МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Презентация: «SMART Notebook 10»
Интерактивные доски: Inter Write, Smart Board, Team Board
Автор: Самохина Елена Анатольевна, учитель начальных классов
Образовательное учреждение: МОУ СОШ с. Осиновая Речка Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Предмет, класс, в котором используется продукт: Русский язык 4 класс.
Авторы учебника, учебно-методического комплекса: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева
Тема урока: «Мягкий знак после шипящих на конце существительных»
Тип урока: Открытие и закрепление новых знаний, урок – путешествие по сказкам
Цель урока: Вывести новое орфографическое правило
Задачи урока:
Подвести учащихся к самостоятельному формулированию проблемного вопроса.
В результате наблюдения и выделения общих и отличительных признаков имен существительных, подвести учащихся к выводу об особенностях употребления мягкого знака после шипящих на конце существительных мужского и женского рода
В процессе исследования раскрыть понятие о том, что наряду с основными функциями Ь может также указывать на его форму – это имя существительное женского рода.
Составить алгоритм и самостоятельно вывести новое орфографическое правило.
Совершенствовать умение применять на практике новое орфографическое правило.
Оборудование и материалы для урока: проектор, интерактивная доска, презентация Smart Notebook 10,
Цель использования презентации на занятии:
улучшение наглядности изучаемого материала;
увеличение количества предлагаемой информации;
уменьшение времени подачи материала;
оперативность проверки;
повышение учебной мотивации;
совершенствование навыков работы на интерактивной доске;
возможность использования интерактивных средств программы Smart Notebook 10,
Использованные интерактивные средства программного обеспечения SMART Notebook 10:
интерактивное средство (Notebook 10) - открытие и затенение ячеек, улита множественного клонирования;
интерактивное средство (Notebook 10) - анимация объектов – появление, исчезновение, полет наружу;
интерактивное средство (Notebook 10) - перемещение объектов на нужную позицию;
интерактивное средство (Notebook 10) - интерактивные воздушные шарики
интерактивное средство (Notebook 10) - интерактивные квадратики, полоски, водоворот;
интерактивное средство (Notebook 10) - интерактивные столбики;
интерактивное средство (Notebook 10) -использование ЦОР;
интерактивное средство (Notebook 10) -использование интерактивной физкультминутки;
интерактивное средство (Notebook 10) - использование картинок из галереи;
интерактивное средство (Notebook 10) -использование звука;
интерактивное средство (Notebook 10) - использование ссылок.
КОНСПЕКТ УРОКА
|
Этапы урока
| Содержание урока
|
I. Организационный этап.
Цель:
Настроить учащихся на активную работу;
Сообщить задачи урока; Вызвать интерес к предстоящей работе. SMART Notebook 10
Демонстрация слайда для связи сценария
|
-Сегодня у нас в гостях герой русской народной сказки Колобок. Мы отправимся вместе с ним в путешествие, чтобы открыть новые знания и вывести новое орфографическое правило
Давайте вспомним начало сказки (дети рассказывают начало)
СЛАЙД №2
|
III. Повторение
Цель:
Повторить знание парных
и мягких шипящих букв SMART Notebook 10
Использование ячеек - затенение и открытие
| СЛАЙД№3 ДО ПОСЛЕ
-Покатился колобок, а на его пути стоит теремок. Терем-теремок, кто в тереме живёт? Догадайтесь, ребята (ученики называют шипящие, учитель открывает ячейки)
|
IV. Минутка чистописания
Цель:
Совершенствовать навык каллиграфического письма строчных шипящих букв Ш,Щ,Ч,Ж SMART Notebook 10
Используется ЦОР Каллиграфия №187609
| СЛАЙД№4 ДО ПОСЛЕ
-Давайте вспомним правильное написание строчных шипящих букв. Н
еобходимо нажать на нужную букву и начнется демонстрация написания буквы
|
V. Повторение
Цель:
Проверить умение различать род имён существительных. Акцентировать внимание на окончания существительн.
Повторить роль мягкого знака на конце слов SMART Notebook 10
Использование интерактивного средства, где запрограммированы имена существительные мужского и женского рода с Ь на конце
| С
ЛАЙД№5 ДО ПОСЛЕ
Колобок отправился в путь и оказался в гостях у пчёлок. Помогите им наполнить соты мёдом.
- Распределите имена существительные по уликам. Перетяните слово в нужный круг. Если слово исчезло, значит вы не ошиблись, если слово вернулось, значит исправьте ошибку.
-Какого рода все существительные? Что общего в этих существительных? Для чего служит мягкий знак в этих словах?
|
VI. Проблемная задача
Цель:
Понаблюдать над именами существительными, найти
сходство
Сформулировать проблемный вопрос SMART Notebook 10
Использование анимации – появление предметов
| С
ЛАЙД№6 ДО ПОСЛЕ
- Отправляемся в путь. Мы в гостях у Незнайки. Он написал на доске несколько слов. Что общего во всех этих словах? (все слова-имена существительные с шипящей на конце )(нажать на зелёную кнопку)
-Что вы ему хотите сказать? Правильно ли написаны слова? (Некоторые ученики говорят, что на конце сущ. нужен мягкий знак, другие говорят, что не нужен)
-Какой возникает вопрос? (Нужен ль Ь на конце существительных после шипящих?)
-Какая книга поможет нам проверить написание этих слов?
|
VII. Решение проблемной задачи
Цель:
Продолжить наблюдение над существительными (различие)
Разрешить проблемный вопрос SMART Notebook 10
Движение предметов.
Использование ячеек - затенение и открытие.
| С ЛАЙД№7 ДО ПОСЛЕ
-Переместите существительные в орфографический словарь (передвинуть слова на изображение книги)
- Что вы наблюдаете? (слова в 1 столбике имеют Ь, слова во2 столбике не имеют Ь)
-Чем отличаются существительные первого столбика от существительных второго столбика? (существительные в 1 столбике женского рода, существительные 2 столбика- мужского рода ( открытие ячеек)
-Ответьте на проблемный вопрос «Нужен ли мягкий знак на конце существительных после шипящих?» и сделайте вывод
ВЫВОД: Если существительное с шипящей на конце Ж.Р.- мягкий знак пишется, если М.Р. – мягкий знак не пишется
|
VIII. Формулирование нового орфографического правила
Цель:
Сформулировать новое орфографическое правило так, как оно записано в учебнике.
Составить алгоритм. SMART Notebook 10
Использование интерактивных квадратов. При нажатии на квадраты, они переворачиваются
| С
ЛАЙД№8 ДО ПОСЛЕ
-Давайте сформулируем новое орфографическое правило так, как оно записано в учебнике
-Какая буква нас сегодня очень интересует? (открытие верхнего квадрата- нажать на него)
-После каких букв? в какой части речи? (открытие второго квадрата- нажать на него)
-Какого рода? (открытие квадратов РОД)
-Логически додумайте, что спрятано в нижних квадратах.
-Воспроизведение правила по схеме
|
IX. Физкультминутка
Цель:
Снять динамическую усталость, восстановить работоспособность. SMART Notebook 10
Использовании интерактивной
флеш - анимации
|
СЛАЙД№9
Дети под музыку выполняют танцевальные движения.
|
X . Выбор темы урока
Цель:
Выбрать тему урока
из предложенных SMART Notebook 10
Использование интерактивных полосок, на которых запрограммированы
три темы урока
|
СЛАЙД№10 ДО ПОСЛЕ
-Помогите Незнайке определить тему урока (из трёх предложенных тем ученики выбирают нужную)
Проверка (Нажать на нужную тему и она откроется со словами МОЛОДЕЦ, ПРАВИЛЬНО)
|
XI. Роль мягкого знака
Цель:
Обобщить знания о роли мягкого знака в написании слов:
Ь - показатель мягкости
Ь - разделительный
Ь после шипящих на конце существительных женского рода SMART Notebook 10
Использование интерактивного средства, где запрограммированы 3 вида имён существительных с Ь
| СЛАЙД№11 СЛАЙД№12
Покатился Колобок дальше и очутился в гостях у Чиполлино. Он рассказал Колобку, что в этом доме собираются жить слова с мягким знаком. Помогите распределить эти слова в нужные комнаты.
|
СЛАЙД№12
-Какую роль выполняет мягкий знак в этих трёх случаях?
|
XII. Практикум по самосто-
ятельному применению и использованию полученных знаний.
Цель:
Закрепить умение применять на практике новое орфографическое правило. SMART Notebook 10
Использование ссылок.
Использование звука.
|
СЛАЙД №13 ССЫЛКА СЛАЙД№17
Колобок покатился дальше и попал в лесную школу. Мальвина учит Буратино грамоте. Нужно из пары слов выбрать одно с правильным написанием и нажать на него. (Если выбор будет правильным – появится Смайлик-Молодец. Нажав ему на носик, он скажет: «Поздравляю тебя». Если нажать на Смайлик-то вернёмся к Мальвине. Если выбор неверный, появится Смайлик - Неверно, нажав ему на носик, он скажет: «Неправильно», нажав на смайлик -вернёмся к Мальвине). ССЫЛКА СЛАЙД№18
|
Цель:
Учить применять знания для решения практических и проблемных задач. SMART Notebook 10
Использование интерактивных квадратиков при нажатии они становятся прозрачными, после этого высвечиваются скрытые буквы
| С
ЛАЙД №14 ДО ПОСЛЕ
-Катился Колобок и увидел Красную шапочку, которая отправилась в гости к бабушке. Чтобы девочка не встретила по дороге волка, нужно выполнить задание - списать текст без ошибок. Для проверки достаточно нажать на синие окна и буквы откроются.
|
Цель:
Учить применять знания для решения практических и проблемных задач. SMART Notebook 10
Использование интерактивных воздушных шариков, при нажатии на них, они лопаются со звуком
| С
ЛАЙД №15 ДО ПОСЛЕ
Покатился Колобок дальше и встретил Вини - Пуха и Пятачка. Они отправились к пчёлам за мёдом, но взяли лишние шары. Догадайтесь, какие? Почему они лишние? Нажмите на них. (На некоторых шарах написаны слова с ошибками. Нажав на шары, они начинают лопаться)
|
Цель: Закрепить умение применять на практике новое орфографическое правило SMART Notebook 10
Использование анимации – исчезновение предметов
| С
ЛАЙД №16 ДО ПОСЛЕ
Очутился колобок в гостях у Звездочёта. Звездочёт умеет зажигать и гасить звёзды на небе. За звёздами спрятались слова, догадайтесь какие. Запишите их в тетрадь. Проверьте, написание слов, нажав на звёзды.
|
XIII. Рефлексия
Цель: Подвести итог урока.
Нацелить на работу на следующем уроке
| Наступает ночь. Своё путешествие вместе с Колобком мы продолжим завтра.
А пока подведём небольшие итоги нашего урока
- Что нового узнали?
-Какое новое правило вывели?
-Что больше всего запомнилось?
-Что понравилось?
-Что не понравилось?
-Какое настроение вызвал урок?
-Какую оценку вы поставили бы себе за урок? Почему? Завтра на уроке русского языка мы продолжим своё путешествие вместе с Колобком по станицам сказок и закрепим новое орфографическое правило, с которым познакомились сегодня.
(Продолжение следует)
|