощью диктантов, тестов и списывания.
2. Принцип дифференциации. «Дифференциация обучения – путь поддержки индивидуальности ребенка». Даёт возможность, ориентируясь на индивидуальный темп продвижения каждого ученика, использовать разного уровня сложности контрольные работы.
По русскому языку контрольные работы и списывание предлагается в двух вариантах:
1 вариант – для учеников со слабой и средней успеваемостью;
2 вариант – для хорошо успевающих учеников.
По математике текст каждой контрольной работы представлен в шести вариантах трёх уровней сложности.
1 и 2 вариант – для слабо – и среднеуспевающих;
3 и 4 вариант – для учащихся с высоким уровнем математической подготовки;
5 и 6 вариант – рассчитаны на отличников.
3. Принцип выбора.
Во-первых, даёт возможность каждому ученику попробовать свои силы при выполнении нестандартных заданий. Задания повышенного уровня – «проверяют способность ученика выполнять такие учебно-познавательные и учебно-практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения. Учащийся сам должен выбрать способ из набора известных, освоенных в процессе изучения данного предмета» (В контрольной работе по русскому языку и математике независимо от уровня сложности работы такое задание предлагается). Оценка за контрольные работы не снижается, если ученик не стал делать дополнительные задания или выполнил его с ошибкой.
Во-вторых, это даёт учителю право выбирать ту форму контроля, которая больше подходит для данного класса. (Диктант или тест, контрольная работа или тест).
Такой подход к контрольно-оценочной деятельности учащихся повышает степень усвоения изученного материала, качество начального образования в целом и мне как учителю помогает проследить уровень учебных достижений каждого ученика и скорректировать дальнейший процесс обучения.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося, стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке. |