Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 96.61 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации31.03.2014
Размер96.61 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок
Практико-ориентированный подход к изучению алгебры как средство развития творческой активности студентов колледжа.
При современных темпах развития науки и техники, в условиях бурного роста и совершенствования средств массовой информации, в эпоху высоких информационных технологий очевидна необходимость постоянной, протекающей в течение всей жизни человека, образовательной работы.

С возрастающей остротой встает задача постоянного повышения культурного уровня и производственной квалификации, систематического обновления и углубления знаний.

Для самообразования, прежде всего, характерно наличие активных познавательных потребностей и интересов. Самообразование – это неотъемлемая часть непрерывного образования, это активная познавательная деятельность, протекающая по личной инициативе человека в форме индивидуальной самостоятельной работы по овладению знаниями и в коллективных формах – работа в парах, группах; работа с консультантами.

Задача формирования у студентов готовности к непрерывному образованию настоятельно требует включения самообразования в учебный процесс. Дело здесь не в навязывании ему какой-то дополнительной, сверхпрограммной работы, а в изменении самого характера учебного процесса.

С этой целью наиболее приемлемой считаю лекционно-семинарскую систему обучения, которая призвана решать целый комплекс задач по обучению студентов алгебре по государственным стандартам повышенного уровня, всестороннему развитию индивидуальных особенностей студентов и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей, формированию навыков самостоятельной работы.

Изучение каждой большой темы по алгебре строю по следующей схеме: уроки-лекции – уроки-практикумы – уроки-семинары – уроки зачёты – контрольная работа.

Каждый из этих уроков преследует свою дидактическую цель. Так, цель урока-лекции обеспечить усвоение учащимися основных понятий темы на уровне знаний; цель урока-практикума – закрепление и коррекция знаний, умений, навыков; цель урока-семинара – обобщение и систематизация знаний; цель урока-зачёта – контроль и оценка знаний, умений, навыков.

Изучение теоретического материала предлагаю студентам укрупнёнными блоками с тем, чтобы высвободить не менее двух-трёх последовательных уроков для решения задач. Такая практика представляется оправданной. Первый из серии уроков обычно посвящается нахождению общих приёмов, алгоритмов, выделению основных типов и видов задач, решаемых с помощью изученной теории. Этот урок вместе с изученным ранее теоретическим материалом становится основной для последующих уроков-практикумов, на которых студенты проявляют больше самостоятельности, а учитель имеет возможность лучше учить их индивидуальные особенности.

Для примера приведу математическое планирование изучения одной из тем алгебры.
Тема: «Комплексные числа».


Алгебраическая форма комплексного числа (уроки-лекции)



2 ч



Уроки типовых задач



4 ч



Уроки практикумы



2 ч


Тригонометрическая форма комплексного числа (уроки-лекции)



4 ч



Уроки типовых задач



4 ч



Уроки практикумы



4 ч



Геометрическая интерпретация комплексных чисел (уроки-лекции)



2 ч



Уроки типовых задач



2 ч



Урок-практикум



2 ч



Урок-семинар


2 ч



Урок-консультация преподавателя



2 ч


Урок-зачёт



2 ч


Для непрерывного обучения и самообразования особо важное значение имеют развитие самостоятельности и творческой активности студентов и воспитание у них навыков самообучения по математике.

В психолого-педагогической литературе самостоятельность понимается как способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Самостоятельность личности тесно связана с инициативностью, независимостью, активностью, настойчивостью, самокритичностью и самоконтролем, уверенностью в себе, что немало важно для будущего учителя.

Важной чертой личности студента является познавательная самостоятельность или готовность своими силами вести целенаправленную познавательно-поисковую деятельность.

На мой взгляд, наибольшие возможности для развития у студентов навыков самообучения представляются на уроках практикумах и уроках-семинарах, где можно организовать разнообразную самостоятельную работу.

Для лучшего усвоения теоретического материала математические понятия следует формировать на основе практики, параллельно с процессом абстрагирования. Эту сложную функцию обучения можно успешно осуществить путём усиления роли практических занятий в обучении.

Структура познавательной деятельности студентов на практических занятиях по алгебре может быть охарактеризована следующим образом: учебно-практическое задание → процесс выполнения практического задания → обобщение результата в практической деятельности, т.е. абстрагирование → формулировка математических понятий → систематизация математических знаний → интерпретация полученных знаний.

По дидактическим функциям практические занятия можно разделить на обучающие, познавательные и проверочные.

Эффективность познавательной деятельности повышается при проведении обучающего практического занятия. Это вид работы для студентов является творческим.

Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому знанию. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают из вне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих студентов.

Например, при изучении темы «Связь решений неоднородной и приведённой системы линейных уравнений» предлагаю студентам решить данную неоднородную систему и приведённую для неё систему. Затем предлагаю найти сумму любого решения неоднородной системы и решения приведённой системы и проверить, что полученная сумма будет снова решением системы неоднородной.

Так же на практике они проверяют, что разность любых двух решений неоднородной системы является решением приведённой системы. Выполнив эти задания, студенты сами смогли сформулировать «связь между решениями неоднородной и приведённой систем линейных уравнений». Проверочные практические занятия проводятся в тех случаях, когда нужно определить уровень знаний учащихся и закрепить теоретические знания.

По мере возможности стараюсь организовать на занятиях практическую деятельность, в этом случае практическое занятие является познавательным.

При изучении темы «Решение систем линейных уравнений методом Гаусса». Предлагаю студентам определить вид системы в зависимости от ранга матрицы, расширенного ранга, соотношение количества строк и количества неизвестных. Исследования проводят по группе. После чего делаем вывод о совместном или несовместности системы, её определённости или неопределённости.

Групповая, парная формы работы позволяют организовать диалоговое обучение.

Наблюдая в учебном процессе работу студентов можно заметить, что они стараются работать группами, совещаются друг с другом. Это объясняется тем, что они испытывают потребность в общении. Работая в группах, они на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимоконтроля.

Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывают чувство коллективной ответственности за результат совместной работы.

Групповая форма организации работы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования.

К групповым формам работы относится парная работа. Особенностью парной работы является то, что, работая за одной партой, студенты дают взаимную оценку действиям друг друга, вольно или невольно проявляют интерес к тому, как реализуются учебные задачи соседом по парте. Студенту, как правило, небезразлично как решается товарищем по парте пример, задача, какие получены ответы.

Работу в парах применяю не только на этапе различных упражнений, но и с целью взаимоопроса, в результате чего повышается речевая и мыслительная активность каждого обучающегося. Каждый студент получает возможность на таких уроках говорить, отвечать, объяснять, доказывать, проверять, оценивать, корректировать ошибки в момент их возникновения, воспринимать содержание речи партнера, отвечать на вопросы и задавать их.

По некоторым темам сама предлагаю список вопросов для взаимоопроса, по другим же темам предлагаю студентам самим составить вопросы для взаимоопроса, что способствует развитию у студентов умений выделять главное, анализировать, ставить грамотно вопросы. Эти умения очень важны для будущего учителя. Такая форма работы способствует лучшему усвоению учебного материала, а так же решаются и другие педагогические проблемы:

стимулируется познавательная деятельность;

ликвидируются пробелы в знаниях учащихся;

снимается стрессовое состояние перед опросом.

Развитию навыков самообразования способствуют не только формы организации учебного процесса, но и содержание предлагаемого учебного материала.

Необходимо включать в задания для самостоятельной работы вопросы, последовательно приобщающих учащихся к самообразовательной деятельности. Вначале это может быть предложение отыскать иные варианты решения задач. Так, например, при изучении темы «Решение систем линейных уравнений» сначала сама предлагаю разным группам посчитать определители по-разному: по формуле, путём разложения его по элементам строки, путем приведения его к треугольному виду. Затем студенты уже сами выбирают различные способы вычисления определителей.

Большое значение в организации практической работы на уроке имеет постановка перед учащимися вопросов, носящих проблемный характер, побуждающих учащихся мыслить, самостоятельно применять ранее полученные знания. Так, например, после изучения тем «процесс ортогонализации и процесс нормирования векторов, студентам предлагается задание: проортонормировать систему векторов. С этим заданием предлагается справиться самостоятельно.

Первая реакция у некоторых студентов: «мы такого не решали». Тогда им предлагается вспомнить две ранее изученные темы, соединить их в одном задании и составить алгоритм ортонормирования системы векторов.

Таким образом, включение практических заданий в учебный процесс предусматривает последовательное обучение всех учащихся определенным видам и приёмам самостоятельной работы с нарастающей степенью самостоятельности, как на уроках, так и при организации домашней работы.

Результативность лекционо-семинарской системы обучения проверяется при проведения зачётных уроков. Важность зачётов состоит не только в том, что они позволяют контролировать усвоение учащимися нового материала, причем не в виде набора отдельных фактов, а как цельной системы, но они являются и обучающим мероприятием. Зачёты дают возможность организовать сравнительно длинную самостоятельную работу. Зачётная система успешно выполняет функцию активизации учащихся. Зачёт состоит из нескольких этапов: 1) опрос, в ходе которого проверяется усвоение студентами основных теоретических положений темы (определений, понятий, теорем); 2) тестирование или математический диктант, целью которого является проверка усвоения основных формул и алгоритмов по данной теме; 3) индивидуальная самостоятельная работа – проверяются умения и навыки решения задач.

Программа зачёта объявляется за 7-10 дней до его проведения. Это помогает студентам планировать свое время, побуждает их более ответственно относиться к работе.

В качестве одной из форм диагностики усвоения знаний применяю тесты. Задания, включенные в тесты менее трудоёмки, но не менее трудны, чем задания традиционных проверочных работ. Каждый студент имеет возможность улучшить свой результат, повторно пройдя тестовое испытание.

Тесты – это система специальных заданий, организованных так, чтобы проверить, что именно из программы усвоил студент и насколько глубоко. Тесты являются удобным тренажером для тренировки в самых разнообразных учебных действиях.

Подведя, итог всему сказанному, хочу отметить, что воспитать и обучить творческую личность можно лишь в том случае, если педагог так организует собственную деятельность учащихся, что она включает в себя процесс поиска, открытия новых фактов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск