Скачать 76.54 Kb.
|
Тема: Как образуется повелительное наклонение глагола Цель урока: научить учеников образовывать глаголы повелительного наклонения в единственном и множественном числе. Задачи урока: 1. Образовательные: - познакомить учеников с образованием глаголов повелительного наклонения; - обеспечить в ходе урока закрепление знаний учащихся о глаголах в форме изъявительного, сослагательного, повелительного наклонений; - познакомить учащихся с правописанием мягкого знака в глаголах повелительного наклонения; - повторить понятие этикетные формулы речи; - повторить знаки препинания при обращении. 2. Развивающие: - рассказать ученикам о ярмарке, её традициях; - обогатить словарный запас; -развивать речь при составлении устного рассказа; - развивать творческие способности учеников. 3. Воспитательные - продолжить работу по воспитанию любви к родному языку; - воспитывать интерес к родной культуре, её обычаям. Тип урока: объяснение нового материала Оборудование: мультимедийная презентация (приложение 1), индивидуальные листы с заданием (приложение 2), Толковый словарь В.И. Даля, ленты синего и красного цвета, кукла, разнос, бублики, древо знаний. ХОД УРОКА 1. Сообщение темы, цели и задач урока «Приглашение на ярмарку» (слайд 1) Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Хочу задать вам необычный для начала урока вопрос – Чем вы занимались в эти выходные? (звучат ответы детей) - А кто-нибудь был на площади? Угощался блинами? Провожал зиму? (ответы) Знаете ли вы, что в давние времена на Руси зиму тоже провожали широко и весело, а масленичные гуляния сопровождались ярмарками. Ребята, а вы знаете лексическое значение слова ЯРМАРКА? Ребенок читает словарную статью из Толкового словаря В.И. Даля: ЯРМАРКА - ж. ярмонка, немецк. большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями; в Малороссии большой сельский базар; бывают ярмарки общие, на всякий товар, есть и частные.(слайд 2) Слово учителя: Оказывается оно пришло из немецкого языка, состоит из двух частей «яр»- означает «год» и « маркет»- «торг», «рынок». Что же получилось? Ежегодный торг, базар. Ярмарки в России проводились в разное время года. Самая многолюдная ярмарка России была близ Нижнего Новгорода. Многоголосая, пёстрая ярмарка встречала гостей криками зазывал, спорами торгующих, музыкой и песнями цыганских хоров. Крутились карусели, а в балаганах с яркими вывесками выступали артисты. Чтобы люди подходили к лавкам, купцы, приезжающие из разных городов, по-особому зазывали, или закликали, народ. (слайд3) Эпиграф нашего сегодняшнего урока: « Заходи, зашевелись, загуди, ярмарка!» ( слайд 4) Дорогие ребята, приглашаю вас со мной на ярмарку! Ярмарка огневая, яркая! Ярмарка плясовая, жаркая! Смотри налево – лавки с товаром! Шагайте направо – веселье даром! Брось рублик – получи бублик! Ребята, глаголами какого наклонения я пригласила вас сейчас на ярмарку? Учащиеся: С помощью глаголов повелительного наклонения. Учитель: А что означает повелительное наклонение глагола? Учащиеся: Что действие просят или приказывают выполнить. У: А какие ещё наклонения глагола вы знаете? Что они означают? Учащиеся: Изъявительное и сослагательное Объявление темы урока Слово учителя: Верно! А тема нашего сегодняшнего урока - Как образуется повелительное наклонение глагола. (дети записывают) . Записываем число, классная работа, тема урока.(слайд 5) Постановка цели Целью нашего урока выяснить, каким образом глаголы из инфинитива превращаются в глаголы повелительного наклонения 2. Объяснение нового материала Давайте посмотрим, как данные глаголы превратились в глаголы именно повелительного наклонения: (слайд 6) Смотреть – смотрят (наст. время глагола) - смотри (ед.ч.)-смотрите (мн.ч) Шагнуть – шагают (наст. время глагола) - шагай (ед.ч) - шагайте (мн.ч.) Бросать – бросают(наст. время глагола) - брось (ед.ч) – бросьте (мн.ч.) Получать – получают(наст. время глагола) - получай (ед.ч.) – получайте (мн.ч) Как образовались эти глаголы в повелительном наклонении? Учащиеся: Глагол «смотри» при помощи основы глагола настоящего времени , суффикса И и нулевого окончания. Глагол «шагайте» образован при помощи основы глагола настоящего времени , суффикса И и окончания ТЕ, глагол «получай» при помощи основы глагола настоящего времени, суффикса Й и нулевого окончания, а глагол «брось» также при помощи основы глагола настоящего времени и только нулевого окончания. Учитель: Всё верно, давайте проверим себя по учебнику. Прочитаем определение: Форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего времени с помощью суффикса И или без суффикса. Нулевое окончание – показатель формы единственного числа, а окончание ТЕ – множественного числа. 3. Закрепление нового материала А теперь попробуем самостоятельно образовать формы повелительного наклонения единственного и множественного числа от следующих глаголов – жить, читать, везти.. Первый пример вместе со мной, остальные самостоятельно. Заходить – заходят – заходи - заходите Учитель выслушивает ответы, производится проверка.(слайд 7) Жить – живут – живи, живите Читать – читают – читай, читайте Везти – везут – вези, везите 4. Физкультминутка (слайд 8) Учитель: Мы поработали, теперь давайте немного отдохнём. Рядом с вами лежат разноцветные ленты, красные и синие. Встаньте, возьмите в правую руку красную ленту, в левую – синюю. Сейчас мы устроим ярмарочный перепляс. Ребята, я читаю вам сейчас глаголы, если глагол в форме изъявительного наклонения вы машете красной лентой, высоко поднимая руку, если сослагательного – синей, ну а если перед нами повелительное наклонение – дружно приседаем: Смотрю, купил бы, иди, говорим, просим, танцуйте, веселитесь, люблю, привезла бы, ушла бы, похожу, посмотрю, купи, цени и с ярмарки уйди. Молодцы! Весёлый получился ярмарочный пляс! 5. Задание на развитие речи Учитель: Но первое место на ярмарке занимает не развлечение, а, конечно, торговля! Каждый торговец знает, что привлечь покупателя можно вежливостью и доброжелательностью. И покупатель, чтобы сбросить цену тоже должен быть любезен и обходителен с продавцом. Сейчас, ребята, мы будем работать в парах. Один из вас будет продавцом, а другой – покупателем. Задача продавца – вежливо продать свой товар, используя глаголы повелительного наклонения. 1-ый вариант будет предлагать товар, 2-ой покупать. Первый ряд продаёт бублики, второй – разнос, третий – куклу! Ребята, давайте вспомним, что нужно знать для того, чтобы быть вежливым? Учащиеся: Этикетные формулы речи Учитель: верно, а какие речевые формулы вы знаете? Учащиеся: приветствие, прощание и т.д. Учитель:обратите внимание на слайд, здесь даны подсказки, эти формулы вы можете использовать в своём выступлении : (слайд 9): Будьте добры……, если вам нетрудно……, если Вас не затруднит……, сделайте одолжение……, не откажите в любезности……, заходите, пожалуйста……. 6. Выборочно - распределительный диктант. Учитель: Вот мы подошли к торговым рядам. Чего здесь только не продают! Свистульки филимоновские, кружева вологодские, игрушку хохломскую и гжельскую, пряники тульские! (слайд 10 ) Сейчас мы посмотрим, справятся ли наши покупатели с коробейниками и барышниками, хорошего ли товару купят. (слайд 11) - Кстати, а кто такие коробейники и барышники? (Работа с толковым словарём: коробейники - мелкий торговцы, разносчики, торговавшие по деревням разными товарами, необходимыми в крестьянском быту; барышники - люди, занимающиеся перепродажей ради прибыли) Попробуйте из закличек и выкриков торговцев выписать глаголы в форме повелительного наклонения и обозначьте у них суффиксы (если есть) и окончания: 1 вариант - в форме множественного числа, 2 вариант - в форме единственного числа. (слайды 12) Вы поверьте мне, друзья: Без обману здесь нельзя. Бросьте, не спорьте, покупайте, Время даром не теряйте! Не держи язык за зубами, Покупай пироги с грибами. Уж потешь меня, дружок, Скушай этот пирожок! Становитесь в ряд, Забирайте всё подряд! Люди, подходите-ка! Платки поглядите-ка! Мои куклы разбирай-ка! Детям радость доставляй-ка! Сами мы - рязанские! Сельди - астраханские! Налетай - покупай, Выбирай – забирай Учитель: Ребята, обратите внимание на написание глаголов первой заклички, какая особенность в них наблюдается? Поверьте, бросьте, не спорьте, потешь, становитесь, намажься. В глаголах повелительного наклонения после согласных пишется Ь знак. Он сохраняется и во множественном числе перед те , а также перед ся. Исключение. От глагола лечь повелительное наклонение ляг, лягте. (слайд 13) 7. Творческое задание Учитель: Используя глаголы повелительного наклонения, сочинить свою закличку. Наверняка, в своей закличке вы будите к кому-то обращаться. Давайте вспомним, как выделяется на письме обращение? Ученики: обращение на письме выделяется запятыми с двух сторон. Учитель составляет закличку вместе с учениками и озвучивает её. 8. Задание на дом: §80, упр 617, 618 9. Рефлексия Перед вами древо знаний, как видите, оно совсем голое, вам предстоит одеть его. Если вы получили на уроке знания и урок вам понравился, то привяжите красную ленточку, если так не считаете, то синюю. (слайд 14) |