Скачать 67.22 Kb.
|
Урок обобщения в 10 классе "Основы молекулярно-кинетической теории" Автор: Ковригина Валентина Филипповна Цели урока: Образовательная: создать условия для повторения и систематизации знаний по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»; Воспитывающая: подвести учащихся к пониманию важнейших элементов теории познания и тем самым формированию у них современного метода научного познания. Развивающая: совершенствование навыков учащихся работы с учебником ( вдумываться в его текст, систематизировать изложенную в разных местах информацию, анализировать её, делать выводы); совершенствование навыков исследовательской деятельности. Методическое обоснование и подготовка к уроку: Анализ содержания учебника по данной теме показывает, что в ней имеется материал, систематизация и обобщение которого может подвести к важным выводам по теории познания. Метод обучения: метод учебного исследования. На предшествующем уроке все учащиеся получают задание: начертить в тетрадях две таблицы (1 и 2); В первой из них предусмотреть для заполнения 3 строки, во второй- 5. Группе учащихся даётся опережающее задание: « Найти информацию, подготовить сообщение (с презентацией) на 4-5 минут по темам: 1)«Развитие взглядов на природу теплоты» (выделить значение экспериментов для утверждения МКТ для теплоты); 2) «Газ- амортизатор», 3)«Газ - рабочее тело двигателей», (выяснить какие свойства газа вытекают из его теории (уравнения состояния идеального газа) и где эти свойства используются); Таблица 1. Основные этапы изучения броуновского движения. год Учёный Какая работа им выполнена Таблица 2. Газовые законы Закон границы применения название дата открытия кем открыт формула график условия выполнения Ход урока: 1 этап - создание проблемной ситуации и постановка задачи урока: Занятие начинается с постановки вопроса: «Нельзя ли из изученных фактов по истории молекулярной физики и установления газовых законов выявить общие закономерности процесса познания природы?» В ходе высказывания и обсуждения мнений учащихся, приходим к выводу: Чтобы разрешить эту проблему необходимо выявить основные этапы изучения молекулярно-кинетической теории. 2 этап – фронтальная работа с текстом учебника. Задание 1: «Перечитать § 60, 61 , в ыделить основные этапы изучения броуновского движения и занести полученную информацию в таблицу 1. Проанализируйте содержание таблицы и сделайте вывод». На работу даётся 5 минут. Заполненная таблица имеет вид Основные этапы изучения броуновского движения. год Учёный Какая работа им выполнена 1827 Р.Броун Впервые наблюдал явление. 1905 А.Эйнштейн Создал МКТ явления. 1906- 1913 Ж.Перрен Экспериментально подтвердил теорию. Заслушав ответы учащихся, обобщив их, схематично записываем в тетради под первой таблицей этапы, которые проходит человек, изучая природу: Наблюдение, опыт построение теории экспериментальная проверка 3 этап – презентация сообщений. А) « Развитие взглядов на природу теплоты». Задание 2: «В ходе прослушивания запишите кратко информацию о тех опытах, которые подорвали теорию теплорода. Сделайте вывод о том, как развивался в этом случае процесс познания». Выслушав ответы учащихся, делаем заключение: Здесь, как и в случае с броуновским движением, практика выступает в качестве критерия истины, т.е. используется для выяснения, верна ли теория. Схематично записываем: теория экспериментальная проверка. Б) «Газ- амортизатор», «Газ - рабочее тело двигателей». Задание 3: «В ходе прослушивания выяснить, какие свойства газа вытекают из его теории (уравнения состояния идеального газа) и где эти свойства используются. Выслушав ответы учащихся, демонстрируем схему: Назовите основные этапы познания в этом случае. Формулируем вывод: Знание теории и вытекающих из неё следствий позволило на их основе создать конкретные технические установки. Обобщая содержание этого этапа урока, записываем общий вывод относительно основных ступеней познания: Наблюдение, опыт теория практика 4 этап – фронтальная работа с текстом учебника. Задание 4: «Перечитать § 70,71 и выбрать информацию для заполнения таблицы 2.Проанализируйте содержание таблицы и подготовьте краткий рассказ о последовательности открытия газовых законов. Заполненная таблица имеет вид Таблица 2. Газовые законы Закон границы примене-ния название дата открытия кем открыт формула график условия выпол- нения Уравнение состояния идеального газа 1834 1874 франц.уч. Б.П. Клапейрон (вывел) русск.уч. Д.И. Менделеев pV\Т-соnst pV=m\μ*RТ при m-соnst 1)газ идеаль-ны 2) m-соnst закон Бойля -Мариотта 1662 англ. уч. Р.Бойль и независимо от него франц.уч. Э.Мариотт (установили эксперимент.) pV-соnst р V при m-соnst Т-соnst 1)газ идеаль-ны 2) m-соnst закон Гей- Люссака 1802 франц.уч Гей- Люссак (установил эксперимент.) V\Т-соnst V Т при m-соnst р-соnst 1)газ идеаль-ны 2) m-соnst закон Шарля 1787 франц.уч Шарль (установил эксперимент.) p\Т-соnst р Т при m-соnst V-соnst 1)газ идеаль-ны 2) m-соnst После прослушивания кратких рассказов о последовательности открытия газовых законов, проводим с учащимися краткую беседу, в ходе которой выясняем: - какие этапы прошло изучение свойств газа; -какие из рассмотренных законов являются частными, а какой общим и почему? -какие выводы следуют из выявленных фактов развития научных знаний. 4 этап - итоги Человек не сразу познаёт объект или явление природы, а постепенно, всё ,более уточняя и расширяя свои знания о нем. Он узнаёт сначала частные закономерности, а от них переходит к установлению общих закономерностей. Истина складывается по «зернам» из суммы частных истин. Каждая достигнутая человеком более полная истина есть новая веха в развитии науки и познания. История установления газовых законов наглядно убеждает, что наука развивается усилиями учёных многих стран, т.е. по своему характеру она интернациональна. Созданием теории познания, элементы которой рассмотрены на данном уроке, занимались многие именитые ученые. «Цепочка» научного познания Наблюдение, опыт теория практика Факты проблемы гипотеза эксперимент. Домашнее задание: 1) Покажите на примере истории изучения газовых законов, как человек «движется» от незнания к знанию»; 2) Назовите основные ступени познания и раскройте их смысл примерами из истории молекулярной физики. |