Скачать 46.22 Kb.
|
Урок-исследование по теме «Написание –тся и –ться в глаголах» Цели урока: вырабатывать умения и навыки выделения основных определяющих моментов в теме; формировать и развивать способности формулирования выводов, заключений и обобщений на основе уже известных знаний, познавательные и творческие способности; воспитывать бережное отношение к слову и любовь к русскому языку; расширить кругозор детей. Оборудование: отрывок из текста произведения Н.С.Лескова «Левша», распечатанный на листах формата А-4 по количеству учащихся в классе , мультимедийная презентация. План урока 1.Организационный момент. 2.Вступительное слово учителя. Постановка учебных задач. 3.Исследовательская работа учащихся с текстом и вопросами к нему. 4.Физкультминутка. 5.Выполнение практической части исследования. 6.Подведение итогов урока-исследования. 7.Рефлексия. 8.Домашнее задание. Ход урока I.Организационный момент . -Здравствуйте ,ребята! Какие вы сегодня красивые и нарядные. Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где мы узнаем много интересного и увлекательного . II.-Сегодня мы проведем исследование ,в ходе которого вам предстоит выяснить ,в каких случаях в глаголах пишется –тся,а когда -ться. Для этого предлагаю вашему вниманию отрывок из текста произведения Николая Семеновича Лескова «Левша» ,который и будет являться объектом исследования: «Всем любопытно, а никто ничего не может узнать, потому что работающие ничего не сказывают и наружу не показываются. Ходили к домику разные люди, стучались в двери под разными видами, чтобы огня или соли попросить, но три искусника ни на какой спрос не отпираются и даже чем питаются- неизвестно. Пробовали их пугать, будто по соседству дом горит, -не выскочут ли в перепуге и не объявится ли тогда ,что ими выковано, но ничто не брало этих хитрых мастеров…Платов боялся государю на глаза показаться, потому что Николай Павлович был ужасно какой замечательный и памятный- ничего не забывал» Показ слайда № 1 Вопросы и задания к тексту: 1)Найдите в тексте и выпишите в свои тетради те глаголы , в которых имеется орфограмма по теме «Написание – ться и – тся в глаголах». На какие вопросы отвечают эти слова? 2)Выясните, в каких случаях в глаголах перед –ся не пишется мягкий знак. Докажите это примерами из текста. 3)Определите, когда в глаголах перед –ся пишут мягкий знак. Подтвердите свое утверждение примерами из текста. 4)Самостоятельно сформулируйте вывод и составьте правило по теме «Написание – ться и –тся в глаголах». Приведите собственные примеры. III. Исследовательская работа учащихся с текстом и вопросами к нему. В течение 10 минут школьники занимаются исследованием текста, отвечают на вопросы и формулируют выводы. Затем проверяют свои работы. Ответы на вопросы и задания к тексту: 1)Орфограмма написание - ться и -тся в глаголах имеется в следующих словах: «не показываются» (что делают?), «не отпираются» (что делают?), «питаются» (что делают?), «не объявится» (что сделает?), «показаться» (что сделать?). 2)Если глагол отвечает на вопросы что делает?(что сделает?) или что делают?(что сделают?),то он стоит в форме третьего лица, тогда в нем мягкий знак перед – ся не пишется. Например: « не показываются», « не отпираются», «питаются», «не объявится». 3) Если глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то это глагол в неопределенной форме, поэтому в нем перед –ся пишется мягкий знак. Например : «показаться». 4)Таким образом, в глаголах ,отвечающих на вопросы что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?),пишется –тся (без мягкого знака).Например: «они сегодня весь день ругаются»(что делают?) А в глаголах ,отвечающих на вопросы что делать?(что сделать?),пишется –ться (с мягким знаком).Например: «хватить ругаться» (что делать?) Показ слайда № 2 IV.Физкультминутка. V.Выполнение практической части исследования. Учитель: «Сейчас мы потренируемся на практике правильно писать глаголы на исследуемую нами тему, оканчивающиеся на –тся и -ться . Запишем несколько русских народных пословиц .Вы должны будете объяснить правописание этих слов» Один ученик работает у доски ,комментируя написание изучаемой орфограммы, остальные школьники записывают в тетрадях русские народные пословицы: «Старая пословица недаром молвится». Молвится (что делает? 3-е лицо). «Правда суда не боится». Не боится (что делает?3-е лицо). «Волков бояться- в лес не ходить». Бояться (что делать? неопределенная форма). «Грамоте учиться- всегда пригодится. Учиться (что делать ? неопределенная форма). Пригодится (что сделает? 3-е лицо). «Дело мастера боится». Боится (что делает? 3-е лицо). «Тот никогда не ошибается, кто ничего не делает». Не ошибается (что делает? 3-е лицо). Учитель : -А теперь у нас творческая разминка. Выпишите в два столбика глаголы из загадок, которые я вам продиктую: « Стоит Егорка В красной ермолке, Кто ни пройдет - Всяк наклонится». (Земляника) Наклонится (что сделает?3-е лицо). « Стучит, Гремит, Вертится, Никого не боится, Ходит весь век, А не человек». (Часы) Вертится (что делает?3-е лицо) Не боится (что делает? 3 –е лицо) « Два братца Пошли по воду купаться».(Ведра) Купаться (что делать? неопределенная форма) « Зарыли Данилку В сырую могилку. Он полежал, полежал Да на солнышко побежал. Стоит, красуется, На него люди любуются». (Посеянное зерно) Красуется (что делает?3-е лицо). Любуются (что делают?3-е лицо). « Два братца В воду глядятся, Век не сойдутся». (Берега) Не сойдутся (что сделают?3-е лицо). Показ слайда № 3 VI.Подведение итогов урока - исследования. Учитель предлагает школьникам подвести итоги урока- исследования, сформулировав и рассказав правило по теме «Написания –ться и –тся в глаголах» проиллюстрировав и подтвердив его собственными примерами. VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. - Что нового вы узнали на уроке? -Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения? -Какую цель перед собой поставили? -Каким способом действовали? -Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию. -Какие затруднения ещё остались? Над чем можно ещё поработать? -Давайте оценим свои знания и умения. Показ слайда № 4 VIII.Домашнее задание. Показ слайда № 5 |