Скачать 75.26 Kb.
|
Тема: Страна геометрических фигур. Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся об углах и треугольниках в рамках творческой мастерской Задачи: Сформировать и закрепить знания учащихся о данных геометрических фигурах; изготовить интеллектуальную карту; Развивать умение работать в группе; умение описывать, сравнивать, обосновывать; оценивать себя и свои знания; Воспитывать уважительное отношение друг к другу, интерес и любовь к предмету. Оборудование: интерактивная доска, 2 листа ватмана, листы цветной бумаги, фломастеры, клей, скотч, ножницы, файлы с заданиями, два чистых стенда, листы со словами «угол» и «треугольник», карточки. Вид урока: творческая мастерская. Подготовка учащихся к уроку. 1. Учащимся накануне зачитываются и поясняются принципы и правила ведения мастерской. 2. Школьникам предлагается повторить пройденный материал, связанный с углами и треугольниками. Ход урока. I. Индукция (наведение) Слайд 1
поэзии. А.С.Пушкин (1799-1837) Учитель обращается к ребята с вопросами: - Ребята, чей портрет вы видите? (Пушкина) - Кто это? (Великий русский поэт и писатель) - В каком веке он жил? ( в XVIII) - Как вы думаете, почему на уроке геометрии мы говорим о поэте? - Прочитайте слова Пушкина, записанные на доске. Поэт говорит о вдохновении. Вдохновение – значит, творчество. Поэтому мы сегодня проводим урок в рамках творческой мастерской. На столе лежат листки бумаги с вопросами по теме или с незаконченными предложениями (приложение 1). Каждому ученику предлагается выбрать любой из этих листов (очевидно, что выбор падёт на тот вопрос, на который ученик знает ответ). Каждый учащийся складывает из этого листка самолетик. Встав в круг, все одновременно по команде учителя запускают самолетики. Затем поднимают самолетики, упавшие рядом и снова запускают их в полет (2-3 раза). Учащиеся подбирают упавшие рядом самолетики, раскрывают их, читают задание на листке и распределяются на две команды (1 –вопросы, связанные с углом, 2 - с треугольником). Каждый учащийся сохраняет самолетик до конца урока. II. Работа с материалом Деконструкция Учитель раздает командам файлы ч заданиям (приложение 2). Все содержимое файла необходимо разделить на 2 части: 1- слова, 2- определения. Реконструкция Из предложенных терминов надо выбрать те, которые имеют отношение к теме «Углы» или «Треугольник». Социализация Команды зачитывают выбранные слова вслух. Реконструкция Из предлагаемых определений подберите определения, соответствующие выбранным словам из предыдущего задания. Будьте внимательны! Некоторые определения заменены, поэтому, чтобы выполнить это задание правильно, необходимо найти и попросить свое определение у другой команды. Терминами меняться нельзя. Социализация Взаимодействие учащихся с другими командами. Взаимопомощь. Реконструкция К каждому определению попробуй те изобразить схему, рисунок. Приклейте на ватман слова, определения и рисунки в логической последовательности. Подготовьте небольшой рассказ о своей фигуре. Афиширование. Команды вывешивают свои работы на стенде. Учащиеся рассказывают о фигуре, изображенной на ватмане. III. Разрыв. Ответьте вслух на вопрос, который записан на вашем самолетике (при выполнении этого задания можно пользоваться литературой). Можно попросить помощи у товарищей. Социализация Работа в команде. Афиширование. Каждый участник команды проговаривает ответ на свой вопрос вслух. IV. Рефлексия. Ответь те на вопросы.
Уходя, прикрепите на доску бумажный цветок того цвета, который соответствует вашему состоянию. V. Домашнее задание. Прочитать п. 33 учебника. Определить к какой теме «Угол» или «Треугольник» он относится? В конце урока звучит стихотворение, посвященное геометрии вокруг нас. «Математика во всём»,-нам твердят. Многие не верят, спорить норовят: «Математика от нас далеко… Жить на свете без неё так легко!...» Но пойдёт однажды вечером дождь. Подойдёшь ты к окну и поймёшь: Всё на свете, что видишь, давно Математикой отражено. Ты вглядись: от фонаря свет Векторами разлетается. Нет? Точки капель, окружности луж – Неужели ты не видишь? Ну ж… Окошек плоскости отрезками полны… И вечна траектория Луны… А по параболе летит метеорит. Через мгновенье в атмосфере он сгорит... Многоугольники, квадраты и круги… Пространства-времени неслышные шаги.. Всё движется и мчится, всё улетает вдаль. А кто не видит этого… того нам просто жаль. Приложение 1.
Приложение 2. УГОЛ Углом называется фигура, которая состоит из точки – вершины угла – и двух различных полупрямых, исходящих из этой точки, сторон угла. АКСИОМА ОБ ИЗМЕРЕНИИ УГЛОВ Каждый угол имеет определённую градусную меру, большую нуля. Развёрнутый угол равен 180°. Градусная мера угла равна сумме градусных мер углов, на которые он разбивается любым лучом, проходящим между его сторонами. АКСИОМА ОТКЛАДЫВАНИЯ УГЛОВ РАВНЫЕ УГЛЫ От любой полупрямой в заданную полуплоскость можно отложить угол с заданной градусной мерой, меньшей 180°, и только один. Два угла называются равными, если они имеют одинаковую угловую меру в градусах. ВИДЫ УГЛОВ И ИХ СВОЙСТВА СМЕЖНЫЕ УГЛЫ Два угла называются смежными, если у них одна сторона общая, а другие стороны этих углов являются дополнительными полупрямыми. Сумма смежных углов равна 180°. ВЕРТИКАЛЬНЫЕ УГЛЫ Два угла называются вертикальными, если стороны одного угла являются дополнительными полупрямыми сторон другого. Вертикальные углы равны. ПРЯМОЙ УГОЛ ОСТРЫЙ УГОЛ ТУПОЙ УГОЛ Прямым углом называется угол, равный 90°. Острым углом называется угол, меньший 90°. Тупым углом называется угол, больший 90° и меньший 180°. Если две параллельные прямые пересечены третьей прямой, то внутренние накрест лежащие углы равны, соответственные углы равны, а сумма внутренних односторонних углов равна 180°. СВОЙСТВА УГЛОВ, ОБРАЗОВАННЫХ ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ ПРЯМЫМИ И СЕКУЩЕЙ ТРЕУГОЛЬНИК РАВНЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ Треугольником называется фигура, которая состоит из трёх точек, не лежащих на одной прямой, и трёх отрезков, попарно соединяющих эти точки. Треугольники называются равными, если у них соответствующие стороны равны и соответствующие углы равны. АКСИОМА О СУЩЕСТВОВАНИИ ТРЕУГОЛЬНИКА, РАВНОГО ДАННОМУ Каков бы ни был треугольник, существует равный ему треугольник в заданном расположении относительно данной полупрямой. 1 признак равенства треугольников. ПРИЗНАКИ РАВЕНСТВА ТРЕУГОЛЬНИКОВ Если две стороны и угол между ними одного треугольника равны соответственно двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны. 2 признак равенства треугольников. Если сторона и прилежащие к ней углы одного треугольника равны соответственно стороне и прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны. 3 признак равенства треугольников. Если три стороны одного треугольника равны соответственно трём сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны. Треугольник называется равнобедренным, если у него две стороны равны. В равнобедренном треугольнике углы при основании равны. Треугольник называется равносторонним, если у него все стороны равны. В равностороннем треугольнике все углы равны. Сумма углов в треугольнике равна РАВНОБЕДРЕННЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК РАВНОСТОРОННИЙ ТРЕУГОЛЬНИК |