Скачать 50.43 Kb.
|
МОУ «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.С. Архипова с. Семеновка г. Йошкар-Олы» Урок физики по теме: Архимедова сила Дата проведения: 14.04.2010 г. Класс: 7 Учитель Сандакова Н.А. Урок изучения новой темы в форме сотрудничества. Цели: 1) Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; установить, от каких факторов она зависит; установить формулу расчета архимедовой силы. 2) Повышать интерес к изучению физики, развивать умение видеть изучаемые явления в природе, навыки проведения экспериментов, логическое мышление. 3) Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощь в группе, упорство и настойчивость при поиске ответа, развивать речь. Оборудование: сосуды с водой, с соленой водой, наборы тел равного объема и разной плотности, тел разного объема, пластилин Форма проведения: работа в микрогруппах, урок проведения экспериментов при изучении новой темы. Ход занятия:
- Вес тела в воде меньше, чем в воздухе. Почему вес тела в жидкости меньше? - Существует сила, выталкивающая тело из жидкости, т.е. направленная вверх. Верно. Сила, выталкивающая тело из жидкости, называется архимедовой в честь великого древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение. Тема нашего сегодняшнего урока: Изучение архимедовой силы. Запишите тему урока в тетради. Запишите сразу же домашнее задание. 3. Цель нашего урока: определить, от чего зависит и от чего не зависит архимедова сила, установить формулу расчета, научиться решать задачи. Повторим еще раз измерения: вес тела в воздухе 4 Н, вес того же тела в воде – 2 Н. Чему равна архимедова сила? - Чтобы найти архимедову силу, нужно из веса в воздухе, вычесть вес тела в воде. Запишем эту формулу. Как обозначить архимедову силу? Fa = P1 –P2. Изобразим эту силу на рисунке: на тело действует сила тяжести, приложенная к центру тела и направленная вертикально вниз, и архимедова сила, направленная вертикально вверх. От чего зависит или не зависит архимедова сила? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем эксперименты. 1 группа. Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры равного объема, нить. Задание: 1) Определите архимедовы силы, действующие на каждое тело. 2) Сравните плотности тел и архимедовы силы, действующие на тела. 3) Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от плотности тел. 2 группа. Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить. Задание: 1) Определите архимедову силу, действующую на каждое тело. 2) Сравните эти силы. 3) Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от объема тела. 3 группа. Оборудование: сосуд с простой водой и соленой водой, цилиндр, нить, динамометр. Задание: 1) Определите архимедовы силы, действующие на тело в простой воде и соленой воде. 2) Сравните эти силы. 3) Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от плотности жидкости. 4 группа. Оборудование: мензурка с водой, цилиндр, нить, динамометр. Задание: 1) Определите архимедовы силы, действующие на тело на глубине h1 и на глубине h2. 2) Сравните эти силы. 3) Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от глубины погружения тела. 5 группа. Оборудование: сосуд с водой, пластилин, нить, динамометр. Задание: 1) Кусочку пластилина придайте форму куба, шара, цилиндра 2) Поочередно определите архимедовы силы, действующие на пластилин определенной формы. 3) Сравните эти силы. 4) Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы формы тела. Каждая группа поочередно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы. Запишем выводы в тетради и на доске:
4. Теперь мы с вами должны установить формулу расчета архимедовой силы. Для этого все вместе проведем эксперимент. Оборудование: ведерко Архимеда, цилиндр, динамометр, нить, стакан для отлива воды. Эксперимент: Нальем в ведерко Архимеда воды до краника. Опустим цилиндр на динамометре в воду. Что произойдет с водой? - Часть воды выльется. Чему равен объем вытесненной воды? - Объем вытесненной воды равен объему тела, опущенного в воду. Рассчитаем Архимедову силу, действующую на тело: Fa = P1 –P2 = 4 Н – 2 Н = 2 Н. А теперь определим вес вытесненной воды: Pвытесненной жидкости = mg = V g = 2 Н. Объем вытесненной жидкости определим при помощи измерительного цилиндра. Сравните архимедову силу и вес вытесненной жидкости. Запишите формулу расчета архимедовой силы: Fa =g ж Vтела , Fa = Pвытесненной жидкости. 5. Обобщим изученное нами на уроке и проверим наши знания: Тестирование: 1) Вес стальной детали в воздухе равен 3 Н, а в воде 2,7 Н. Определите архимедову силу, действующую на стальную деталь. 5,7 Н 0,3 Н 3 Н 2,7 Н 2) Железный и деревянный шары равных объемов бросили в воду. Сравните архимедовы силы, действующие на шары? - На железный шар действует большая архимедова сила, так как его плотность больше. - На деревянный шар действует большая архимедова сила, так как его плотность меньше. - На железный и деревянный шары действуют одинаковые архимедовы силы. 3) Железное и деревянное тело равных масс бросили в воду. Равны ли выталкивающие силы, действующие на каждое тело? - На деревянное тело действует большая выталкивающая сила. - На железное тело действует большая выталкивающая сила. - На тела действуют равные выталкивающие силы. 4) К динамометру подвешено металлическое тело. В каком случае показания динамометра будут больше: если тело опустить в керосин или в воду? - больше в воде - больше в керосине - одинаково 5) Архимедова сила определяется формулой: Fa =g ж Vтела Fa =g тела Vтела Fa =g h Fa =m g Сделайте вывод: что такое архимедова сила и от чего она зависит? - Архимедова сила – сила, выталкивающая тело из жидкости, зависит от плотности жидкости и объема погруженного тела. Изменится ли архимедова сила, действующая на тело, если тело не полностью погружено в жидкость, а лишь наполовину? - Архимедова сила будет меньше, так как объем тела в жидкости будет меньше. 6. Решение задач: 1) С какой силой выталкивается кусок дерева массой 800 г при его полном погружении в воду? Решение задачи у доски. 7. Подведение итогов урока. Выставление отметок. |