Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 147.86 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации14.03.2014
Размер147.86 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Разновозрастный урок

как способ организации итогового повторения1

И.Ю.Буйлова, С.Н.Новикова, учителя математики

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12" г.Череповца
В условиях введения новых форм итоговой аттестации в девятых и одиннадцатых классах перед учителями математики стала актуальной проблема организации повторения при подготовке учащихся к экзаменам.

На современном этапе модернизации образования большая роль должна отводиться созданию организационно-педагогических условий, которые способствуют формированию высокого уровня положительной мотивации учебного труда школьников.

На наш взгляд в современной школьной практике наиболее предпочтительными идеями, используемыми при организации образовательного процесса, являются идеи педагогики сотрудничества, которые заключаются в установлении партнерских отношений учителя с учениками и учеников друг с другом. В процессе сотрудничества появляется возможность для реализации таких идей, как: учение без принуждения, свободного выбора, опережения, крупных блоков, самоанализа, создания благоприятного интеллектуального фона учебной группы, личностного подхода, идея взаимообучения, идея продвижения в индивидуальном темпе, идея самоконтроля и взаимоконтроля.

Считаем, что большую роль в процессе обучения и в формировании личностных качеств человека имеет диалог. Диалог продуктивен при новизне контакта, при различии в возрасте учеников, при наличии практической направленности рассматриваемого вопроса.

Для реализации идей педагогики сотрудничества мы используем возможности работы в разновозрастных группах. В предыдущие годы нами для разновозрастных групп учеников проводились внеклассные мероприятия по предмету: конкурсы, игры, инсценировки. Такая форма работы всегда проходит интересно, дает положительные результаты в привитии интереса к математике, в личностном росте участников и в формировании предметных и межпредметных умений и навыков, способствует повышению познавательной активности школьников.

Планируя организацию итогового повторения, мы обратили внимание, что начиная с 2003 года в экзаменационные материалы ЕГЭ включаются текстовые задачи. Предлагаются задачи на дроби и проценты (смеси и сплавы), на движение, совместную работу. Встречаются задачи, для решения которых требуется знать формулы n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Согласно анализу экзаменационных результатов справляется с текстовыми задачами меньше половины экзаменуемых. В КИМах такие задания представлены в форме В, то есть требуют только записи ответа. В материалах для подготовки к экзамену по алгебре в 9 классе таких заданий тоже очень много, причем далее, в 10 и 11 классах, эти темы специально нигде не рассматриваются, кроме как при повторении. В связи с этим появилась идея проведения разновозрастных уроков в рамках итогового повторения в 9 и 11 классах.

Разновозрастный урок характеризуется особым эмоциональным состоянием учащихся. Девятиклассники испытывают гордость, выполняя задания уровня 11 класса. Ученики 11 класса понимают необходимость подтвердить свой статус старших по возрасту и доказать, что они знают больше девятиклассников, готовы выступить в качестве консультантов. Младшие, повторяя вслед за старшими те или иные суждения, как нам кажется, продвигаются вперед успешнее. Особенности психологии учеников 9, 11 классов (стремление к лидерству, к общению) способствуют повышению их активности, работоспособности.

Опыт показывает, что когда материал сводится в крупные блоки, то появляется возможность значительно увеличить объем рассматриваемого материала при резком снижении нагрузки на ученика. Снижению утомляемости способствует смена видов деятельности, использование задач различной тематики, применение прямых и обратных задач.

Нами разработаны и проведены разновозрастные уроки по решению сюжетных задач на проценты, движение, работу, покупку, по теме "Прогрессии".

Они направлены на систематизацию, расширение и углубление знаний и умений выпускников. На уроках предполагаются различные типы заданий, методы и формы работы, формы контроля знаний учащихся.

Часть текстов заданий, образцов решения и оформления предъявлялись с помощью проектора, что привело к увеличению объема информации, представленной в визуальной форме, снятию проблем технического характера и выдвижению на первый план сути изучаемого вопроса. Выпускники активно использовали в ходе уроков современную компьютерную технику, демонстрируя теоретические сведения и домашние задачи с помощью самостоятельно выполненных презентаций в программе Power Point.

Тексты заданий к урокам мы подбирали из сборников по подготовке к ЕГЭ, ЕМЭ, учебника А.Г. Мордковича "Алгебра 9", журнала "Математика в школе", составляли сами.

Мы считаем, что для проведения разновозрастного урока у обучающихся должен быть достаточный запас знаний по рассматриваемым вопросам, высокий уровень сформированности общеучебных умений и навыков. Классы, в которых мы проводили эти уроки – это классы с расширенным изучением предметов физико-математического цикла. У них с 6 класса введен 1 час информатики за счет регионального компонента Базисного учебного плана, 1 час кружковой работы по физике. В 6 классе, в рамках расширения, проводился факультатив "Логика в математических высказываниях", в 7 и 8 классах – кружок "Решение олимпиадных и конкурсных задач", в 9 классе – факультатив "Избранные вопросы математики", в 10 и 11 классе – факультатив "Практикум абитуриента". Ученики этих классов являлись участниками конкурса "Кенгуру – математика для всех" и тестирования "Кенгуру – выпускнику", школьных и городских туров предметных олимпиад, интеллектуальных чтений и научно-практических конференций.

Классы, в которых проводились уроки, имеют достаточный запас знаний по рассматриваемым вопросам. Эти классы мы готовили к итоговой аттестации в форме единого экзамена (ЕГЭ, ЕМЭ), где в КИМах присутствуют задания по данным темам. У учащихся сформирован единый подход к выполнению заданий (обучение осуществляется с помощью УМК А.Г. Мордковича)

Благодаря новизне ситуации, связанной с присутствием учеников другой возрастной группы, применению технологии УДЕ, практической направленности урока, использованию современных информационных технологий ученики не испытывали перегрузки, были активны, работали творчески, продемонстрировали свои знания и обменялись опытом.

Проведенное анкетирование участников уроков показало, что им понравилось работать с учениками другого возраста, наличие возможности проявить себя. Чувство уверенности в себе, знакомство с новыми способами решения задач, использование компьютерной техники позволили, по их мнению, увеличить объем проделанной на уроке работы.

В организации разновозрастных уроков мы видим новизну в подготовке учащихся к итоговой аттестации.

Приведем в качестве примера конспект разновозрастного урока на тему «Решение текстовых задач на проценты».

Цели урока:

  • систематизация знаний учащихся выпускных классов по решению сюжетных задач на проценты;

  • развитие навыков само и взаимоконтроля;


  • развитие коммуникативных способностей, умения работать в новой обстановке;

  • формирование умения работать с современной компьютерной техникой учеников выпускных классов.

Оборудование урока: ноутбук, экран, проектор; зеленые листы с задачами для коллективного решения на уроке; розовые - с задачами для самостоятельной работы; синие - с задачами для домашней работы.

Ход урока.

I .Устно выполните следующие задания (текст заданий проецируется на экран через проектор):

1. Найдите: а) от 40; б)от 72.

2. Найдите число, если а) его равна 40; б) его равны 75.

3. Представьте в виде десятичной дроби: а)70%; б) 7%; в)21,35%.

4. Найдите: 20% от 70.

5.Найдите число, если 20% его равны 70.

6. Найдите: а) какую часть 40 составляет от 120; б) сколько процентов 25 составляет от 125.

Обобщите способы решения заданий, записав в тетради правила как найти:

  • число а, составляющее n% от числа в;

  • число в, если n% от него равны а;

  • сколько процентов составляет число а от числа в.

II. Выполните самостоятельно задания в тестовой форме:

к каждому заданию даются четыре варианта ответа под буквами А, Б, В, Г. Выберите один из ответов, запишите букву в тетрадь. В бланк поставьте крестик под буквой, которой, по вашему мнению, соответствует правильный ответ (тексты заданий проецируются через проектор).

1.На распродаже цены в магазине были снижены на 30%. Некоторый товар до снижения цены стоил х рублей. Ученик выписал четыре различных выражения для вычисления новой цены товара. Одно из них неверное. Какое?

А

Б

В

Г

х-0,3х

0,7х

х -

х -


2.Летом рюкзак стоил 880 рублей. Осенью цена на рюкзаки снизилась на 25%, а зимой – ещё на 25%. Сколько рублей заплатит покупатель, если купит рюкзак зимой?

А

Б

В

Г

830руб

660руб

495руб

165руб


3. В мебельном магазине старые цены заменены новыми. Примерно на сколько процентов снижены цены при распродаже мебели?

цена

шкаф

кровать

стол

старая

3999руб

1205руб

1000руб

новая

3000руб

900руб

752руб




А

Б

В

Г

≈ на 30%

≈ на20%

≈ на 25%

Определить нельзя

4. При озеленении территории парка 25% его площади отвели под посадку клёнов, 50% оставшейся площади - под посадку рябин, остальную – под газоны. На какой из диаграмм правильно показано распределение посадок?



А Б




В Г




Учащиеся отвечают на вопросы и заполняют бланк ответов.

Бланк ответов

Фамилия, имя, класс____________________________





А

Б

В

Г

№1













№2













№3













№4














III. Письменно оформите решение задач на скидки при покупке товаров (I вариант - задания 1,3; II вариант - задания 2,4 ). Проверка решения будет проведена во фронтальной беседе.

1. В ТЦ "Рассвет" покупатель набрал продуктов на 1 200руб. У него имеется карточка на 3%-ую скидку. Сколько рублей заплатил покупатель в кассу?

Решение: 1) 1200:1003=36 (руб.) – скидка; 2) 1200 – 36 = 1164 (руб.).

Ответ: 1164 рубля.

2. Предновогодняя скидка в магазине "TV- плюс" была 20%. При покупке телевизора покупатель заплатил 24 000руб. Сколько бы стоил телевизор без скидки?

Решение: 100% - х руб.

80% - 24 000 руб.

Составим пропорцию:

= , х = 24 000100:80 , х =30 000.

Ответ:30000 рублей.

3. В магазине МБТ действуют накопительные скидки. При покупке стиральной машины стоимостью 12 000руб. обладатель дисконтной карты заплатил 11 760руб. Каков процент скидки?

Решение: 1) 12000 – 11760= 240 (руб.)- скидка

2) 240:1200100% = 2%.

Ответ: 2%.

4. Костюм состоит из пиджака и брюк. Стоит он 4500руб. Пиджак отдельно стоит 2700руб. Сколько процентов от стоимости костюма составляет стоимость брюк?

Решение: 1) 4500 – 2700 = 1800 (руб.) – стоимость брюк

2) 1800: 4500100% = 40% .

Ответ: 40 %.

IV.Проверьте решение задачи на сплавы и смеси из домашнего задания к уроку: обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность решения задачи и поставьте карандашом оценку(образец решения проецируется на экран с помощью проектора).

Задача. Латунь – сплав меди и цинка. Кусок латуни содержит цинка на 80 кг меньше, чем меди. Этот кусок латуни сплавили со 120 кг меди и получили латунь, в которой 75% меди. Определите массу первоначального куска латуни. [3]

Решение: Заполним таблицу:




Масса меди

в сплаве (кг)

Масса цинка

в сплаве (кг)

Масса сплава (кг)

Старый сплав

х

х– 80

2х – 80

Новый сплав

х + 120

х– 80

2х + 40


Получим уравнение: 0,75(2х + 40) = х + 120, х = 180.

2180 – 80 = 280 (кг) – масса первоначального куска латуни.

Ответ: 280 кг.

V. Решите задачи на растворы и сплавы( задачи 1,4 решают с комментированием учащиеся 9 класса, задачи 2,3,5 -11 класса).

1. Смешали 400г воды и 100г поваренной соли. Какова концентрация раствора соли?

Решение: 1) 400 + 100 = 500 (г) – всего

2) 100:500100% = 20%

Ответ: 20%.

2. К 400 граммам 9% -ого раствора уксусной кислоты добавили 200г воды.

Сколько процентов уксуса содержится в растворе?

Решение: 1) 400:100 9=36 (г) – масса уксусной кислоты в растворе,

2) 400 + 200 = 600 (г) – масса нового раствора,

3) 36:60100% = 6%.

Ответ: 6%.

3. К 500 граммам 5%-ого раствора соли добавили 25г этой же соли.

Определить концентрацию полученного раствора соли (ответ округлить до целых).

Решение: 1) 500:1005 = 25 (г) – масса соли в растворе,

2) 25 + 25 = 50 (г) – масса соли в новом растворе,

3) 500 + 25 = 525 (г) - масса нового раствора,

4) 50:525100% = 9,523…%10%.

Ответ: 10%.
4. Имеется 500г латуни, в которой содержится 40% меди. Сколько граммов цинка нужно добавить в расплав, чтобы получилась латунь с 20 %- ным содержанием меди?

Решение: 1) 40% = 0,4 , 20% = 0,2.

2) 0,4500 = 200(г) – масса меди в латуни,

3) Пусть х г – масса добавленного цинка, тогда (500+х) г – масса новой латуни.

Получим уравнение: 0,2(500 + х) = 200, х = 500.

Ответ: 500 г цинка нужно добавить.

5. Имеется 500г сплава, в котором 40% олова. Сколько граммов олова нужно добавить в расплав, чтобы в новом сплаве содержалось 60% олова?

Решение: 1) 40% = 0,4, 60% = 0,6.

2) 0,4500 = 200 (г) – масса олова.

3) Пусть х г олова нужно добавить, тогда(200 + х) г – масса олова в новом сплаве, (500 + х) г – масса нового сплава.

Получим уравнение: 0,6(500 + х) = 200 + х, х = 250.

Ответ: 250 г олова нужно добавить.

VI. Обменяйтесь опытом организации поиска решения задач на проценты из домашнего задания (решение задачи 1 рассказывает учащийся 9 класса, задачи 2 - 11 класса).

Задача 1. При смешивании 40% - ого раствора соли с 10% - ым раствором получили 800г раствора с концентрацией соли 21,25%. Сколько граммов каждого раствора было для этого взято? (метод решения – составление системы уравнений)

Решение: 21,25% = = , 40% = 0,4, 10% = 0,1.




Масса раствора (г)

Масса соли (г)

I раствор

х

0,4х

II раствор

у

0,1у

Новый раствор

800

800 = 170





Система уравнений: х + у = 800,

0,4х + 0,1у = 170.

х = 300, у = 500.

Ответ: было взято 300г одного раствора и 500г другого.

Задача 2. При покупке ребенку новых лыж с ботинками родителям пришлось заплатить на 35% больше, чем два года назад, причем лыжи подорожали с тех пор на 20%, а ботинки на 70%. Сколько процентов от стоимости лыж с ботинками составляла два года назад стоимость лыж?

(метод решения – составление уравнения с двумя переменными)

Решение: 35% = 0,35 , 20% = 0,2 , 70% = 0,7.





Стоимость

лыж (руб.)

Стоимость

ботинок (руб.)

Стоимость лыж и ботинок

вместе (руб.)

Два года назад

х

у

х + у

Сейчас

х + 0,2х = 1,2х

у + 0,7у = 1,7у

(х + у) + 0,35(х + у)


Получим уравнение: 1,2х + 1,7у = (х + у) + 0,35(х + у),

х = у.

у : (у + у)100% = у : у100% = 100% = 70%.

Ответ: 70% от стоимости лыж с ботинками составляла два года назад стоимость лыж.

VII. Решите самостоятельно задачу, аналогичную домашней, или аналогичную решенной учащимися другого класса.

Задача 1. При покупке ребенку нового спортивного костюма, состоящего из куртки и брюк, родителям пришлось заплатить на 30% больше, чем два года назад, причем брюки подорожали с тех пор на 15%, а куртка на 65%. Сколько процентов от стоимости костюма составляла два года назад стоимость куртки?

Решение: 30% = 0,3, 15% = 0,15, 65% = 0,65.




Стоимость

куртки (руб.)

Стоимость

брюк (руб.)

Стоимость костюма

(руб.)

Два года назад

х

у

х + у

Сейчас

х + 0,65х = 1,65х

у + 0,15у = 1,15у

(х + у) + 0,3(х + у)


Уравнение: 1,65х + 1,15у = (х + у) + 0,3(х + у),

х = у,

у : (у + у) 100% = у:у100% = 100% = 30%.

Ответ: 30% составляла два года назад стоимость куртки от стоимости костюма.

Задача 2. Имеется два слитка сплава серебра и олова. Процентное содержание серебра в первом слитке 20%, а во втором слитке 5%. При смешении расплавов этих слитков получили 500г расплава с 12,35% - ым содержанием серебра. Сколько граммов каждого сплава было взято?

Решение: 12,35% = = , 20% = 0,2, 5% = 0,05.





Масса слитка (г)

Масса серебра (г)

I слиток

х

0,2х

II слиток

у

0,05у

Новый сплав

500

500 = 61,75

Система уравнений: х + у = 500

0,2х + 0,05у = 61,75

у = 255, х = 245.

Ответ: 245г первого сплава и 255г второго сплава было взято.

VIII.Запишите домашнее задание.

9 класс.

1. На базе отдыха после проведения санитарной обработки количество мух уменьшилось на 40%, а количество комаров на 20%. В целом количество насекомых уменьшилось на 25%. Сколько процентов от общего числа насекомых составляли до санитарной обработки комары?

2. Из ведра в бочку перелили сначала половину имевшейся в нем воды, затем 1 л и, наконец, 20% остатка. В итоге количество воды в бочке увеличилось на 10%. Сколько воды было в ведре, если бочке первоначально было 38 л воды?

11 класс.

1. Имеется три слитка латуни. Масса первого равна 5кг, масса второго 3кг и каждый из них содержит 30% меди. Если первый слиток сплавить с третьим, то получится слиток, содержащий 56% меди. Если второй слиток сплавить с третьим, то получится слиток, содержащий 60% меди. Каким будет процентное содержание меди в сплаве из трех слитков?

2. Из сосуда доверху наполненного 88%-ым раствором кислоты, отлили 2,5л жидкости и долили 2,5л 60%-го раствора этой же кислоты. После этого в сосуде получился 80%-ый раствор кислоты. Найдите вместимость сосуда в литрах.


1 Опыт работы И.Ю.Буйловой, С.Н.Новиковой по данной теме обобщен в МОУ ДО «Центр повышения квалификации» г.Череповца

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск