Скачать 321.28 Kb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Нежитинская средняя общеобразовательная школа Макарьевского района Костромской области Реферат «Объективная оценка результатов учебной деятельности по физике» Выполнила учитель физики МКОУ НСШ Зайцева ЗВ с. Нежитино 2013г Оглавление: 1.Введение……………………………………………………………………стр. 3 2. Современные требования к оценке образовательных достижений учащихся. 2.1.Традиционная система……………………………………………….стр.5 2.1.1.оценка устных ответов учащихся………………………………….стр.5 2.1.2.Оценка письменных контрольных работ…………………………стр.9 2.1.3Оценка практических работ………………………………….. …… стр.9 2.1.4.Перечень ошибок …………………………………………………стр.10 2.2. Рейтинговая система оценки знаний, умений и навыков………. стр.12 2.2.1. Балльная оценка ……………………………………………….стр.13 2.2.2 Зачетная система. ………………………………………………стр.17 2.2.3.Тестовая оценка…………………………………………………стр.19 2.2.4.Портфолио ……………………………………………………....стр.20 3. Выводы…………………………………………………………………...стр.25 4. Литература………………………………………………………………стр.27 5. Приложения №1-№8…………………………………………………...стр.28 1.Введение 1.1. Ориентация образовательного процесса современной школы на личностное развитие, создание условий для самореализации и самопознания учащихся выдвигает новые требования к оценке образовательных достижений современных школьников:
Модернизация контрольно-оценочной системы не является самоцелью. Необходимо помнить о том, что контрольно-оценочная система выполняет обслуживающую функцию по отношению к содержанию и организации образовательного процесса. Она не имеет самостоятельных целей. Основные направления модернизации контрольно-оценочной системы не отменяют и не заменяют достойные традиционные формы и методы оценивания, они лишь способствуют эффективной организации многоступенчатого и многофункционального контрольно-оценочного процесса для доведения его характеристик до уровня, адекватного современным задачам модернизации образования. Вместе с тем надо избежать опасности выстраивания громоздкой конструкции, сохраняющей всю прежнюю систему оценки и добавляющей новые тесты, экзамены . Введение новых оценочных процедур должно сопровождаться разумным сокращением традиционных и приводить к созданию гибкой современной системы оценивания учебных достижений учащихся. При этом созданная система должна работать в режиме постоянной коррекции и обновления, учитывающего, с одной стороны, реальную педагогическую практику (иначе учитель будет поставлен в невыполнимые условия), а с другой, потребности общественного развития (иначе мы обречем себя на застой). В каждом образовательном учреждении целесообразно, творчески переработав накопленный опыт по оцениванию образовательных результатов, разработать целостную систему оценивания, соответствующую типу учреждения, реализуемым образовательным программам и учитывающую современные тенденции развития практики оценивания достижений учащихся:
Преподавание физики, как и других предметов, предусматривает индивидуально-тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание трех основных элементов: теоретических знаний, умений применять их при решении типовых задач и экспериментальных умений. При существующем на настоящий момент разнообразии методов обучения контрольно-оценочная деятельность учителя физики может строиться по двум основным направлениям. 2.Современные требования к оценке образовательных достижений учащихся. 2.1. Традиционная система. В этом случае по теме учащийся должен иметь
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных выше. 2.1.1.Оценка устных ответов учащихся Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Оценка 4 ставится, если ответ ученика, удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Оценка 3 ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в его ответе, имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется если требуются преобразования некоторых формул. Ученик может допустить не более одной грубой ошибки и двух недочетов; или не более одной грубой ошибки и не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или четырёх или пяти недочетов. Оценка 2 ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3. Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов. При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов физических знаний. Элементы, обозначенные * считаются обязательными результатами обучения, т.е. это те минимальные требования к ответу учащегося без выполнения которых невозможно выставление удовлетворительной оценки. Физическое явление.
Физический опыт.
Физическая величина.
Физический закон.
Физическая теория.
Прибор, механизм, машина.
Физические измерения.
2.1.2.Оценка письменных контрольных работ Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов. Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы. Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания. Для оценки контрольных и проверочных работ по решению задач удобно пользоваться обобщенной инструкцией по проверке письменных работ, которая приведена ниже. 2.1.3.Оценка практических работ Оценка 5 ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки. Чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей. Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета. Оценка 3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной её части позволяет получить правильный результат и вывод; или если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки. Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью или объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; или если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно. Оценка 1 ставится, если учащийся совсем не выполнил работу. Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности. 2.1.4.Перечень ошибок Грубые ошибки
Негрубые ошибки
Недочеты
Измерение, в отличие от оценки и оценивания, представляет собой конкретную процедуру количественного сопоставления изучаемого педагогического свойства (признака) с некоторым эталоном. Результат педагогического измерения - численная оценка степени выраженности исследуемого признака (знание темы, раздела ). Нужно учитывать, что чем больше дифференцирующее воздействие на учащихся оказывает тот или иной метод обучения, тем более дифференцирующей должна быть методика педагогического контроля, оценивающая эти достижения. Широко используемая в педагогической практике методика оценивания по пятибалльной шкале проста и привычна. Но она имеет ряд существенных недостатков:
2.2. Рейтинговая система оценки знаний, умений и навыков. |