Анализ работы школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла за 2012-2013 учебный год
В первом полугодии 2012-2013 учебного года ШМО учителей естественно-математического цикла продолжило работу над совершенствованием качества образования через применение исследовательского подхода к обучению, воспитанию, развитию обучающихся и активизацией познавательной деятельности учащихся с целью повышения качества образования.
За отчетный период было проведено 2 заседания объединения, на которых обсуждались следующие вопросы:
Анализ работы МО в 2011-2012 уч. году, обсуждение задач и утверждение плана работы МО на 2012-2013уч. год.
Утверждение рабочих программ по предметам, программ учебных и элективных курсов.
Программно-методическое обеспечение учебного процесса по предметам естественно-математического цикла (V – XI классы).
Утверждение графика открытых уроков на 2012-2013 уч. г.
Анализ результатов ЕГЭ и итоговой аттестации выпускников школы за 2011-2012 уч. год.
Подготовка и проведение стартовой диагностики по предметам.
Государственная (итоговая) аттестация школьников как средство оценки компетенции школьников
Проведение открытых уроков по теме, их самоанализ и анализ.
Рассматривались и теоретические вопросы.С темой о государственной (итоговой) аттестациишкольников как средстве оценки компетенции школьниковвыступила Медведева Е.А. Об итогах школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников выступила Георгадзе Е.П. Было отмечено так же участие школьников в заочных олимпиадах по предметам.
Состоялся обмен опытом по теме: «Тестирование как один из способов развития самостоятельности в приобретении знаний учащимися». Педагоги указали положительные стороны тестового контроля по предметам, предложили коллегам разные варианты тестов, которые можно использовать на разных этапах урока.
В своих выступлениях учителя делились опытом работы, выражали свое неоднозначное мнение по различным вопросам, влияющим на учебно-воспитательный процесс. Были проанализированы первые срезы по предметам, учителя высказали свое впечатление о классах и их потенциальных возможностях.
В первом полугодии учителя естественно – математического цикла провели 2 открытых урока для учителей своего ШМО и один урок на районном уровне.
Урок информатики в 8 классе по теме «Устройство персонального компьютера. Основные устройства и характеристики.» провел учитель Долгих Д.Н. Коллегами РМО учителей информатики и ИКТ был отмечен высокий уровень подготовки учителя, осуществление использование им информационных образовательных ресурсов с учащимися на уроке, межпредметных связей, широкого наглядного материала, отмечена высокая активность учащихся на уроке.
Урок математики по теме «Неравенства» провела в 9 классе учитель Иванисова З.А.. Урок был проведен на высоком профессиональном уровне.Учитель использовал на уроке различные формы работы, межпредметные связи, системно-деятельностный подход в обучении
Учителя естественно – математического цикла широко используют в своей практике различные педагогические технологии. Наиболее популярные из них - проблемное обучение, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии дифференцированного обучения, модульное обучение и проектные технологии. С целью обмена опытом преподавания было запланировано организоватьвзаимопосещение уроков своих коллег. Но и в этом году следует отметить невысокий уровень посещений уроков учителей коллегами. Следует в этом направлении усилить работу во втором полугодии, т.к. посещение уроков своих коллег это своего рода учеба, повышение квалификации, тем более что многие учителя используют в работе новые информационные технологии. И хотя в ШМО такой техникой оборудован только кабинет информатики, учителя меняются кабинетами и проводят уроки с применением мультимедийных презентаций. Учителя Медведева Е.А., Георгадзе Е.П., Иванисова З.А регулярно используют компьютер в своей работе. Учителями собрана большая библиотека мультимедийных презентаций, практически по каждой теме школьного курса.
Во втором полугодии было проведено 2 заседания по темам «Повышение мотивации учащихся к изучению предметов в форме круглого стола и семинар по теме: «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках естествознания», на которых коллеги делились опытом по повышению качества знаний учащихся в образовательном процессе.
Так же в феврале 2013 года была проведена предметная неделя по теме: «Повышение мотивации учащихся к учению» с применением экологического подхода к проведению уроков и внеклассных мероприятий. Неделя была посвящена году охраны окружающей среды.
Девизом предметной недели стали такие строки: «Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы может быть.
Но будешь ты рабочим, иль учёным
И верно будешь Родине служить!»
На общешкольной линейке состоялось открытие предметной недели. В течение недели учащимися были подготовлены бюллетени по предметам, в которых они показали интересующий их материал.
12 февраля состоялся «Спортивный марафон» для учащихся 3-5 классов (учитель Золотаренко Н.Н.) с целью повышение мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом и развития здорового образа жизни. Учитель старался воспитывать у учащихся чувство сопереживания, гордости за команду, развить индивидуальные свойства и качества личности. Дети поняли, что в спорте, как в жизни, всё течёт, всё меняется. Одни чемпионы сменяют других, новые соревнования приходят на смену предыдущим. Спорт – это не только рекорды. Это, прежде всего, стартовая площадка в Страну здоровья, бодрости и хорошего настроения. Соревнования команд прошли «на одном дыхании».
13 февраля было проведено внеклассное мероприятие по информатике «Экология окружающей среды» в 8классе (учитель Долгих Д.Н.). В ходе диспута выяснилась компетентность учителя и учащихся по экологическим проблемам страны, Белгородской области и Ивнянского района. Педагог подготовил информационный образовательный ресурс по теме, в котором представлены интересные материалы, фотографии, проблемные вопросы. Учащиеся были активны, показали свои знания по экологии окружающей среды и свое отношение к сбережению ресурсов планеты Земля.
14 февраля состоялся урок математики в 6 классе по теме «Действие с обыкновенными дробями». Урок проводился с целью обобщения и повторения учебного материала по данной теме, развития вычислительных навыков детей, умения работать в группе, воспитания коллективизма и товарищества. Учащиеся не только показали хорошие знания и умения, но и обогатили свой опыт по применению материала в быту и других областях человеческой деятельности, познакомились с историей возникновения дробей. Учитель использовал на игру как средство повышения мотивации к математике («Своя игра»), интересную презентацию.
15февраля учитель Медведева Е.А. провела мастер-класс для учащихся по использованию разных способов решения квадратных уравнений: через дискриминант, метод коэффициентов, переброски коэффициентов. Это необходимо для сдачи учащимися ГИА и ЕГЭ. Они смогут выбрать приемлемый для себя способ решения уравнений. Занятие проведено «за страницами учебника». И некоторые учащиеся поняли, над чем им нужно поработать по данной теме!
В этот же день на уроке биологии в 8 классе (учитель Георгадзе Е.П.) при изучении темы «Значение дыхания. Дыхательные пути и органы дыхания. Голосообразование. Болезни органов дыхания» были использованы исследовательские работы учащихся, которые они представили презентациями. Данная технология направлена на активизацию самостоятельной работы учащихся. Дети умело использовали компьютер, Интернет-ресурсы, материалы учебника и другие источники информации. Учитель использовал ролик «Носовая полость», что повысило интерес учащихся к изучению материала.
Все запланированные уроки и мероприятия проведены на достойном уровне, цели проведения предметной недели достигнуты.При обсуждении итогов предметной недели были даны рекомендации педагогам:
Продолжить работу по созданию условий для развития познавательного интереса обучающихся к предметам естественно-математического цикла и возможности для самореализации личности каждого школьника.
Систематизировать и обобщить опыт учителей по проблеме методической недели.
В заключение, хотелось бы отметить, что педагоги ШМО естественно-математического цикла ведут большую работу по воспитанию подрастающего поколения, но для повышения качества знаний, интереса к предметам, необходимо каждому учителю работать над совершенствованием методики преподавания, шире внедрять инновационные технологии, повышать уровень самообразования, эффективнее использовать проектные и исследовательские работы.
В работе МО недостатком является и недостаточное посещение уроков коллег и своевременный их анализ. В следующем учебном году над этим необходимо поработать всем.
Таким образом, целями работы методического объединения естественно-математического цикла на 2013-2014 учебный год станут:
- совершенствование работы по раскрытию индивидуальных способностей учащихся;
- развитие творческого потенциала каждого учащегося;
- вовлечение детей в проектно-исследовательскую деятельность;
- активизация взаимопосещений уроков учителями-предметниками.
Руководитель ШМО учителей естественно-математического цикла: Е. Георгадзе |